Непрерывное медицинское образование в России

07 декабря 2016
Вестник_№3_2016
Автор: Г.Э. Улумбекова, З.З. Балкизов
Сокращения:
МПНКО – медицинское профессиональное некоммерческое общество
НКО – некоммерческая организация
НМО – непрерывное медицинское образование
НМП – Национальная медицинская палата
НП – некоммерческое предприятие

О координационном совете по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования

Координационный совет по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования (далее – Совет) был создан в рамках соглашения между Минздравом России и Некоммерческим предприятием «Национальная медицинская палата» (приказ Минздрава России от 18.02.2013 № 82). Приказом № 83 определен состав Совета, в него вошли представители всероссийских профессиональных обществ по специальностям, а также руководители медицинских вузов и Минздрава России.

Сопредседателями Совета стали президент НМП Леонид Михайлович Рошаль и первый заместитель министра здравоохранения Игорь Николаевич Каграманян. Для обеспечения эффективной работы Совета на первом заседании были созданы следующие рабочие органы:

Рабочая группа 1 – по разработке нормативных документов по развитию НМО и проведению пилотных проектов (руководитель – А.А. Свистунов).

Рабочая группа 2 – по методологии создания учебных и контрольно-измерительных материалов (руководитель – А.Г. Чучалин).

Рабочая группа 3 – по внедрению инновационных образовательных технологий в НМО (руководитель – Г.Э. Улумбекова).

Комиссия по оценке соответствия образовательных мероприятий и материалов для НМО установленным требованиям (руководитель – Н.Д. Ющук, ответственный секретарь – З.З. Балкизов).

В рамках деятельности Совета рабочие группы подготовили следующие документы:

1. Методические рекомендации по реализации модели отработки основных принципов НМО для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций.

2. Методология создания контрольно-измерительных материалов.

3. Методология создания клинических рекомендаций.

4. Методология создания электронных образовательных модулей.

5. Проект приказа Минздрава России «О модели отработки основных принципов НМО с участием МПНКО».

6. Требования к образовательным мероприятиям и материалам.

7. Порядок проведения оценки образовательных мероприятий на соответствие установленным требованиям.

Со всеми вышеперечисленными документами можно ознакомиться на сайте www.sovetnmo.ru

В 2013–2014 гг. заседания Совета проводились не реже 1 раза в квартал, на заседаниях обсуждались проекты документов, промежуточные этапы реализации пилотного проекта по внедрению НМО в РФ и предложения по совершенствованию этой системы.

Основные принципы реализации непрерывного медицинского образования в пилотном проекте

По инициативе НМП, с 2013 г. по настоящее время проводится проект по отработке основных принципов НМО с участием профессиональных некоммерческих организаций, который координируется Советом. Проект реализуется согласно приказу Минздрава России от 11.11.2013 № 837 «Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций».

В 2013–2015 гг. проект реализовывался 15 образовательными организациями Минздрава России и 12 МПНКО по специальностям (на основании договоров о сетевой форме реализации образовательных программ с вузами). Образовательные программы продолжительностью 144 ч реализовывались совместно вузами (108 ч) и НКО (36 ч), при этом не менее 50% программы – с использованием дистанционных образовательных технологий.

1 ч образовательной активности приравнивался 1 кредиту (баллу).

Участники проекта принимали участие на добровольной основе. Для них был разработан электронный портал ( www.sovetnmo.ru.), на котором они могли заполнять свой индивидуальный план обучения (портфолио), получать доступ к электронным модулям, а также информацию об образовательных мероприятиях. Медицинские профессиональные некоммерческие организации предоставляли 2 вида образовательной активности: образовательные мероприятия и электронные учебные материалы (электронные модули).

Организаторами образовательных мероприятий выступали различные поставщики медицинских услуг, рекомендованные профессиональными НКО. Всего с 1 декабря 2013 г. по 29 января 2015 г. было зарегистрировано 234 мероприятия. Образовательный портал и электронные учебные материалы для участников проекта были подготовлены членом – учредителем НМП – Ассоциацией медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования (АСМОК).

АСМОК за счет собственных средств разработала электронные модули с участием отечественных авторов, а также провела работу по переводу на русский язык и адаптации 200 модулей для врачей первичного звена по лицензионному договору с Британской медицинской ассоциацией (BMJ-Learning). В проекте на добровольной основе участвовали 492 врача первичного звена из 12 регионов Российской Федерации. Из них 154 участника набрали свыше 36 ч со средним результатом 47 ч в год.

Около 100 участников не заполнили электронное портфолио на портале Совета. Это количество соответствует доле участников, которые при анонимном анкетировании отметили слабое владение информационными технологиями и отсутствие доступа в Интернет. В то же время большое число врачей – участников проекта стали использовать информационные технологии благодаря тому, что приняли в нем участие. 

В 2015 г. реализация этого проекта была продолжена в соответствии с приказом Минздрава России от 09.06.2015 № 328 «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.11.2013 № 837 “Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций”». Пункт 7 Приложения 1 этого приказа декларирует, что проект реализуется с 1 декабря 2013 г. по 31 декабря 2020 г. в соответствии с установленным приказом планом-графиком.

Приказ № 328 расширил перечень медицинских специальностей, которые могут принимать участие в проекте. Это привело к взрывному росту количества врачей-участников. Так, в 2015 г. их было около 10 тыс., в 2016 г. – уже 90 тыс. врачей. Для координации работы вузов и профессиональных организаций в системе НМО силами АСМОК был разработан второй портал для непрерывного медицинского образования с расширенными функциями – www.edu.rosminzdrav.ru . Этот портал передан для дальнейшего обслуживания и развития РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России. На портале регистрируются все виды образовательной активности врачей в рамках НМО, включая вузовский компонент и компонент, предоставляемый профессиональными медицинскими обществами и другими поставщиками образовательных услуг.

Комиссия по оценке соответствия образовательных мероприятий и материалов для непрерывного медицинского образования установленным требованиям

В рамках проекта вся образовательная активность (мероприятия и модули), предоставляемая профессиональными обществами, проходит оценку на соответствие установленным требованиям. С 2013 г. по настоящее время оценка проводится Комиссией Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования.

Деятельность комиссии координируется секретариатом и техническими работниками, функционирующим на базе АСМОК. Это 3 специалиста, работающие на основе полной занятости, программист – 0,5 ставки, и менеджер портала – 0,5 ставки. Заявки на оценку принимаются от организаторов мероприятий без каких-либо дискриминирующих ограничений. Оценка проводится на со- ответствие требованиям, установленным Координационным советом (протокол № 4 от 26.09.2013). 

Первый этап оценки – проверка документов, подтверждающих существование юридического лица и наличие видов деятельности, связанных с образованием или организацией мероприятий, а также других формальных требований. Для разработчиков электронных модулей существуют дополнительные технические требования (для совместимости с порталом Совета).

Второй этап – направление заявок по мероприятиям и материалам для рецензирования во всероссийское МПНКО по соответствующей специальности, где они рассматриваются экспертом.

В настоящее время в рецензировании участвуют более 600 экспертов. В то же время рецензирование является наиболее длительным этапом оценки, так как оно проводится на безвозмездной основе. Кроме того, в некоторых случаях Комиссия сталкивается с недобросовестной оценкой, причинами которой становятся попытки монополизации права проведения мероприятий для НМО со стороны отдельных профессиональных обществ. Вся процедура оценки проводится Комиссией исключительно на безвозмездной основе для всех участников.

Финансирование секретариата и портала Совета осуществляются из собственных средств АСМОК. В 2015 г. Комиссия провела оценку 574 мероприятий и 134 электронных учебных материалов. В связи с расширением перечня специальностей, по которым проводится обучение в рамках проекта в 2016 г., количество заявок превысило 600 в месяц.

Для решения сложившихся проблем (слабая мотивация рецензентов, больший поток заявок на оценку соответствия от поставщиков образовательных услуг, что требует дополнительного штата сотрудников, а также претензии на монополию образовательных услуг со стороны отдельных МПНКО) мы считаем, что работу Комиссии Координационного совета необходимо реорганизовать. Для этого предлагаем выделить функции по оценке соответствия мероприятий и материалов из Координационного совета и передать их НП «Национальная медицинская палата». Это можно сделать в рамках соглашения о сотрудничестве между Минздравом России и НМП.

В НМП для реализации функции оценки соответствия образовательных мероприятий и материалов для НМО необходимо создать Совет по НМО, в составе которого обеспечить равное представительство всех профессиональных обществ по специальностям. Создание такого органа при НМП соответствует международной практике и позволит заключать международные соглашения о взаимном признании мероприятий для НМО со странами ЕС и Северной Америки.

Дальнейшее развитие непрерывного медицинского образования в РФ

Предполагается, что развитие системы НМО будет включено в приоритетные направления развития здравоохранения на ближайшие годы. Участие МПНКО в НМО предусмотрено приказами Минздрава России (№ 82 и 83 от 18.02.2013). Также в целях повышения качества и ускорения работ по внедрению НМО 24.03.2016. Минздра- вом РФ руководителям МПНКО было направлено письмо № 16-2/10/2-1766 за подписью заместителя министра здравоохранения И.Н. Каграманяна (см. на сайте www.sovetnmo.ru

Однако сегодня целый ряд вопросов по дальнейшему развитию НМО требуют совместного обсуждения всех заинтересованных сторон. Часть из них обсуждалась 29 сентября 2016 г. на круглом столе «НМО. Взаимодействие профессионального сообщества, индустрии и провайдеров образовательных услуг». Этот круглый стол состоялся в рамках VII Международной конференции «РОСМЕДОБР–2016» с участием представителей МПНКО и образовательных медицинских организаций.

Главное, что все участники круглого стола единодушно согласились, что цель внедрения НМО – повышение качества медицинской помощи путем совершенствования уровня квалификации медицинских и фармацевтических работников, в этой связи все принимаемые решения должны быть направлены на ее достижение.

В ходе заседания круглого стола были высказаны следующие предложения по 6 наиболее актуальным вопросам.

1. По вопросу об информировании медицинских работников о порядке аккредитации и реаккредитации и новых правилах повышения квалификации (НМО): 

Состояние вопроса: в адрес Комиссии по оценке соответствия образовательных материалов и мероприятий Координационного совета НМО (далее – Комиссия) поступают многочисленные вопросы о новых правилах аккредитации и прохождения НМО. 

Предложено:

  • после выхода новой редакции приказа Минздрава России № 66н «Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях» (в настоящий момент находится на рассмотрении в Правовом департаменте Минздрава России), направить его вместе с другими методическими материалами на имя руководителей МПНКО;
  • включить темы о порядке аккредитации и реаккредитации специалистов и новых правилах НМО в повестку дня съездов, конференций и заседаний МПНКО;
  • провести цикл обучения по вышеназванному вопросу для кадровых служб органов управления здравоохранением субъектов РФ и представителей МПНКО.

2. По вопросу этического участия производителей медицинских изделий и фармацевтических препаратов (далее – индустрия) в финансировании образовательных мероприятий НМО.

Состояние вопроса: в адрес Комиссии от врачей поступают многочисленные жалобы на рекламное содержание образовательных мероприятий и материалов. В развитых странах участие индустрии регулируется этическим кодексом.

Предложено:

  • исключить любую рекламу в системе НМО и обеспечить прозрачность участия индустрии в НМО. За основу требований участия индустрии в НМО взять проект этических требований, разработанный Ассоциацией международных фармацевтических производителей – AIPM (см. в Приложении 2 и на сайте www.sovetnmo.ru). Условие участия индустрии – их согласие и готовность к сотрудничеству в соответствии с названными этическими требованиями. 

3. По вопросу скорости и качества рассмотрения заявок от провайдеров (разработчиков) образовательных услуг и материалов на соответствие установленным требованиям НМО 

(с целью дальнейшего получения индивидуальных кодов участников, на основании которых присваиваются кредиты).

Состояние вопроса: в настоящее время оценка соответствия образовательных материалов (модулей) и мероприятий выполняется на добровольных началах и безвозмездной основе Комиссией по оценке учебных мероприятий и материалов для НМО силами и средствами технического исполнителя – АСМОК. В связи с резким увеличением количества ежемесячно направляемых заявок (в среднем до 600–700 заявок во второй половине 2016 г. в месяц) требуются дополнительные кадровые, а следовательно, и финансовые ресурсы.

Также дополнительные средства требуются на оплату труда рецензентов, осуществляющих оценку качества образовательных материалов и мероприятий (в настоящий момент они работают на безвозмездной основе). Этот факт в ряде случаев влечет за собой формализованный подход к рецензированию, что снижает качество и сроки оценки образовательных мероприятий. В каждой стране ЕС процедура оценки соответствия образовательных материалов и мероприятий установленным требованиям платная.

Предложено:

  • составить бюджет расходов на проведение процедуры оценки соответствия образовательных мероприятий и материалов установленным требованиям. На основании этого предложить и обсудить размер взноса от провайдеров образовательных услуг на оплату этой процедуры и разработать порядок его взимания. Предварительные расчеты показали: при условии, что в год проходит 8400 заявок на образовательные мероприятия и материалы, и при оплате рецензенту за рассмотрение 1 заявки в размере 3,5 тыс. руб., размер взноса за рассмотрение одной заявки может составить 4,5 тыс. руб.);
  • передать функции по оценке соответствия образовательных материалов и мероприятий в общероссийскую профессиональную ассоциацию, имеющую соглашение с Минздравом России о сотрудничестве, – НМП, в рамках которой организовать специальный Совет по НМО; 
  • включить в состав вышеуказанного Совета представителей профессиональных обществ по различным специальностям. Совет должен заниматься вопросами назначения рецензентов, решения спорных случаев и определения дальнейшей политики;
  • определить технического исполнителя, уполномоченного осуществлять вышеназванные работы:
1) администрирование приема заявок и оплаты процедуры оценки соответствия;
2) рассмотрение соответствия заявок перечню формальных требований;
3) направление материалов на рассмотрение рецензентам;
4) оплата труда рецензентов;
5) выдача индивидуальных кодов заявителям;
6) контроль сроков исполнения заявок;
6) ответы на вопросы провайдеров образовательных услуг и врачей;
7) размещение образовательных материалов и мероприятий на портале www.sovetnmo.ru.

Участники круглого стола рекомендовали на роль данного технического исполнителя АСМОК, который и ранее занимался вышеуказанными вопросами.

4. По вопросу участия в НМО других (кроме МПНКО) провайдеров образовательных услуг 

 (в объеме менее 16 ч). 

Состояние вопроса: в развитых странах [Европейский совет по аккредитации для НМО – The European Accreditation Council for CME (EACCME)] участие в предоставлении образовательных услуг разрешено различным провайдерам (не только МПНКО). Главное условие присвоения кредитов образовательными мероприятиями и материалами, разрабатываемыми различными участниками, – соответствие установленным требованиям к НМО. Это позволяет значительно повысить число таких мероприятий и материалов, их разнообразие и качество, а также избежать монополии на предоставление этих услуг МПНКО.

Предложено: 

  • разрешить участие различных провайдеров образовательных услуг в НМО при условии соответствия предоставляемых ими услуг установленным требованиям, а также заключения соответствующего рецензента.

5. По вопросу разработки примерных образовательных программ для НМО, включая вузовский и дополнительный компоненты, предоставляемые другими провайдерами образовательных услуг.



Состояние вопроса: в настоящее время у врачей-специалистов возникают многочисленные вопросы, связанные с составлением 5-летних образовательных планов по НМО:

1) какова доля аудиторных и дистанционных часов;
2) какова доля теоретических и практических занятий;
3) какова доля междисциплинарных вопросов в программах НМО (например, сколько кредитов можно набрать ежегодно, обучаясь вопросам медицинской информатики, медицины катастроф, управления качеством медицинской помощи и др.).

Следует отметить, что Европейский совет по НМО считает, что МПНКО могут давать врачам только общие рекомендации по данному вопросу, врач должен принимать решения самостоятельно, учитывая свои образовательные потребности.

Предложено:

  • МПНКО в рамках работы указанного в п. 4 Совета разработать примерные образовательные планы врача по каждой специальности и разместить их на порталах www.sovetnmo.ru. и www.edu.rosminzdrav.ru. Типовую матрицу такого плана (с учетом профессиональных стандартов) необходимо разработать в рамках работы Совета (см. п. 4).

6. По вопросам легитимности участия МПНКО в реализации образовательных ме- роприятий в рамках программ повышения квалификации, включения образовательных программ на портал www.edu.rosminzdrav.ru и возможности оплаты мероприятий НМО за счет средств нормированного страхового запаса. 

Состояние вопроса: участие МПНКО легитимно предусмотрено в рамках действия приказа Минздрава России № 82 от 18 февраля 2013 г. в рамках сетевых соглашений с образовательными организациями системы Минздрава России. Размещение образовательных программ на сайте www.edu.rosminzdrav.ru регулируется внутренним регламентом включения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации в перечень программ портала НМО.

Оплата мероприятий по повышению квалификации проводится согласно постановления Правительства РФ № 332 от 21 апреля 2016 г.1 и приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования № 105 от 26 мая 2016 г.2.

Предложено:

  • необходимо сделать обязательным требование по заключению сетевого соглашения между образовательной организацией и МПНКО при совместной реализации образовательной программы повышения квалификации. Также необходимо предусмотреть внесение поправок в федеральные законы «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и «Об образовании в Российской Федерации» – об участии МПНКО в дополнительных образовательных программах повышения квалификации и переподготовки.

Миссия медицинских профессиональных некоммерческих обществ (МПНКО)

НМО

Участники системы НМО

Порядок получения НМО

Врач:

  • Получает код доступа к порталам свободно 
  • Регистрируется на портале
  • Получает информацию об образовательных мероприятиях и материалах (модули)
  • Ведет свой план повышения квалификации
  • Заполняет результаты выполнения плана по кодам, которые подтверждают его участие в НМО (код – буквенно-числовая комбинация, состоящая из 13 символов: ХХХХ-XXXXXXXХ). 

Профессиональное общество:

  • Разработчик мероприятий и модулей 
  • Разработчик программы повышения квалификации по специальности (процентное соотношение часов) – пока нет!
  • Нанимает технического исполнителя (по желанию).
  • Предоставляет рецензентов (пока не все общества).
  • Заполняет заявку по форме.
  • Получает оценку соответствия и коды.

Комиссия:

  • Проверяет заявку.
  • Направляет материалы рецензенту.
  • Отвечает на вопросы.
  • Выдает коды. 


Сведения об авторах

Улумбекова Гузель Эрнстовна – доктор медицинских наук, руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ), председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования (АСМОК), руководитель комиссии по непрерывному медицинскому образованию Национальной медицинской палаты (Москва)

Балкизов Залим Замирович – кандидат медицинских наук, директор программы «Развитие медицинского образования» Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ), член Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения РФ, официальный представитель Ассоциации по медицинскому образованию в Европе (AMEE)