Индекс эффективности систем здравоохранения регионов РФ, который разработала аналитическая лаборатория ВШОУЗ, основан на международной практике проведения подобных расчетов. Эффективность означает возможность добиться лучших результатов за меньшие средства. Рейтинг, или индекс эффективности, рассчитывается на основании 4 показателей, и каждый из них имеет свой удельный вес при подсчете баллов (рис. 1).
Для составления рейтинга использовали наиболее актуальные данные Росстата по всем показателям за 2015 г. (с поправкой – делением на коэффициент удорожания, чтобы расходы были сопоставимыми) и данные казначейства. Первый и главный показатель – ожидаемая продолжительность жизни при рождении (ОПЖ). По нему судят, каково здоровье населения и, соответственно, как работает система здравоохранения. Тот регион, который из всех 85 субъектов РФ имеет самое большое значение ОПЖ, получает 50 баллов, самое низкое ОПЖ – 0 баллов.
Самая высокая ОПЖ – в Республике Ингушетия – 80,1 года, соответственно, по этому показателю регион набирает 50 баллов. Далее, анализируют 3 показателя, влияющие на здоровье населения: валовой региональный продукт (ВРП), подушевые государственные расходы на здравоохранение и уровень потребления крепких алкогольных напитков в расчете на душу населения. ВРП на душу населения отражает уровень экономического развития субъекта РФ, от его значения косвенно зависят региональные расходы на здравоохранение и возможность населения платить за медицинские услуги из своего кармана. Подушевые государственные расходы на здравоохранение определяют объемы бесплатной медицинской помощи.
Этот показатель рассчитывается без учета коэффициента дифференциации, чтобы регионы можно было сравнить между собой. Субъекты РФ, имеющие самые высокие значения ВРП и расходов на здравоохранение, получают самый низкий балл. И, наоборот, те, кто небогат и меньше всех потратил на медицинскую помощь, получают самый высокий балл.
Например, самое высокие значения ВРП на душу населения в Ненецком, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах, в городах – Москва и Санкт-Петербург, Республике Татарстан, Тюменской области. Эти регионы получают самые низкие баллы по этому показателю. В этих же регионах сложились одни из самых высоких государственных расходов на здравоохранение (выше, чем в среднем по РФ, где они составляют 16,2 тыс. руб. на душу населения). Соответственно и по этому показателю названные регионы получают невысокие баллы.
Показатель потребления алкоголя на душу населения введен, чтобы нивелировать влияние этого отрицательного фактора на ОПЖ, т.е. очистить влияние системы здравоохранения на ОПЖ от других факторов. Например, известно, чем меньше уровень потребления алкоголя, тем дольше живут граждане, однако от деятельности системы здравоохранения этот показатель зависит мало. Соответственно, те регионы, где здоровье населения не отягощено высоким потреблением спиртных напитков, получают самый низкий балл. Например, меньше всего потребляют алкоголь на душу в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах, соответственно, эти регионы получают самый низкий балл. А больше всего потребление крепких алкогольных напитков отмечается в Дальневосточном и Уральском федеральных округах, соответственно, регионы этих округов набирают большие баллы.
Другими словами, на первых местах по эффективности здравоохранения оказываются те субъекты РФ, которые смогли добиться самых высоких показателей ОПЖ при самом низком уровне государственного финансирования здравоохранения и ВРП, а также имеющие отягощающий фактор в виде высокого потребления алкоголя.
Стоит отметить, что устоявшееся мнение о том, что от деятельности системы здравоохранения здоровье населения зависит мало, – это миф. Доказано, что в системах здравоохранения, где расходы на здравоохранение на душу населения меньше 2000 долларов, оцененных по паритету покупательной способности (ППС), есть прямая связь между государственным финансированием здравоохранения и здоровьем населения. Для справки: сегодня в России госрасходы на здравоохранение составляют около 850 долларов ППС на душу.
В первую десятку рейтинга входит большинство регионов Северо-Кавказского федерального округа (СКФО): республики Дагестан, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкессия, а также Ставропольский край. 3 региона из Приволжского федерального округа (ПФО) – Кировская и Пензенская области, Чувашская Республика. Из Южного федерального округа (ЮФО) в десятку вошли Республика Адыгея и Ростовская область. Из Центрального федерального округа (ЦФО) попала только Рязанская область (рис. 2). На первом месте – Республика Дагестан, в ней граждане живут до 76,4 года, почти как в «новых-8» странах ЕС – Чехии, Эстонии, Венгрии, Польше, Словакии, Словении, Латвии и Литве (77,6 года в 2014 г.).
При этом на здравоохранение в Дагестане тратится почти на 20% меньше, чем по РФ в среднем, и в 2,5 раза меньше, чем в названных странах ЕС. Правда, в СКФО и ЮФО теплый климат, и граждане ведут более здоровый образ жизни, в том числе меньше потребляют горячительные напитки. С природно-климатическими условиями гражданам, конечно, повезло, но за низкие значения показателей потребления алкоголя они получили вычет из суммарного балла в рейтинге.
Интересно другое, как в десятку лучших попали субъекты, расположенные в центральной части России – Кировская область, Чувашская Республика, Рязанская область. Как удалось, например, Рязанской области достигнуть ОПЖ в 71,5 года, что выше, чем в среднем по РФ (71,4), когда на здравоохранение в этой области тратится на 13% меньше, чем в среднем по стране. Или, например, Белгородская область – она на 17-м месте в рейтинге: в этом субъекте ОПЖ на 1,2 года выше, чем в среднем по стране (72,6 года), хотя на здравоохранение они тратят почти на 7% меньше.
Удивительно, но существенные резервы эффективности здравоохранения есть в таких обеспеченных регионах, как г.Москва (23-е место), Республика Татарстан (24-е место), г. Санкт-Петербург (34-е место), Московская область (36-е место), Самарская область (42-е место), Тюменская область (63-е место), Республика Башкортостан (66-е место), Красноярский край (71-е место), Пермский край (78-е место).
В этот список попали те регионы, которые по уровню финансирования здравоохранения и экономическому положению точно могли бы добиться лучших результатов в значении ОПЖ. Замыкают список 10 самых низких по эффективности здравоохранения регионов – Республика Коми, Оренбургская область, Пермский край, Республика Хакасия, Камчатский край, Иркутская область, Еврейская автономная, Магаданская и Сахалинская области, а также Чукотский автономный округ (рис. 2).
Следует отметить, что некоторые регионы по сравнению с 2013 г. существенно ухудшили свои позиции в рейтинге. Так, Москва опустилась в рейтинге с 20-го на 23-е место, и это на фоне увеличения государственных расходов на 6%. Саратовская область с 12-го места попала на 20-е, Ульяновская область – с 23-го на 47-е место, Челябинская область – с 40-го на 56-е место, Смоленская область сильно ухудшила позиции и попала с 49-е на 73-е место. В основном эти изменения связаны с тем, что увеличение государственного финансирования здравоохранения, произошедшее за этот период, не привело к росту ОПЖ в названных регионах. Значит, что-то пошло не так – как в регионах, так и в целом по стране.
Эффективность здравоохранения стран мира ежегодно рассчитывается агентством Bloоmberg. Как известно, по методике Bloоmberg, в 2014г. Россия среди 55 стран мира, достигших ОПЖ более 70 лет и имеющих валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения более 5 тыс. долларов США, оказалась на последнем месте. Нас обогнали бывшие страны постсоветского пространства Казахстан, Белоруссия, а также «новые» страны ЕС, близкие к РФ по уровню экономического развития (т.е. по уровню ВВП на душу населения). Среди них – Венгрия, Польша, Словакия, Чехия.
Рейтинг эффективности здравоохранения регионов РФ – это, конечно, макросрез в анализе деятельности отрасли. Дальше мы разделим регионы на группы, близкие по климатогеографическим условиям и плотности проживания населения. Затем нужно искать причины, почему одни регионы за самые скромные средства, потраченные на здравоохранение, смогли добиться более высоких значений продолжительности жизни граждан, а другие – нет. Даже при больших расходах на здравоохранение и при более высоком уровне экономического развития.
Первая причина – это неверно выстроенные приоритеты в расходах. Например, дефицитные средства здравоохранения можно потратить на стройки и оказание дорогостоящих видов медицинской помощи, например, ЭКО, или же направить на бесплатные лекарства для большинства населения. Ведь с 2013 по 2015 г. в большинстве регионов государственные расходы на здравоохранение не только не выросли, но и сократились в реальных ценах. А в такой ситуации, если по какой-то статье расходов прибыло, значит, где-то убыло. И надо следить, чтобы расходы шли только по приоритетным статьям, которые будут способствовать улучшению здоровья больши ства населения.
Для РФ важнейшими приоритетами должны стать улучшение здоровье детей и подростков, среди которых первичная заболеваемость по сравнению с советским временем возросла в разы (в 1,6 и 2,4 раза соответственно). Также приоритетны расходы на снижение смертности российских мужчин, которые живут почти на 8 лет меньше, чем мужчины в «новых» странах ЕС, близких к РФ по уровню экономического развития.
Вторая причина низкой эффективности здравоохранения в регионах – это дефицит врачей, особенно в амбулаторно-поликлиническом звене. Не попадешь к врачу вовремя, значит, есть риски ухудшения здоровья.
Третья причина – неудовлетворительное качество медицинской помощи. А его избыточными и неэффективными контрольными проверками не улучшить. Для этого нужны системные меры по подготовке и повышению квалификации врачей, а также внедрение стандартов безопасности пациентов в лечебных учреждениях.
И наконец, чтобы система здравоохранения была эффективной, нужны грамотные управленцы, владеющие современными методами управления лечебными учреждениями. Хотим подчеркнуть: для того чтобы эффективно управлять, недостаточно быть хорошим врачом, управление – это другой вид профессиональной деятельности.
При имеющихся ресурсах продолжительность жизни российских граждан можно увеличить с нынешних 71,4 года как минимум на 1 год в краткосрочной перспективе. Но при одном условии – эффективном управлении этими ресурсами. Правда, если мы планируем достичь ОПЖ, равной 74 года, как говорится в майском указе Президента РФ, потребуется увеличить государственное финансирование здравоохранения. Но еще раз подчеркнем, даже если будут дополнительные средства, чтобы они пошли впрок здоровью населения страны, необходимо эффективное управление. Более подробно о том, что надо делать в здравоохранении регионов, чтобы подняться в рейтинге, мы поговорим на V международной конференции «Оргздрав–2017. Эффективное управление медицинской организацией», которую ВШОУЗ ежегодно проводит в Москве.