Корпоративная этика в медицинском сообществе

10 января 2018
Вестник_№4_2017

Отставка Михаила Ивановича Давыдова с должности директора Российского онкологического научного центра им. Н.Н. Блохина (РОНЦ) и лишение его статуса Главного внештатного онколога Министерства здравоохранения РФ всколыхнули медицинское сообщество, а способы, которыми действовало руководство отрасли, возмутили до глубины души. Кухня личных взаимоотношений победила корпоративную этику нашей профессии. В соответствии с поправками в Трудовой кодекс, которые устанавливают возрастное ограничение в 65 и 70 лет для работы на должностях руководителя и заместителя руководителя государственной медицинской организации, свои посты покинет еще ряд выдающихся врачей и ученых.

От нас с вами зависит, как будет выглядеть этот процесс: так же неуклюже и возмутительно, как с академиком Давыдовым, или мы, не умаляя заслуг этих людей, обеспечим преемственность и возможность работать на благо отрасли и пациентов. Перед тем как Михаил Иванович Давыдов официально покинул пост директора РОНЦ, свою позицию о происходящем на пресс-конференции высказали его коллеги и пациенты. Ниже приведена речь руководителя ВШОУЗ, доктора медицинских наук Гузель Улумбековой.

«Нельзя плевать в алтаре, а потом молиться там же, на заплеванном полу», – сказал великий К.С. Станиславский.

Нас, пришедших сюда, объединяет порыв души: мы хотим восстановить справедливость и выразить свою поддержку выдающемуся российскому врачу Михаилу Ивановичу Давыдову. Оскорбление академика Давыдова – это оскорбление всей отрасли, а значит, и врачей, и меня лично.

В российской медицине есть знаковые имена – это академики Александр Александрович Баранов, Ренат Сулейманович Акчурин, Геннадий Тихонович Сухих, Александр Григорьевич Чучалин, наш Леонид Михайлович Рошаль и многие другие.

Академик Михаил Иванович Давыдов занимает значимое место в этой плеяде звезд российской и мировой медицины. Все эти люди внесли выдающийся вклад в развитие отечественного здравоохранения по своей специальности. Простых и слабых характеров среди них нет и быть не может. Потому что они ежедневно спасают жизни пациентам и принимают судьбоносные для них решения. Но при этом они живые, зачастую ранимые люди, и мы должны бережно и с преклонением относиться к ним.

Хочу донести до вас 3 ключевых тезиса. Первое. Каждое сообщество имеет свои особенности. Наше медицинское отличают:

  • жесткая вертикаль управления и пиетет перед учителями;
  • преемственность поколений;
  • высокие этические нормы.
Без всего этого невозможно спасать жизни пациентов. И мы не должны нарушать этих норм. Иначе это разрушит базис медицинского сообщества. Как и интересы пациента, которые для нас превыше всего, так и при взаимодействии друг с другом у нас не должно быть личных обид, зависти и унижения коллег. Второе. Я не обсуждаю поправки в Трудовой кодекс. 65 и 70 лет, смена поколений – это общемировая практика. Время неумолимо. Если повезет, каждый из нас столкнется или доживет до этого возраста. Но если мы здесь собрались, значит, в нашей медицинской среде произошла беда. Я не понаслышке знаю, что распоряжение о расторжении контракта Михаилу Ивановичу министр здравоохранения передала через третьих лиц. Этого не должно было произойти.

Это значит, кухня личных взаимоотношений победила корпоративную этику в нашей профессии. И меня это глубоко печалит. Зрелость руководителя, тем более федерального уровня, определяется тем, как он может поставить интересы отрасли выше своих личных. Руководителю меньше всего дозволено. У нас есть хороший пример. Посмотрите, как поступил Президент РФ Владимир Владимирович Путин, уволив осенью 2017 г. одновременно 11 губернаторов, а все они были членами его команды. Он каждого пригласил и переговорил с ним лично. Каждому предложил достойные должности и попросил помогать в работе новым молодым губернаторам. Президент сохранил преемственность поколений и уважение к этим людям в глазах общества.

Из этого вытекает третий тезис: что надо делать зрелому руководителю?

Первое. Министр здравоохранения РФ Вероника Игоревна Скворцова должна сделать 3 простые вещи: позвонить, пригласить к себе или лично приехать к Михаилу Ивановичу и принести извинения за свои неловкие действия.

Второе. Сохранить Михаила Ивановича и всех руководителей институтов, которых ждет освобождение с должности директора по возрасту, в должности главных внештатных специалистов и научных руководителей своих учреждений.

Третье. Обеспечить преемственность в назначении новых директоров и посоветоваться с Михаилом Ивановичем Давыдовым по этому вопросу. Это должны быть люди, которые знают службу и учреждение.

Если этого не будет, пострадают сотрудники центра и пациенты. Просить всех бывших директоров разработать национальные стратегии развития педиатрической, онкологической, пульмонологической и других служб до 2025 г. Кто еще, кроме этих людей, сможет это сделать. Никто как они не знает проблемы и задачи развития своих служб. У нас в России нет других Давыдова, Акчурина, Баранова, Сухих, Чучалина, Рошаля… Это наше достояние. Они требуют трепетного отношения к себе. Я счастлива, что мне довелось быть современницей этих выдающихся людей и что я знаю их лично.