Высшей школой организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) проведено исследование «Кадровое и информационное обеспечение медицинского образования и практического здравоохранения России».
В результате этих работ выявлены существенные резервы в снижении смертности и повышении удовлетворенности населения, в том числе путем преодоления серьезного неблагополучия в информационно-образовательном обеспечении образовательных учреждений, а также практикующих медицинских работников. Эти проблемы отрицательно сказываются на результатах оказания медицинской помощи.
Так, в 2021 г. в системе ОМС по результатам ЭКМП серьезные нарушения составили 25% случаев, как следствие, медицинским организациям были выставлены штрафы на 11 млрд руб. Многочисленные жалобы пациентов привели к тому, что в Следственном комитете организован отдел медицинских экспертиз, и ежегодно более 170 уголовных дел в отношении врачей доводится до суда, а еще в 10 раз больше возбуждается.
Такие неудовлетворительные результаты во многом связаны с проблемами в системе медицинского образования, дефицитом и перегруженностью врачей и среднего медицинского персонала, а также полной незаинтересованностью руководителей лечебных учреждений в обеспечении врачей современными знаниями. Например, в РФ, по сравнению с большинством развитых стран, короче сроки обучения в медицинском вузе (6 и 7 лет соответственно); отсутствует интернатура (с 2016 г.); допуск к практической деятельности в первичном звене осуществляется непосредственно после окончания вуза (6 лет), а в развитых странах, как правило, после прохождения от двух и более лет ординатуры. Далее, оплата труда практикующих врачей в сопоставимых показателях в 1,5 раза ниже, чем в странах, близких к нашей стране по уровню экономического развития. В сочетании с высокой трудовой нагрузкой это приводит к выгоранию врачей и дефициту у них свободного времени на полноценное повышение квалификации. Усугубляющим фактором является отсутствие в медицинских организациях профессиональных библиотек, которые могли бы облегчить ситуацию в получении новых знаний медицинскими работниками.
И это происходит сегодня, когда объем медицинской информации удваивается каждые 3 месяца! В развитых странах для ускорения трансляции новых знаний в практику на государственном уровне реализуются специальные программы, например, «Обучающая система здравоохранения» (Learning health system); наличие профессиональных источников знаний для медицинского персонала является у них обязательным требованием для аккредитации медицинских организаций.
Конечно, не все меры по исправлению ситуации могут быть реализованы на уровне руководителя здравоохранения региона. Однако есть то, на что можно повлиять напрямую.
Первое – это увеличение учебно-методического обеспечения медицинских учебных заведений, которое катастрофически низко – 500 руб. на студента в год, что в 4,5 раза ниже, чем аналогичное обеспечение у школьников старших классов. Это особенно важно в условиях сокращения сроков подготовки среднего медицинского персонала (с 2 до 3 лет).
Второе – обеспечение максимальной доступности современных знаний для врачей и фельдшеров, что называется «на расстоянии вытянутой руки», то есть в ординаторских или специально созданных профессиональных библиотеках. При этом уповать только на клинические рекомендации и системы поддержки приятия клинических решений (СППКР) нельзя, так как, согласно научным исследованиям, это вспомогательные инструменты для быстрой ориентации. Для принятия правильных решений врач должен иметь постоянный доступ к широкому спектру современных профессиональных информационных ресурсов.
Сегодня в России для этого создана надежная база. Благодаря энтузиазму и усилиям выдающихся специалистов, преподавателей медицинских вузов, НМИЦ и НИИ созданы и постоянно обновляются профессиональные издания, а это более 2,5 тыс. наименований. Благодаря их усилиям реализован крупномасштабный проект «Золотая серия» – перевод и редакция всемирно известных руководств по всем ключевым медицинским специальностям. Меньше чем за год создана серия «Библиотека военного врача». Весь этот огромный интеллектуальный багаж медицинских знаний также представлен в виде цифровой базы с удобной поисковой системой.
Полный спектр решений для всех уровней медицинского и фармацевтического образования: ГЭОТАР-Медиа и партнёры.