Заключение на проект Приказа МЗ по выплате 1000 руб. медицинским работникам за вновь выявленное онкологическое заболевание
Заключение д.м.н. Г.Э. Улумбековой на проект распоряжения Правительства РФ о распределении в 2020 г. иных межбюджетных трансфертов из бюджета ФОМС бюджетам ТФОМС на финансовое обеспечение осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения.
Вывод: проект данного распоряжения (и соответствующего Приказа Минздрава) не обеспечен достаточными финансовыми ресурсами и не приведет к желаемому эффекту, более того, принятие данных документов увеличит из без того избыточную отчетность и контрольные проверки медицинских организаций.
Предусмотренная оплата 1 тыс. руб. (всего 617 млн руб. за 617 тыс. впервые выявленных и подтвержденных онкологических заболеваний) реально очень мала, чтобы стимулировать процесс выявления этих заболеваний. Для справки: из этой суммы 500 руб. предусмотрено врачу участковой службы или фельдшеру, ответственным за процесс проведения профилактического осмотра и диспансеризации, и оставшиеся 500 руб. другим медицинским работникам, участвующим в процессе выявления, число которых может доходить 3-х. При пересчете на численность врачей участковой службы (75 тыс.) и фельдшеров (22 тыс.) и при условии, если каждый из них выявит равномерно по 6 заболеваний в год это составит – 3,2 тыс. в год или 273 руб. в мес. Оставшаяся сумма в лучшем случае будет поделена на 2-х человек и составит 136 руб. в мес. Такие незначительные суммы не могут мотивировать медицинский персонал.
Кроме того, принятие этого решения связано с дополнительными рисками и нагрузками на медицинский персонал:
гипердиагностика, которая приведет к ненужным назначениям и расходам системы, перекосу в диагностики одних заболеваний в ущерб другим, а также дополнительному психологическому травмированию пациентов;
излишний документооборот и отвлечение времени сотрудников, связанные с учетом этих случаев, со сложностями (субъективизмом) в разделении доли участия медицинских работников, контролем исполнения процесса;
недовольство тех медицинских работников, которые не получили компенсации, но добросовестно выполняли свои трудовые функции;
Предложения по решению вопроса:
привлечь дополнительные кадры в «первичное звено» здравоохранения, для того, чтобы у врачей было достаточно времени для полноценного выполнения своих трудовых функций, а именно наблюдения, обследования, координации помощи и др. прикрепленным пациентам, ведь именно по причине дефицита кадров многие врачи считают проведение диспансеризации формальным (для решения этого вопроса требуются дополнительные средства, время, условия см. п. 1);
повысить квалификацию врачей, для этого у врача должно быть выделенное время, достаточные средства у работодателя, специальные удобные в использовании руководства, системы поддержки принятия клинических решений. Необходимо разработать и внедрить тактику выявления онкологических заболеваний в первичном звене;
разработать обоснованную систему стимулирующих выплат для врачей первичного звена, согласованную с медицинским сообществом. Эта система должна быть построена на имеющихся доказательствах, что врач может повлиять на достижение того или иного показателя (причем не только для выявления онкологических заболеваний). В части онкологических заболеваний целесообразно использовать принятые и апробированные в развитых странах показатели оценки деятельности врачей первичного звена. Например, в Великобритании оценивается 2 показателя – ведение канцерорегистра пациентов и мониторинг пациентов в сроки не позднее 6 месяцев после установления диагноза. Эти показатели научно доказаны и позволяют оценить своевременность учета и координации помощи таким пациентам.