Национальная лекарственная политика – это стратегический документ, который разрабатывается на долгосрочную перспективу, как правило, десять лет. В нем определяются роли многочисленных участников на всех этапах обращения ЛС (от разработки новых лекарств до их рационального применения), их взаимосвязь и балансы интересов.
Сегодня НЛП принята в 133 странах мира и есть практически во всех странах ЕС. Все правила и задачи, которые устанавливает эта политика, должны быть подчинены целям государства в этой сфере. Для России цели НЛП поставлены в указах Президента В.В. Путина – № 204 от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и № 642 от 1 декабря 2016 г. «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». Это:
Следует отметить, что в РФ за последние годы благодаря государственной политике достигнуты позитивные сдвиги в сфере лекарственного обращения, а именно: принят основной федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» (Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ), обеспечено нормативно-правовое поле для внедрения инновационных БМКП, благодаря реализации Государственной программы «ФАРМА-2020» поддержаны доклинические исследования ЛС и развивается отечественная фармацевтическая промышленность. С 2005 по 2017 г. почти в 2 раза в постоянных ценах (2005 г. – 100%) увеличены государственные расходы на ЛП в амбулаторных условиях, осуществляется жесткий контроль за ценами на ЛП из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее – ЖНВЛП), существенно повышена прозрачность процессов включения лекарств в этот перечень. Внедряется система идентификации ЛП от производителя до конечного потребителя. Однако поставленные Президентом РФ цели требуют разработки Национальной лекарственной политики в РФ.
Фармацевтический рынок не является саморегулируемым – он требует от государственных органов власти постоянного вмешательства во все процессы лекарственного обращения. Сегодня в РФ в регулировании этого рынка задействованы Министерство здравоохранения, Министерство промышленности и торговли, Министерство науки и высшего образования, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и Федеральная антимонопольная служба, Ростех. Соответственно, принципиально важно, чтобы разработка НЛП носила межведомственный характер, а ведомственные стратегии развития были согласованы с ней и между собой. Система планирования и регулирования должна быть выстроена таким образом, чтобы выполнить поставленные цели. При этом при разработке НЛП необходимо соблюсти оптимальные балансы между интересами множества субъектов лекарственного обращения, причем в ситуации финансовых и временных ограничений.
Решение такой сложной, многофакторной и межведомственной задачи, как разработка Национальной лекарственной политики, требует серьезных научных обоснований, в том числе правильной расстановки приоритетов и неоднократных обсуждений. Именно для этих целей, по согласованию с Минздравом России – головным ведомством в области лекарственной политики, Президиумом РАН был создан межведомственный Совет по ее научному обоснованию и сопровождению. По итогам каждого этапа работы Совета все итоговые документы, включая проект НЛП, будут переданы в Минздрав и другие заинтересованные министерства и ведомства...