Статья в «The Times» «Российское здравоохранение умирает на ногах» оскорбительна для нашей великой страны, тем более в преддверии празднования 75-летия победы в Великой Отечественной войне. Но, к сожалению, многие приведенные в ней факты соответствуют действительности.
Почему «убивает»? Потому что, если бы в России смертность была как, например, в сегодня Польше, то с 2012 по 2019 г. (за 7 лет) в РФ сохранилось бы 2,3 млн. жизней. Для справки: общий коэффициент смертности (ОКС) в РФ с 2012 по 2016 г. был на уровне 13,0 на 1 тыс. населения, а с 2016 по 2019 г. – на уровне 12,4. В Польше в эти годы ОКС в среднем равнялся 10,0. То есть в РФ на каждую тысячу людей умирало по сравнению с Польшей от 2,4 до 3 человек больше. При этом средний возраст населения в РФ и Польше близок - около 40 лет.
Причем здесь здравоохранение? Потому что в условиях, когда в России в последние годы реальные доходы граждан не росли, доступность бесплатной медицинской помощи, которая определяет здоровье населения и социальную стабильность в обществе, вместо того, чтобы увеличиваться - сокращалось в результате оптимизации. Для справки: в РФ сегодня ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ), которая рассчитывается на основании показателей смертности по разным возрастным группам, определяется тремя главными факторами: благосостоянием граждан примерно на 40%, уровнем финансирования здравоохранения - на 30% и образом жизни населения - на 30%. С 2012 по 2018 г. в результате оптимизации обеспеченность практикующими врачами в госсекторе снизилась на 12% (на 46 тыс. чел.), число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений сократилось на 12%, число госпитализаций — на 6%, число вызовов скорой помощи — на 3%.
Почему российские здравоохранение «нищее» для нашей страны? Потому что в РФ государственные расходы на здравоохранение (ОМС и бюджеты всех уровней) в 1,9 раза ниже в расчете на душу населения, чем в соседних странах ЕС, близких к нам по уровню экономического развития, например, в Польше и Чехии, и в 1,6 раза ниже в доле ВВП, чем у них. Соответственно, мы в России меньше тратим на оплату труда медицинских работников, на лекарства, на обновление материально-технической базы и на другие важнейшие статьи расходов отрасли. Кстати, ОПЖ сегодня в названных странах составляет 78 лет, что на 5 лет выше, чем в РФ. Для справки: в РФ в 2018 г. расходы государства составили 3,3 трлн. руб. или 3,2% ВВП, что составляет на душу 880 долларов по паритету покупательной способности (ППС). В странах ЕС, близких к РФ по уровню экономического развития, государственные расходы составили в среднем 5% ВВП или 1700 долларов ППС на душу. Как следствие, в РФ, например, доступность лекарств в амбулаторных условиях в 2,8 раз меньше на душу населения, чем в этих странах. При этом лекарства бесплатно у нас получают только отдельные категории граждан, а у них – все, кому врач выписал рецепт.
Почему явно недостаточно того, что уже делается в здравоохранении? В бюджете ФОМС в 2020 г. на решение острейшей проблемы здравоохранения России – ликвидации дефицита кадров в «первичном звене», заложено только 18 млрд руб. Эти средства явно недостаточны, так как не предусматривают увеличение оплаты труда медицинских работников - главной причины их нехватки. Для справки: по расчетам на ликвидацию дефицита 36,7 тыс. врачей участковой службы, 65,7 тыс. средних медицинских работников, работающих с ними, и 20 тыс. фельдшеров, с учетом индексации оплаты их труда, потребуется не менее 165 млрд руб. ежегодно, не говоря о покрытии дефицита по ряду других специальностей.
Что это означает? Что проблема «первичного звена» не будет решена, а значит не будет обеспечена доступность медицинской помощи на самом важном участке, куда население ежегодно обращается более 1 млрд раз. То есть, задачи, поставленные Президентом РФ в обращении к Федеральному Собранию 15 января, а именно - ответить на острейшие запросы населения, решены не будут. Соответственно, ситуация с доступностью и качеством медицинской помощи будет только усугубляться, что совершенно недопустимо для нашей страны.
Что необходимо сделать? Еще раз и еще раз повторю - необходимо поэтапно увеличить государственные расходы до 5% ВВП к 2024 г. Это, в среднем, дополнительно по 710 млрд руб. ежегодно в ценах 2018 г. к уже предусмотренному государственному финансированию здравоохранения. И эти средства должны пойти на ликвидацию дефицита кадров (путем увеличения оплаты их труда), на повышение их квалификации, на обеспечение всего населения бесплатными лекарствами в амбулаторных условиях. Не говоря о том, чтобы решить важнейший вопрос по снятию возрастающего давления на медицинских работников со стороны контрольных органов, который дополнительных средств не требует. Ведь в таких условиях обеспечить качественную медицинскую помощь невозможно.
Эти задачи должны быть заложены в программе каждой политической партии России, потому что без этого невозможно обеспечить сбережение нашего народа.