Здравоохранение – отрасль, которая касается каждого гражданина РФ, причем по самым чувствительным вопросам – здоровья и зачастую жизни. Здравоохранение обеспечивает национальную безопасность страны – без здоровых граждан невозможно добиться роста производства и обеспечить обороноспособность. Именно поэтому во всех развитых странах и во многих развивающихся руководство страны уделяет первостепенное внимание вопросам здравоохранения. Особенно важно обеспечивать эффективную работу этой отрасли в условиях снижения реальных доходов населения и ухудшения общей экономической ситуации, как это про- исходит в РФ сегодня.
Так, в РФ в 2015 г., по данным Минэкономразвития, реальные доходы населения сокращаются на 4%, а валовой внутренний продукт (ВВП) – на 3,9%. В 2016 г., по прогнозам этого ведомства, рост ВВП не превысит 1%, а размер реальной заработной платы упадет на 0,2%. Такая ситуация требует пристального внимания к стабильности деятельности системы здравоохранения и обеспечению доступной бесплатной медицинской помощи.
Сегодня в РФ сложились следующие демографические показатели и показатели здоровья населения. Ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) российских граждан на 6,7 года ниже, чем в «новых-6» странах ЕС, имеющих сопоставимый ВВП на душу населения в год (Чехия, Эстония, Венгрия, Польша, Словакия и Словения), – соответственно 70,9 и 77,6 года.
Стандартизованный коэффициент смертности от всех причин (СКС) в России в 1,5 раза выше, чем в «новых-6» странах ЕС (соответственно 1109 и 755 случаев на 100 тыс. населения), младенческая смертность – в 1,9 раза выше (соответственно 7,4 и 3,8 случая на 1 тыс. родившихся живыми), смертность детей от 0 до 5 лет – в 2 раза выше (соответствен- но 9,1 и 4,6 умерших на 1 тыс. родившихся живыми), смертность от туберкулеза – в 9,2 раза выше (соответственно 10,1 и 1,1 случая на 100 тыс. населения).
При этом особо следует отметить сверхсмертность мужчин: в РФ разница между ОПЖ женщин и мужчин – 11,2 года, а в «новых-6» странах ЕС – 7,3 года (рис. 1). По данным Росстата, за 9 мес 2015 г. число умерших возросло на 0,9% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.
1) дефицит государственного финансирования;
2) нерациональное расходование государственных средств;
3) дефицит медицинских кадров;
4) неудовлетворительное качество медицинской помощи;
5) недостаточное лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях;
6) дефицит и неоптимальная структура коечного фонда.
Ниже вышеназванные проблемы описаны более подробно.
Государственные расходы на здравоохранение складываются из средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов РФ и средств ОМС. В РФ в 2013 г. (это последний год, вплоть до которого снижалась смертность населения) государственные расходы составили 2478 млрд руб. – это 3,6% валового внутреннего продукта (ВВП), что в 1,5 раза ниже, чем в «новых-6» странах ЕС (5,4% ВВП).
Следует отметить, что в результате инфляции и девальвации рубля (примерно 10% расходов в здравоохранении привязано к курсовой разнице), государственное финансирование отрасли сократилось: в 2014 г. – на 7%, в 2015 г. – на 17%, в 2016 г. планируется сокращение на 20% (в сопоставимых ценах). В абсолютных значениях эта разница составляет 691 млрд руб. Это означает, что на столько же снизятся объемы бесплатной медицинской помощи, в том числе будет меньше бесплатных лекарств и расходных материалов, меньше размер заработных плат медицинских работников.
В 2016 г. государственные расходы на здравоохранение составят 3,4% ВВП (ВВП взят в соответствии с социальноэкономическим прогнозом Минфина от октября 2015 г.).
Если же сравнивать расходы 2016 с 2014 г., разница будет несколько меньше и составит в сопоставимых ценах 470 млрд руб.
В результате, по данным ОНФ3, в близлежащих субъектах РФ цены на однотипные лекарства могут различаться на 10–40%. Как правило, в более бюджетно обеспеченных субъектах РФ эти цены выше. Госсредства расходуются не на приоритеты. Например, в 2014 г. из средств бюджета ФОМС (предназначенных исключительно для оказания медицинской помощи по базовой программе государственных гарантий) было изъято более 50 млрд руб. на строительство перинатальных центров в субъектах РФ. И это при том, что в РФ основные приоритеты – здоровье мужчин трудоспособного возраста, детей и подростков.
В 2015 г. за счет бюджета ФОМС в объеме 28,6 млрд руб. финансировались расходы на высокотехнологичную медицинскую помощь (ВМП) в федеральных и региональных центрах, которая ранее всегда оплачивалась только из средств федерального бюджета.
В 2016 г. из бюджета ФОМС планируется оплачивать и расходы на ВМП, и ряд инвестиционных расходов, в том числе на закупку машин скорой медицинской помощи. Общий объем средств, направляемых в 2016 г. из бюджета ФОМС в федеральный бюджет, составляет почти 127 млрд руб. Однако следует понимать, что возможные источники экономии средств внутри отрасли ограничены. Так, в 2016 г. объем средств за счет возможной экономии может составить минимум 69 млрд руб., максимально – до 267 млрд руб, т.е. в среднем почти 170 млрд руб.
Общий перечень возможных источников экономии представлен в табл. 1. Имеющееся дорогостоящее диагностическое оборудование в ряде случаев используется неэффективно.
В сельской местности обеспеченность всеми врачами была в 3,1 раза ниже, чем в среднем по стране (соответственно – 4,4 и 1,4 на 1 тыс. на- селения). Ситуация с дефицитом врачей усугубляется тем, что в отрасли трудятся почти 30% врачей старше пенсионного возраста, т.е. в ближайшее время начнется их ускоренный отток из отрасли.
Все это означает, что в системе здравоохранения, в ближайшее время в связи с ускоренным оттоком кадров пенсионного возраста и снижением заработных плат медицинских работников, ситуация с доступностью врачей усугубится.
Повышение уровня квалификации кадров упирается в необходимость решения системных проблем на уровне их подготовки в медицинских вузах (необходимо обеспечить достаточное число высококвалифицированных преподавателей, клинических баз, материально-технических средств для учебного процесса) и непрерывного повышения квалификации после окончания вуза (для этого также необходимы средства и высококачественные образовательные мероприятия и материалы).
Для повышения качества медицинской помощи в РФ также необходимы организационные меры, например внедрение систем безопасности пациентов в стационарах, которые сегодня в большинстве из них не соответствуют международным стандартам.
Вместе с тем контроль качества медицинской помощи в РФ избыточен (более 8 видов), различные виды контроля дублируют друг друга и не соответствуют международным нормам.
Более того, бесплатные лекарства в нашей стране доступны только для отдельных категорий граждан – преимущественно инвалидов (не более 6 млн чел.), в то время когда в развитых странах оно распространяется на всех граждан и направлено на предотвращение инвалидизации и обострений заболеваний.
Другие способы расчетов показывают близкие по численности показатели необходимого коечного фонда в РФ. При этом структура коечного фонда в РФ неоптимальна – число коек реабилитации в 4,8 раза меньше, чем в «новых» странах ЕС, число коек длительного ухода (сестринских и паллиативных) – в 3 раза меньше, коек социального ухода в учреждениях социального обслуживания – в 3,2 раза меньше (табл. 2).
Ситуация усугубляется снижением государственных расходов на здравоохранение: в 2014 г. – на 7%, а 2015 г. – на 17%, в 2016 г. – на 20% в сопоставимых ценах по сравнению с 2013 г. Как следствие, сократились объемы бесплатной медицинской помощи для населения: число посещений в связи с заболеваниями – на 137 млн (на 14%), число госпитализаций пациентов в стационары – на 677 тыс. (на 2%), число вызовов скорой медицинской помощи – на 1,7 млн (на 4%).
При этом число больных людей в стране не уменьшилось, а стационаро-замещающие виды помощи, призванные заменить сокращение объемов скорой и стационарной медицинской помощи, недостаточны (из-за дефицита кадров и средств в первичном звене здравоохранения).
Рост смертности трудоспособного населения в 2014 г. составил 1,2%. Такая ситуация в здравоохранении неизбежно приведет к нарастанию социального напряжения в стране.
Как было сказано, в здравоохранении могут найтись и дополнительные источники финансовых средств за счет внутриотраслевой экономии. Это в среднем – 170 млрд руб. Однако такая экономия возможна только при принятии ряда управленческих решений, а также при жестком контроле исполнения таких решений со стороны федерального и региональных органов управления здравоохранением.
Второй сценарий – стабилизационный – подразумевает обеспечение в 2016 г. расходов на здравоохранение на уровне 2013 г. в сопоставимых ценах (расходы 2013 г. в ценах 2016 г. составят 3544,0 млрд руб.). Для этого в 2016 г. потребуется дополнительно около 691 млрд руб. к запланированным бюджетным расходам (см. табл. 3). С учетом средств внутриотраслевой экономии это составит около 520 млрд руб.
Такой вариант, как и кризисный, подразумевает жесткую экономию средств и расходование их по приоритетам.
Однако объемы расходов можно будет несколько увеличить по сравнению с кризисным сценарием, а также обеспечить бо'льшие объемы оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи в стационарных условиях.
В результате это позволит остановить рост смертности в стране и приступить к решению базовых проблем здравоохранения.
Третий сценарий – развитие – позволит снизить ОКС до 11,3 случая на 1 тыс. населения и, соответственно, достичь целевого значения ОПЖ в 74 года к 2020–2022гг. Он подразумевает, что с 2017г. произойдет поэтапное увеличение государственных расходов на здравоохранение в 1,4 раза – до 5% ВВП в 2020г. (или до 5800 млрд руб. в текущих ценах).
Такие государственные расходы на здравоохранение в 2020г. (5% ВВП) примерно соответствует тому, сколько сегодня тратят на здравоохранение из государственных источников в «новых» странах ЕС – 5,4% ВВП. Этот вариант развития также нацелен на то, чтобы направить средства на приоритетные направления (как в кризисном и стабилизационном варианте), а также на коренное решение накопившихся проблем в отрасли.
На уровне 2013 г. предложено сохранить следующие расходы:
1. Оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, в том числе обеспечение амбулаторно-поликлинической помощи для всех категорий граждан на уровне не ниже 2013 г. Развитие производственной медицины на паритетных началах с работодателями и школьной медицины вместе с Минобразования России. Для сохранения численности медицинских кадров на уровне 2013 г. потребуются дополнительные расходы: предоставление льгот по жилью, индексация заработной платы в соответствии с уровнем инфляции.
2. Оказание скорой медицинской помощи в амбулаторных и стационарных условиях на уровне не ниже 2013г.
3. Оказание специализированной медицинской помощи в экстренной форме в стационарах на уровне не ниже 2013г.
4. Обеспечение населения бесплатными лекарствами в амбулаторных условиях на уровне не ниже 2013г., в том числе дополнительные средства на лекарственное обеспечение детей от 0 до 15 лет и мужчин трудоспособного возраста.
5. Профилактика и оказание медицинской помощи больным инфекционными заболеваниями на уровне не ниже 2013г.
6. Подготовка и повышение квалификации всех медицинских кадров, по этой статье необходимы дополнительные средства, в том числе на повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, повышение оплаты его труда, обеспечение вузов клиническими базами, на повышение квалификации уже практикующих врачей и внедрение современных форм и способов повышения квалификации.
Из табл. 4 видно, что на 30% придется сократить расходы на оказание специализированной медицинской помощи в стационарах, на 36% – расходы на Программу госгарантий за счет средств регионов и на 50% – другие госрасходы на здравоохранение, которые финансируются преимущественно за счет федерального и региональных бюджетов.
В том числе:
Следует понимать, что описанный кризисный вариант позволит только приостановить темпы роста смертности в стране и дальнейшее усугубление базовых проблем здравоохранения. Для возвращения значения показателя ОКС на уровень 2013 г. (13,1 случая на 1 тыс. населения) потребуется стабилизационный вариант развития здравоохранения.
Аналогичные программы должны быть разработаны и обсуждены в каждом субъекте РФ. При этом для повышения эффективности управления отраслью необходимо установить личную ответственность руководителей здравоохранения всех уровней за выполнение результатов антикризисной программы. Потребуется также установить постоянное взаимодействие с населением, проводить анализ жалоб и разъяснительную работу.
Необходимо остановить необоснованные сокращения числа медицинских кадров и стационарных коек в государственных и муниципальных учреждениях. Для этого требуется пересмотреть и обосновать новые целевые показатели «дорожной карты», принятой Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 № 2599-р.
Крайне важно в бюджете на 2016 г. дополнительно изыскать до 250–260 млрд руб. Это около 1/2 средств, необходимых для финансирования здравоохранения на уровне 2013 г., за вычетом средств внутриотраслевой экономии ({691 – 168} млрд руб.÷2).
Одновременно необходимо ввести строжайшую экономию средств в здравоохранении и приступить к снижению объемов коррупции на всех уровнях. С 2017 г. важно приступить к реализации целевых приоритетных программ. Для этого с 2017 г. необходимо перейти на стабилизационный вариант бюджета здравоохранения, а с 2018 г. – на вариант «развитие». Перечень целевых приоритетных программ, которые следует реализовать с 2017 г.:
Улумбекова Гузель Эрнстовна – доктор медицинских наук, руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ), ответственный секретарь Российского общества по организации здравоохранения и общественного здоровья (РОПОЗ и ОЗ) (Москва)