Эффективность региональных систем здравоохранения России (рейтинг 2017 г.)

16 апреля 2019
Вестник_№1_2019
Автор: Улумбекова Г.Э., Гиноян А.Б.
Высшая школа организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) разработала рейтинг по оценке эффективности систем здравоохранения 85 регионов Российской Федерации. Подробная методика была опубликована ранее1.

Кратко напомним: эффективность означает возможность добиться лучших результатов за меньшие средства. Рейтинг был рассчитан на основании четырех показателей, каждый из которых имеет свой удельный вес при подсчете баллов. Наибольший вес (50%) среди использованных показателей имеет ожидаемая продолжительность жизни при рождении (ОПЖ). Регион с наивысшим показателем ОПЖ при рождении получает 50 баллов, а с наименьшим – 0 баллов.

Следующий показатель – подушевые государственные расходы на здравоохранение2, который по сути определяет объемы бесплатной медицинской помощи, его вес – 30%. Этот показатель рассчитывается без учета коэффициента диффе- ренциации (КД) для обеспечения сопоставимости данных по регионам. Третьим показателем с весом 10% является валовой региональный продукт (ВРП) на душу населения, который отражает уровень экономического развития субъектов РФ. При высоком ВРП на душу населения выше уровень жизни, соответственно выше уровень потребления качественных продуктов питания, лекарств, платных медицинских услуг, что опосредованно влияет на здоровье населения3.

Соответственно субъекты РФ, имеющие самые высокие значения показателей госрасходов на здравоохранение и ВРП на душу населения, получают самый низкий балл. Те регионы, которые имеют сравнительно низкий уровень социально-экономического развития и меньшие возможности по затратам на медицинскую помощь, получают высокие баллы по этим показателям.

При составлении рейтинга также был использован показатель потребления крепких алкогольных напитков на душу населения в возрасте от 15 лет, для того чтобы нивелировать негативное влияние этого фактора на состояние здоровья населения (его вес в рейтинге – 10%). Известно, чем меньше уровень потребления алкоголя, тем дольше живут граждане, однако от деятельности системы здравоохранения этот показатель зависит мало. Соответственно те регионы, где здоровье населения не отягощено высоким потреблением алкогольных напитков, получают самый низкий балл.

Место 2016 г. Место 2017 г. Субъект РФ Индекс эффективности Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, годы Валовой региональный продукт на душу населения, руб. Подушевые госрасходы на здравоохране-ние без учета КД, руб. Потребление крепких алкогольных напитков на душу населения в воз-расте от 15 лет, л
2 1 Республика Ингушетия 89,76 81,59 114844 9489 0,4
1 2 Республика Дагестан 88,35 77,79 204197 9320 1,44
9 3 Кабардино-Балкарская Республика 86,71 75,81 160077 10428 0,8
6 4 Чеченская Республика 83,65 74,84 125471 10930 0,1
7 5 Ставропольский край 79,88 74,19 237437 11208 3,1
11 6 Карачаево-Черкесская Республика 78,47 75,94 160111 11979 1,4
4 7 Кировская область 76,47 72,72 238692 11209 11,6
3 8 Волгоградская область 75,88 73,54 305130 11381 4,5
12 9 Республика Калмыкия 73,76 73,54 240454 11849 4,8
14 10 Саратовская область 71,76 72,88 270766 10681 3,5
13 11 Республика Мордовия 71,65 73,40 264363 12112 7,6
30 12 Республика Марий Эл 71,53 72,24 247954 11161 9,4
5 13 Республика Адыгея 71,41 73,25 219259 12286 14,6
16 14 Тамбовская область 70,94 73,21 289847 11268 4,4
16 15 Астраханская область 70,35 73,35 413441 11382 5,6
10 16 Ростовская область 69,18 73,03 318782 11334 3,9
15 17 Республика Северная Осетия–Алания 67,88 75,51 182519 12570 0,5
26 18 Пензенская область 66,00 73,34 273212 12180 5,9
19 19 Рязанская область 65,76 72,70 320764 11695 6,4
45 20 Удмуртская Республика 64,94 72,06 367138 11725 11,7
21 21 Ивановская область 62,82 71,47 182398 10373 8,2
7 22 Чувашская Республика–Чувашия 62,71 72,73 219406 12520 10,2
29 23 Республика Татарстан 60,94 74,20 543522 13911 10,7
35 24 Воронежская область 59,76 73,03 370610 12307 5,5
48 25 г. Севастополь 59,29 73,37 164978 14337 7,7
32 26 Костромская область 58,94 71,81 256848 12096 10,5
25 27 Томская область 58,35 72,02 473792 11543 6,6
28 28 г. Москва 56,71 77,87 1263698 19548 7,4
20 29 Белгородская область 56,47 73,67 506421 12876 4,5
38 30 Краснодарский край 55,53 73,42 398397 12988 5,2
23 31 Брянская область 53,88 71,27 253100 11382 6,6
34 32 Новосибирская область 53,41 71,57 409763 11608 8,3
39 33 г. Санкт-Петербург 53,41 75,45 727211 25070 8,1
37 34 Ханты-Мансийский автономный округ 52,71 73,87 2127214 20362 9,8
31 35 Московская область 52,24 73,34 509545 18647 12,2
50 36 Ямало-Ненецкий автономный округ 51,88 73,53 4581150 19644 11,0
43 37 Архангельская область 51,76 71,96 418370 12516 13,2
33 38 Курская область 51,18 71,74 346340 12079 5,3
40 39 Мурманская область 50,59 71,67 589997 12154 13,5
22 40 Липецкая область 50,35 72,46 431821 12504 6,0
52 41 Нижегородская область 49,65 71,88 388809 12403 8,0
46 42 Ульяновская область 49,29 72,34 272565 12872 5,1
36 43 Калининградская область 49,06 72,62 421479 12797 5,8
42 44 Республика Алтай 48,94 71,15 204895 11849 7,0
55 45 Республика Башкортостан 48,71 71,73 343509 12392 9,0
51 46 Омская область 47,88 71,49 331088 11698 3,8
63 47 Смоленская область 47,65 71,14 296290 11942 9,2
58 48 Вологодская область 46,12 71,26 430626 12166 12,4
53 49 Приморский край 45,88 70,36 405528 11194 9,8
24 50 Ленинградская область 45,53 72,54 535717 16941 12,5
Российская Федерация 45,06 72,70 510253 14161 7,5
54 51 Алтайский край 44,35 71,10 215768 12050 5,3
44 52 Самарская область 44,12 71,73 422025 12338 5,4
41 53 Ярославская область 44,00 71,85 402640 13760 10,9
57 54 Забайкальский край 43,88 69,64 279443 10444 7,3
64 55 Республика Крым 43,29 72,00 187726 15593 5,8
67 56 Челябинская область 42,00 71,53 385560 12387 6,0
18 57 Калужская область 41,41 71,87 411565 14021 9,2
61 57 Республика Бурятия 41,41 70,69 204770 12345 10,2
65 59 Орловская область 41,29 71,63 285354 12663 5,6
60 60 Республика Карелия 38,94 70,65 404488 12316 15,2
27 61 Тюменская область 38,82 72,06 680909 15555 7,3
56 62 Республика Саха (Якутия) 38,35 71,68 951220 12927 9,8
68 63 Республика Тыва 38,12 66,29 184593 11086 3,3
73 64 Курганская область 37,65 70,80 236365 12243 4,1
49 65 Владимирская область 37,53 71,15 300274 12882 9,9
59 66 Амурская область 36,82 69,06 332533 11572 8,8
65 67 Кемеровская область 36,35 69,35 391624 11449 7,6
80 68 Республика Хакасия 34,82 70,21 386128 11789 3,4
47 69 Оренбургская область 34,47 70,94 414937 12194 4,84
75 70 Красноярский край 33,29 70,61 654514 12130 7,2
79 71 Еврейская автономная область 32,47 68,83 322720 12157 10,7
75 72 Свердловская область 30,94 71,23 495116 13592 7,9
77 72 Тверская область 30,94 70,45 297625 12894 10,1
78 72 Республика Коми 30,94 71,05 679163 13540 16,0
70 75 Тульская область 30,12 71,18 371709 13985 6,3
73 76 Пермский край 28,59 70,79 453302 12834 7,5
72 77 Хабаровский край 27,53 69,74 500443 12644 13,2
69 78 Псковская область 27,18 69,95 237126 13171 8,1
71 79 Новгородская область 26,59 69,68 441932 12541 10,2
62 80 Ненецкий автономный округ 26,24 71,52 6288468 22721 8,8
83 81 Иркутская область 24,24 69,19 495349 12359 8,0
81 82 Камчатский край 21,29 70,06 639848 14621 13,5
84 83 Сахалинская область 18,35 70,19 1577910 22102 17,3
82 84 Магаданская область 16,71 69,37 1088347 19497 17,5
85 85 Чукотский автономный округ 10,00 66,10 1386085 25287 14,9
Примечание. КД – коэффициент дифференциации. Ранжирование проводилось по четырем критериям (по шкале от 0 до 100): ожидаемая продолжительность жизни при рождении (взвешенная 50%), валовой региональный продукт на душу населения (10%), подушевые госрасходы на здравоохранение (30%) и потре- бление крепких алкогольных напитков на душу населения в возрасте от 15 лет (10%). Индекс эффективности представляет собой сумму этих 4 взвешенных оценок. Для составления рейтинга использовались данные за 2017 г.; крепкие алкогольные напитки включают водку, коньяки, коньячные напитки (включая бренди, кальвадосы) и ликероводочные изделия с содержанием этилового спирта свыше 25%. Источник: расчеты авторов на основе данных Федеральной службы государственной статистики РФ, Федерального казначейства РФ.

Схематично методика расчетов представлена на рис. 1. Обновленный рейтинг показывает текущую позицию по эффективности здравоохранения региона относительно других субъектов РФ, а также каким образом изменилась эта позиция в 2017 г. по сравнению с 2016 г. (см. таблицу). Необходимо отметить, что наши расчеты по рейтингу за 2016 г., ранее представленные в работе Г.Э. Улумбековой и соавт.4, были несколько обновлены5.

Рисунок 1. Методика расчета рейтинга эффективности систем здравоохранения регионов РФ

Рост ОПЖ достигнут во всех регионах РФ. При этом рост ОПЖ более чем 0,8 года наблюдается в большинстве (53) субъектов РФ. Максимальный прирост ОПЖ составляет 2,95 года в Еврейской автономной области, далее следуют Республика Тыва (прирост 2,1 года), г. Севастополь и Чукотский автономный округ (прирост 1,7 года в обоих субъектах).

На рис. 2 и 3 представлены лучшие и худшие 20 регионов РФ по динамике индекса эффективности за 2016–2017 гг. В лучшую двадцатку попали те регионы, которые достигли наибольшего прироста показателя индекса эффективности за последний год (от 15,2 до 4,5 балла). Среди них – республики Хакасия, Удмуртская, Кабардино-Балкарская, Марий Эл; Еврейская автономная, Курганская, Смоленская области и г. Севастополь, где прирост составил более 10 баллов. Следует отметить, что впервые Иркутская область показала серьезную положительную динамику. За счет положительной динамики эти регионы также существенно улучшили свои позиции в общем рейтинге. Например, Удмуртская Республика и г. Севастополь поднялись в рейтинге с 45-го на 20-е и с 48-го на 25-е места соответственно. Этим регионам при снижении финансирования здравоохранения удалось увеличить ОПЖ на 1,4 и 2,1 года соответственно (см. рис. 2).

Рисунок 2
Изменение индекса эффективности за 2016–2017 гг.

Рисунок 3
Изменение индекса эффективности за 2016–2017 гг.

В двадцатку регионов, показавших наибольшую отрицательную динамику индекса эффективности за 2016–2017 гг., попали те регионы, в которых наблюдалось наибольшее снижение показателя индекса эффективности с -3,9 до -25,3 балла (см. рис. 3). Среди них Калужская, Тюменская, Ленинградская, Оренбургская, Липецкая, Владимирская и Брянская области, Ненецкий автономный округ и др., где снижение показателя индекса эффективности за последний год составило более -10 баллов.

Чувашская Республика и Тюменская область сумели за последний год достичь прироста ОПЖ 1 и 1,4 года соответственно. Однако в этих регионах одновременно произошло увеличение финансирования здравоохранения, поэтому они оказались в двадцатке снизивших значения индекса эффективности. Такая динамика получилась, потому что в других регионах рост ОПЖ наблюдался при снижении государственного финансирования здравоохранения. Будем надеяться, что эти дополнительные вложения в здравоохранение помогут названным субъектам РФ увеличить ОПЖ в последующие годы.


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Улумбекова Гузель Эрнстовна (Ulumbekova Guzel E.) – доктор медицинских наук, диплом MBA Гарвардского университета (Бостон, США), руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением – Комплексного медицинского консалтинга (ВШОУЗ–КМК), председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования (АСМОК), доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, экономики здравоохранения педиатрического факультета ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Гиноян Аргишти Багратович (Ginoyan Argishti B.) – кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра по анализу деятельности системы здравоохранения Высшей школы организации и управления здравоохранением – Комплексного медицинского консалтинга (ВШОУЗ–КМК)


[1] Улумбекова Г.Э., Гиноян А.Б., Калашникова А.В. Эффективность региональных систем здравоохранения России (рейтинг 2016 г.) // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2017. Т. 3, № 3. С. 35–42.

[2] Государственные расходы на здравоохранение включают расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов.

[3] Улумбекова Г.Э., Гиноян А.Б., Чабан Е.А. Количественный анализ факторов, влияющих на состояние здоровья населения в Российской Федерации // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2016. Т. 7, № 2. С. 107–120.

[4] Улумбекова Г.Э., Гиноян А.Б., Калашникова А.В. Эффективность региональных систем здравоохранения России (рейтинг 2016 г.) // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2017. Т. 3, № 3. С. 35–42.

[5] В частности, были обновлены данные по ВРП на душу населения за 2016 г., а также проведен перерасчет показателя потребления крепких алкогольных напитков на душу населения в возрасте от 15 лет

Лучшие 20 регионов РФ по динамике индекса эффективности за 2016–2017 гг.
20 регионов РФ, показавших наибольшую отрицательную динамику индекса эффективности за 2016–2017 гг.