Указ Президента РФ № 204 от 7 мая 2018г. «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.». Главная общенациональная цель до 2024г. – ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) российских граждан должна достигнуть 78 лет.
ОПЖ – ожидаемая продолжительность жизни. Это характеристика здорового общества в РФ ОПЖ – это число лет, которое в среднем предстоит прожить человеку, рожденному сегодня, если на протяжении его жизни повозрастные коэффициенты смертности (КС) останутся такими же, как в год, когда вычисляется показатель.
ОКС (общий коэффициент смертности) – общее число умерших в стране, в расчете на 1 тыс. населения.
СКС (стандартизованный коэффициент смертности) – показатель смертности на 100 тыс. населения, который показывает, сколько бы человек умерло, если бы возрастной состав населения был таким же, как и в стандарте Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
Факторы, влияющие на здоровье населения
В РФ ожидаемую продолжительность жизни определяют
78 лет – это дом, фундамент которого стоит на 2 блоках:
1) Здоровый образ жизни +2,5 года
2) Повышение доступности и качества медицинской помощи +2,5 года
Сценарные условия расчета Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) для достижения ОПЖ 78 лет к 2024г.:
- ВВП – рост на 4% ежегодно
- Потребление алкоголя – снижение на 40% к 2024г.
Увеличение государственного финансирования здравоохранения на 10–15% ежегодно обеспечит ОПЖ 78 лет
Приоритеты и индикаторы
Приоритеты в охране здоровья граждан РФ до 2024г. это:
- Мужчины
- Сельские жители
- Дети и подростки
ОПЖ российских мужчин на 10 лет ниже, чем российских женщин. В 1986 г. разница была 8,7 года. Трудоспособные мужчины в РФ умирают в 3,4 раза чаще, чем в странах ЕС (на 100 тыс. населения)
Смертность детей в возрасте 0–14 лет в РФ в 2016 г. была самой высокой
«Новые-8» страны ЕС включают Чехию, Эстонию, Венгрию, Латвию, Литву, Польшу, Словакию, Словению. Источник: Росстат; база данных ОЭСР «OECD.StatExtracts»
ОПЖ сельского населения почти на 2 года ниже, чем городского. В 1992 г. разница была 1,3 года
Направления действий (блоки)
1) Межведомственные программы по общественному здоровью (ЗОЖ) дадут + 2,5 года к ОПЖ. Это зона ответственности Правительства РФ, губернаторов и глав муниципальных образований
2) Повышение качества и доступности медицинской помощи дадут +2,5 года к ОПЖ. Это зона ответственности системы здравоохранения
1-й блок Межведомственная программа по общественному здоровью и формированию у населения здорового образа жизни (ЗОЖ).
Приоритеты — снижение потребления алкоголя и табака
Ответственные – главы регионов и муниципалитетов Межведомственный проектный комитет «ОПЖ 78 лет»
- Снижение потребления алкоголя на 40% и распространенности курения в 2 раза (Минздрав, Минобразования, Минкомсвязь, Минфин (Росалкогольрегулирование)
- Увеличение доли лиц, занимающихся спортом, в 2 раза (Минспорт, Минобразования, Минкомсвязь)
- Создание условий для здорового питания (Минсельхоз, РАН, Минздрав, Роспотребнадзор. Руководитель – акад. РАН В.А. Тутельян)
- Системная поддержка качества жизни людей старшего поколения (Минздрав, Минтруд Снижение смертности от внешних причин, оказание медпомощи в скорой экстренной форме (в части здравоохранение).
- Снижение коэффициента смертности мужчин (КСМ) на 68% и коэффициента смертности женщин (КСЖ) на 52% МЧС, МВД, Минздрав, Минкомсвязь
2-й блок Научно-клинические и организационно-клинические программы (подпрограммы).
Ответственность — Минздрав России, РАН и региональные органы управления здравоохранением
Подпрограммы по повышению доступности и качества медицинской помощи (по каждой программе — рабочая группа)
Научно-клинические (РАН и Минздрав)
- Борьба с болезнями системы кровообращения
Снижение КСМ на 34% и КСЖ – на 31%
Руководитель – акад. РАН Е.В. Шляхто
- Борьба с онкологическими заболеваниями
Снижение КСМ до 64 лет на 38% и КСЖ – на 18%
Руководители – акад. РАН А.Д. Каприн, И.С. Стилиди
- Охрана здоровья детей и подростков
Снижение КСМ (0–14 лет) на 39%
Руководитель – акад. РАН А.Г. Румянцев
- Инфекционная безопасность и ВИЧ
Снижение КСМ на 77% и КСЖ на 48%
Руководители – акад. РАН Н.Д. Ющук, В.В. Покровский
Организационно-клинические (Минздрав)
- Шаговая доступность первичной медикосанитарной помощи – для всех граждан РФ
- Лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях – для всех граждан РФ
- Квалификация медицинских кадров и качество медпомощи – на уровне мировых стандартов совместно с Национальной медицинской палатой
- Высокая эффективность управления в системе здравоохранения
- Медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение
Руководитель – акад. РАН А.Н. Разумов
Организационно-клинические программы (подпрограммы)
1) Повышение доступности первичного звена здравоохранения
2) Увеличение объемов бесплатного лекарственного обеспечения населения по рецепту врача
3) Своевременное оказание медицинской помощи по неотложным и экстренным показаниям
4) Развитие медико-социального ухода за гражданами старшей возрастной группы на дому
Подпрограмма «Ответственный работодатель»
1. Условия для безопасного труда на производстве
2. Профилактика и диспансеризация на предприятиях
3. Создание медсанчастей на крупных предприятиях (>1000 человек)
Подпрограмма «Школьная медицина»
1. Подготовка специалистов со средним медицинским образованием для работы в учреждениях образования
2. Координация работ с амбулаторно-поликлинической службой
3. Четкая маршрутизация пациентов и мониторинг состояния здоровья детей
Подпрограмма «Медицинские кадры и качество медицинской помощи на уровне мировых стандартов»
- Актуализация образовательных программ
- Материально-техническое оснащение вузов
- Повышение квалификации преподавателей вузов
- Создание условий и требований для непрерывного повышения квалификации медицинских работников
- Внедрение стандартов безопасности пациентов в медицинских организациях
- Культивирование уважительного отношения к врачам в обществе
Подпрограмма «Повышение эффективности управления в отрасли здравоохранение»
- Овладение руководителями здравоохранения современными методами стратегического и оперативного управления
- Достоверная статистическая отчетность
- Изменения стиля управления
- открытое обсуждение проблем и избегание самоотчетов
- постоянная обратная связь с населением
- объединение усилий
- время интуитивных решений прошло — медико-экономический анализ
Расчет целевых показателей до 2024 г.
- Целевая ОПЖ для мужчин и женщин в РФ к 2024 г. рассчитана методом регрессионного анализа – 74 года и 81 год соответственно.
- Целевой ОКС в РФ к 2024 г. рассчитан методом передвижки возрастов – 10,3 случая на 1 тыс. населения.
- Для РФ целевые КС детей рассчитаны по Германии 1999 г.
- Целевые значения СКС по основным причинам смерти для России к 2024 г. установлены по СКС, которые сложились в Германии – для мужчин в 1996 г. (74 года), а для женщин – в 2000 г. (81 год).
- СКС от новообразований до 64 лет установлены по Германии 2015 г.
- Целевые значения КС по причинам рассчитаны на основе динамики СКС.
- Целевые значения показателей по распространенности курения и потреблению алкоголя установлены по ЕС в 2015 г.
- Значения показателей снижения смертности по годам рассчитаны с учетом нелинейного темпа изменения.
Управление разработкой и реализацией национальных программ и проектов
Нормативная база по стратегическому планированию в РФ
1. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017)
2. Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 № 588 (ред. от 15.11.2017) «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации»
3. Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 № 594 (ред. от 28.12.2017) «О реализации Федерального закона “О поставках продукции для федеральных государственных нужд»(вместе с «Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ...»)
4. Постановление Правительства РФ от 15.10.2016 № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» (вместе с «Положением об организации проектной деятельности…»)
Содержание документов стратегического планирования
«Проект» – комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений.
«Программа» – комплекс взаимосвязанных проектов и мероприятий, объединенных общей целью и координируемых совместно, в целях повышения общей результативности и управляемости.
Национальный проект (программа) – документ стратегического планирования, разрабатываемый в рамках целеполагания по межотраслевому принципу на федеральном уровне (основа для разработки или корректировки госпрограмм).
Соподчинение главных стратегических документов в части достижения ОПЖ 78 лет
Пункт № 3 Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204
1) Национальная программа в сфере демографического развития – целевые программы по формированию у населения здорового образа жизни
Пункт № 4 Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204
2) Национальный проект в сфере здравоохранения – целевые программы в части снижения смертности от основных причин и повышения доступности и качества медицинской помощи
Структура управления национальными проектами (программами)
Срок представления национальных программ и проектов (в том числе от субъектов РФ) в Совет при Президенте РФ по стратегическому плани- рованию и приоритетным проектам – до 1 октября 2018 г.
Обязательные разделы программы (проекта)
1. Цели – количественно определенные
2. Задачи с индикаторами
3. Механизмы (мероприятия) реализации задач
4. Ответственные исполнители
5. Сроки
6. Ресурсы
7. Риски
8. Оценка эффективности отдельных технологий и проекта в целом
9. Приложения: рекомендации по профилактике, диагностике, лечению и организации потоков пациентов с разбивкой по уровням оказания медицинской помощи, а также по потокам пациентов (плановых и экстренных) + формуляр лекарственных средств + расчеты необходимых кадровых и материально-технических ресурсов по годам
Матрица для разработки специальных научно-клинических программ (болезни системы кровообращения, онкология, инфекционные болезни, дети и подростки) в рамках рабочих групп (Минздрав + РАН)
Мегасайенс медицинской науки и организации здравоохранения
Эта схема объединяет все цели, приоритеты, индикаторы и программы
Как принимать решения
- Каждая ячейка – это крупные подпрограммы на эти 6 лет.
- Для достижения цели «78 лет» потребуется проектное управление – оптимальное распределение материальных, кадровых и финансовых ресурсов и управленческих усилий здравоохранения между приоритетными направлениями.
- Балансировка ресурсов – через временные факторы достижения цели «78 лет» и спокойствие населения.
- Все выдающиеся клиницисты являются членами РАН, они должны возглавить программы и объединить специалистов.
Сроки
1. Создать Совет Минздрава и РАН по разработке программ (подпрограмм) – 16 мая 2018 г. и соответствующие проектные офисы в задействованных министерствах и ведомствах.
2. Сформировать рабочие группы по программам – 18 мая 2018 г.
3. Подготовить проекты программ и представить в Проектный комитет при Правительстве РФ – до 28 июня 2018 г.
4. Согласовать и доработать программы с регионами и заинтересованными сторонами, Общественно-деловым советом и экспертными группами в рамках деятельности Проектного комитета и проектных офисов в ведомствах, в том числе рассчитать необходимые ресурсы по годам – до 31 августа 2018 г.
5. Определить ключевые направления научных работ и соответствующие финансы исходя из обозначенных приоритетов на период до 2024 г. – до 31 августа 2018 г.
6. Провести распределение финансовых ресурсов между программами и сбалансировать планируемые дополнительные расходы с выделяемыми бюджетными средствами на 2019–2021 гг. – до 14 сентября 2018 г.
7. Представить проекты программ в Президиум Совета при Президенте РФ по стратегическому планированию и приоритетным проектам – до 1 октября 2018 г.
Улумбекова Гузель Эрнстовна – доктор медицинских наук, руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ)