Улумбекова Г.Э., Петрачков И.В.
В статье проведен анализ демографических показателей, показателей здоровья населения Московской области и факторов, их определяющих. Анализ проведен в динамике за период с 2012 по 2018 г., а также в сравнении с РФ и Центральным федеральным округом в среднем, в том числе с каждым из 18 субъектов, входящих в этот округ. По результатам анализа сформированы выводы и рекомендации для Московской области в сфере охраны здоровья граждан.
Московская область (далее МО) – субъект РФ, входящий в Центральный федеральный округ (ЦФО), в составе которого 18 субъектов РФ: город федерального значения Москва, 17 областей (Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская) (рис. 1). МО граничит на северо-западе и севере с Тверской областью, на северо-востоке и востоке – с Владимирской, на юго-востоке – с Рязанской, на юге – с Тульской, на юго-западе – с Калужской, на западе – со Смоленской, в центре – с городом федерального значения Москвой. Также существует небольшой северный участок границы с Ярославской областью.
По состоянию на 1 января 2019 г. численность населения МО составила 7,6 млн чел. По сравнению с началом 2018 г. наблюдается увеличение на 96 тыс. чел., или на 1,3%. Аналогичная ситуация с приростом численности населения наблюдается только в г. Москве, где он составил 108 тыс. чел. (0,9%), в остальных субъектах ЦФО отмечается убыль населения – от 2 до 17 тыс. чел. (от 0,2 до 1,7% соответственно).
По итогам 2018 г. МО остается регионом с невысокой долей сельского населения, которое составляет 18,5% (1,4 млн чел.), что на 7 п.п. ниже, чем в РФ в среднем. Разница данного показателя с ЦФО незначительная.
В МО в структуре населения доля женщин составляет 54%, мужчин – 46%, что в среднем совпадает с возрастной структурой населения РФ. Всероссийская перепись населения 2010 г. показала, что на территории МО проживают представители 150 национальностей, из них на три самые многочисленные (русские, украинцы и армяне) приходится 90% населения области (более 6,4 млн чел.).
Среди регионов ЦФО и РФ г. Москва является самым динамично развивающимся субъектом с самым большим валовым региональным продуктом (ВРП) – 1424 тыс. руб. на душу населения, поэтому средневзвешенное значение всех показателей по ЦФО рассчитывалось без учета г. Москвы, а значения всех показателей по Москве даны отдельно.
В задачи исследования входило проанализировать демографические показатели и показатели здоровья Московской области, а также факторы, их определяющие. Анализ проведен в динамике за период с 2012 по 2018 г., а также в сравнении с РФ и ЦФО в среднем (использовано средневзвешенное значение). Исследованы следующие показатели: ожидаемая продолжи тельность жизни (ОПЖ), стандартизированные коэффициенты смертности по причинам (СКС), структура смертности, ресурсы системы здравоохранения (государственное финансирование, обеспеченность населения врачами), образ жизни населения (потребление алкоголя); отдельные демографические показатели (возрастной состав населения, доля населения в возрасте старше 65 лет в общей численности населения) и выбросы вредных веществ в атмосферу [1–5].
Анализ демографических показателей и показателей здоровья Московской области с 2012 по 2018 г. в сравнении с РФ в среднем и с регионами Центрального федерального округа
Средний возраст населения в МО с 2012 по 2018 г. снизился на 0,2 года, т.е. население МО помолодело. В МО в 2018 г. этот показатель составил 40,1 года, что ниже, чем во всех регионах ЦФО, и только на 0,2 года выше, чем в РФ в среднем (рис. 2).
ОПЖ в МО с 2012 по 2018 г. значительно выросла – на 3,1 года. В МО в 2018 г. ОПЖ была на 0,6 года выше, чем в РФ в среднем, и на 1 год выше, чем средневзвешенный показатель по ЦФО, однако на 4,3 года ниже, чем в г. Москве (соответственно 73,5; 72,9; 72,5 и 77,8 года) (рис. 3).
ОПЖ мужчин в МО с 2012 по 2018 г. выросла еще больше – на 3,8 года. На рис. 4 видно, что в МО в 2018 г. данный показатель был на 0,9 года выше, чем в РФ, на 1,5 года выше, чем в ЦФО в среднем, но на 5,7 года ниже, чем в г. Москве (соответственно 68,6; 67,8; 67,1 и 74,3 года).
Младенческая смертность в МО с 2012 по 2018 г. снизилась на 45% и составила 4,1 случая на 1000 родившихся живыми. Стоит отметить, что в МО в 2018 г. этот показатель был на 20% ниже, чем в РФ в среднем, на 9% ниже, чем в ЦФО в среднем, и на 24% ниже, чем в г. Москве (соответственно 4,1; 5,1; 4,5 и 5,4 случая на 1 тыс. родившихся живыми) (рис. 5).
Смертность детей в возрасте 0–14 лет в МО с 2012 по 2018 г. снизилась в 2 раза. В МО в 2018 г. этот показатель составил 43 случая на 100 тыс. умерших соответствующего возраста и был на 21% ниже, чем в РФ в среднем, на 10% ниже, чем в ЦФО в среднем, и на 32% ниже, чем в г. Москве (соответственно 43,0; 54,7; 47,7 и 63,1 случая на 100 тыс. населения соответствующего возраста) (рис. 6).
Общий коэффициент смертности (далее – ОКС) в МО с 2012 по 2018 г. снизился на 15%. В МО в 2018 г. ОКС незначительно отличался от показателя по РФ в среднем, но был на 15% ниже, чем средневзвешенный показатель по ЦФО, однако на 26% выше, чем в г. Москве (соответственно 12,2; 12,5; 14,4 и 9,7 случая на 1 тыс. населения) (рис. 7).
Стандартизированный коэффициент смертности (далее – СКС) от всех причин в МО с 2012 по 2017 г. снизился на 13% и в 2017 г. составил 947 случаев на 100 тыс. населения. Это на уровне РФ в среднем на 6% ниже, чем средневзвешенный показатель по ЦФО, но значительно выше – на 47%, чем в г. Москве (соответственно 947; 959; 1005 и 643 случая на 100 тыс. населения) (рис. 8).
На рис. 9–11 представлена структура смертности населения МО, РФ и г. Москвы по основным причинам в 2018 г. Видно, что основной причиной смертности в МО являются болезни системы кровообращения (БСК), которые составили 39% всех смертей. Следует отметить, что доля смертности от этой причины на 8 п.п. меньше, чем в РФ (47%), и на 17 п.п. меньше, чем в г. Москве (56%). Доля смертей от новообразований в МО составила 14%, она также на 2 п.п. ниже, чем в РФ (16%), и на 7 п.п. ниже, чем в г. Москве (21%). Доля смертей от внешних причин в МО – 8%, что на уровне РФ, и на 2 п.п. выше, чем в г. Москве (6%). Доли смертей от других причин в МО практически на уровне РФ и Москвы, за исключением показателя смертей от прочих причин, который в МО по сравнению с РФ в среднем и Москвой оказался самый высокий (соответственно 30; 19 и 10%).
Такое расхождение в структуре названных показателей говорит о неточной регистрации причин смертей от болезней системы кровообращения и от новообразований в МО, что подтверждается анализом абсолютных показателей смертности от этих причин.
Далее проанализированы СКС в разрезе основных причин смертности в МО в сравнении с РФ в среднем, с ЦФО в среднем и г. Москвой.
В МО с 2012 по 2017 г. СКС от БСК снизился на 39% и в 2017 г. был на 7% ниже, чем в РФ в среднем, и по ЦФО в среднем, однако на 22% выше, чем в г. Москве (соответственно 406; 435; 437 и 333 случая на 100 тыс. населения) (рис. 12).
В МО с 2012 по 2017 г. СКС от злокачественных новообразований снизился на 30% и в 2017 г. был на 12% ниже, чем в РФ в среднем, на 8% ниже, чем по ЦФО в среднем, и на 6% ниже, чем г. Москве (соответственно 139; 158; 151 и 148 случаев на 100 тыс. населения) (рис. 13).
Такое значительное снижение смертности от БСК и от новообразований в МО за относительно короткий период (5 лет), а также низкие значения этих показателей по сравнению с другими регионами ЦФО заставили нас посмотреть динамику смертности от прочих в МО. Выяснилось, что в МО с 2012 по 2018 г. абсолютное число умерших от прочих причин увеличилось в 5 раз (соответственно с 5153 по 27 500 случаев), а СКС (с 2012 по 2017 г.) увеличился в 4 раза (соответственно с 57,1 по 213,9 случаев на 100 тыс. населения). Это свидетельствует о том, что часть смертей от БСК и новообразований могла попасть в прочие причины.
СКС от болезней органов дыхания в МО с 2012 по 2017 г. снизился на 6%. Этот показатель в МО в 2017 г. был на 6% ниже, чем в РФ в среднем, на 11% ниже, чем по ЦФО в среднем, но на 84% выше, чем в г. Москве (соответственно 31,4; 33,3; 35,3 и 17,1 случаев на 100 тыс. населения) (рис. 14).
СКС от внешних причин в МО с 2012 по 2017 г. снизился на 17%. На рис.15 видно, что в МО в 2017 г. этот показатель был на 11% ниже, чем в РФ в среднем, на 13% ниже, чем по ЦФО в среднем, но на 85% выше, чем в г. Москве (соответственно 85; 95; 98 и 46 случаев на 100 тыс. населения).
СКС от болезней органов пищеварения в МО с 2012 по 2017 г. увеличился на 6%. Данный показатель в МО в 2017 г. был на 14% выше, чем в РФ в среднем, на одном уровне с ЦФО в среднем, и в 2,1 раза выше, чем в г. Москве (соответственно 59,2; 52,1; 58,8 и 27,6 случаев на 100 тыс. населения) (рис. 16).
СКС от инфекционных болезней в МО с 2012 по 2017 г. снизился на 8,5%. В МО в 2017 г. этот показатель был на 46% ниже, чем в РФ в среднем, но на 9% выше, чем по ЦФО и на уровне г. Москвы (соответственно 11,9; 22,0; 10,9 и 11,8 случаев на 100 тыс. населения) (рис. 17).
СКС от туберкулеза в МО с 2012 по 2017 г. снизился на 60% и в 2017 г. был в 2,3 раза ниже, чем по РФ в среднем, на 13% ниже, чем по ЦФО в среднем, но на 30% выше, чем в г. Москве (соответственно 2,6; 5,9; 3,0 и 2,0 случая на 100 тыс. населения) (рис. 18).
Факторы, определяющие здоровье населения Московской области
В этом разделе рассмотрены факторы, которые влияют на здоровье населения: демографические показатели (плотность населения, доля населения старше 65 лет), экологические показатели (выбросы в атмосферу загрязняющих веществ), экономические показатели (валовой региональный продукт на душу населения в постоянных ценах, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в постоянных ценах) и образ жизни населения (потребление крепких алкогольных напитков среди лиц старше 15 лет). Отдельно рассмотрен фактор доступности медицинской помощи, который мы охарактеризовали через показатели государственных расходов на душу населения и обеспеченности медицинскими кадрами.
Плотность населения МО с 2013 по 2018 г. увеличилась на 6%. На рис. 19 видно, что в МО из всех регионов ЦФО (без учета Москвы) самая высокая плотность населения. В 2018 г. этот показатель был в 20 раз выше, чем в РФ в среднем, в 2,3 раза выше, чем в ЦФО в среднем, однако почти в 30 раз ниже, чем в г. Москве (соответственно 169,5; 8,6; 75,3 и 4843,8 чел./км²).
Доля населения старше 65 лет в МО с 2012 по 2018 г. увеличилась на 4%, т.е. население МО постарело. Стоит отметить, что этот показатель в МО в 2018 г. был практически на одном уровне с РФ в среднем, на 1,8 п.п. ниже, чем по ЦФО в среднем, и на 2,1 п.п. ниже, чем в г. Москве (соответственно 14,3; 14,4; 16,1 и 16,4%) (рис. 20).
Старение населения определяет увеличение потребности в медицинской помощи, соответственно необходимость увеличения мощностей системы здравоохранения и гарантированных объемов медицинской помощи.
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в МО с 2013 по 2018 г. увеличились на 12%. На рис. 21 видно, что в МО в 2018 г. данный показатель был в 5 раз выше, чем в РФ в среднем, в 1,5 раз выше, чем по ЦФО в среднем, но почти в 5 раз ниже, чем в г. Москве (соответственно 5,0; 1,0; 3,4 и 23,6 т/км²).
Из экономических факторов, влияющих на здоровье населения, рассмотрены валовой региональный продукт (далее – ВРП) и среднемесячная номинальная заработная плата работников по полному кругу организаций в целом по экономике.
На рис. 22 видно, что ВРП на душу населения в МО с 2012 по 2018 г. вырос на 65% в текущих ценах, однако в постоянных ценах (2012 г. = 100%) он вырос только на 5% (соответственно с 337 по 354 тыс. руб.). В МО в 2018 г. этот показатель был на 4% ниже, чем в РФ в среднем, на 29% выше, чем по ЦФО в среднем, но в 2,5 раза ниже, чем в г. Москве (соответственно 556 тыс.; 579 тыс.; 431 тыс. и 1424 тыс. руб. на душу).
Среднемесячная номинальная заработная плата в целом по экономике в МО с 2013 по 2018 г. увеличилась на 55%(с 39,5 по 61,4 тыс. руб.), но в постоянных ценах (2013 г. = 100%) она снизилась на 2% (соответственно с 39,5 по 38,7 тыс. руб.). В МО в 2018 г. данный показатель был на 14% выше, чем в РФ в среднем, на 41% выше, чем по ЦФО в среднем, но на 46% ниже, чем в г. Москве (соответственно 61,4 тыс.; 53,9 тыс.; 43,7 тыс. и 114,0 тыс. руб.) (рис. 23).
Такое положение МО, естественно, вызывает переток рабочей силы из регионов ЦФО в МО, а из МО – в г. Москву.
Показатель потребления крепких алкогольных напитков на душу населения среди лиц старше 15 лет в МО с 2013 по 2018 г. снизился всего на 1% и составил 12,9 л – самое высокое значение из всех рассматриваемых регионов. Это на 70% выше, чем в РФ в среднем, на 77% выше, чем в г. Москве, и на 43% выше, чем по ЦФО в среднем (соответственно 12,9; 7,6; 7,3 и 9,0 л крепкого алкоголя на душу населения) (рис. 24). Этот показатель рассчитывается ВШОУЗ по объему продаж коньяка, водки, ликеро-водочных изделий с содержанием спирта выше 25% объема годовой продукции (Росстат).
Финансирование здравоохранения и обеспеченность медицинскими кадрами
Подушевые расходы на здравоохранение без учета КД [(КД – коэффициент дифференциации. Показатель подушевых государственных расходов на здравоохранение, рассчитывается без учета КД, т.е. поделенный на него, что позволяет обеспечить сопоставимость данных по регионам (https://www.vshouz.ru/journal/2019-god/effektivnost-regionalnykh-sistemzdravookhraneniya-rossii-reyting-2017-g-)] в МО с 2012 по 2018 г. увеличились на 46% и составили 21,4 тыс. руб. Однако в постоянных ценах 2012 г. расходы на здравоохранение в МО с 2012 по 2018 г. уменьшились на 8% (соответственно с 16,3 до 15,0 тыс. руб.).
В МО в 2018 г. подушевые расходы на здравоохранение без учета КД были на 30% выше, чем в РФ в среднем, на 25% выше, чем по ЦФО в среднем, и практически не отличались от г. Москвы (соответственно 21,4; 16,4; 17,1 и 21,5 тыс. руб.) (рис. 25). Однако с учетом КД (т.е. умноженные на него) они были всего на 5% выше, чем в РФ в среднем, на 34% выше, чем по ЦФО в среднем, но на 28% ниже, чем в г. Москве (соответственно 23,8; 22,6; 17,8 и 32,9 тыс. руб.).
Обеспеченность практикующими врачами в МО с 2012 по 2018 г. увеличилась на 4% и составила 32,1 врача на 10 тыс. населения. Но этот показатель по-прежнему остается на одном из самых низких значений среди всех рассматриваемых регионов – на 14% ниже, чем в РФ в среднем, на 7% ниже, чем по ЦФО в среднем, и на 26% ниже, чем в г. Москве (соответственно 32,1; 37,4; 34,7 и 43,5 врачей на 10 тыс. населения в год) (рис. 26).
Результаты
Основные результаты исследования приведены в табл. 1 и 2, где наглядно представлены показатели МО в сравнении с ЦФО в среднем и г. Москвой. Ячейки таблицы, залитые синим фоном, показывают отставание МО от сравниваемых регионов, без заливки – опережение или близкий уровень.
Выводы
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. В МО за последние 7 лет (с 2012 по 2018 г.) практически все показатели здоровья населения улучшились. Так, ключевой показатель, характеризующий здоровье населения, – ОПЖ – вырос на 3,1 года. Исключение составляют показатель СКС от болезней органов пищеварения, который увеличился на 6,3%, и смертность от прочих причин, которая возросла в 5 раз.
2. В МО за последние 7 лет ряд факторов, определяющих здоровье населения, улучшился: ВРП вырос на 5% в постоянных ценах, незначительно, на 4% увеличилась обеспеченность врачами. Однако обращает на себя внимание, что значения других факторов показали отрицательную динамику: возросли выбросы в атмосферу загрязняющих веществ на 12%, среднемесячная номинальная начисленная заработная платы работников в постоянных ценах 2013 г. сократилась на 2%, практически не снизилось потребление крепких алкогольных напитков, а подушевые расходы на здравоохранение сократились на 8% в постоянных ценах. Если бы значения этих факторов изменились в положительную сторону, то улучшения в состоянии здоровья жителей МО могли бы быть выше.
3. В МО в 2018 г. основные показатели здоровья населения были лучше, чем в ЦФО; так, ОПЖ был на 1 год выше, чем по ЦФО в среднем (соответственно 73,5 и 72,5 лет). Исключение составляет СКС от инфекционных заболеваний, который в МО был на 9% выше, чем в ЦФО. На этот показатель следует обратить внимание при формировании политики здравоохранения в регионе.
4. Такое опережение МО по показателям здоровья других регионов ЦФО может быть связано положительным воздействием следующих факторов, определяющих здоровье населения. В МО моложе население (средний возраст на 1,4 года меньше, чем в ЦФО), ВРП на душу населения на 29% выше, чем в ЦФО, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата – на 41% выше, государственные расходы на здравоохранение – на 25% выше, чем в ЦФО. Однако выбросы в атмосферу в МО на 47% выше, чем в ЦФО, потребление крепкого алкоголя на 13% выше, а обеспеченность медицинскими кадрами – на 7% ниже, чем в ЦФО в среднем. Влияние на эти факторы в положительную сторону – резерв улучшения здоровья населения МО.
5. МО при сравнении с Москвой существенно отстает от нее по показателям здоровья – ОПЖ в МО в 2018 г. было на 4,3 года ниже, чем в Москве (соответственно 73,5 и 77,8 года). Только несколько показателей в МО оказались лучше, чем в Москве: младенческая смертность (на 24% ниже), смертность детей (на 32% ниже) и смертность от новообразований (на 7% ниже). Более низкие показатели смертности детей в МО можно будет объяснить после изучения политики региона в этом направлении, а вот более низкий показатель СКС от новообразований, скорее всего, связан в погрешностях при регистрации причин смертей.
6. Такое отставание МО от г. Москвы по показателям здоровья главным образом связано с экономическими факторами – ВРП в МО в 2,6 раз ниже, чем в Москве, а также с недостаточным финансированием здравоохранения. Так, с применением КД государственные расходы на здравоохранение в МО были на 28% ниже, чем в Москве. Как следствие, в МО очень низкая обеспеченность медицинскими кадрами – на 26% ниже, чем в Москве. В МО также наблюдается крайне высокая распространенность потребления алкоголя – на 77% выше, чем в Москве.
7. Существенные различия в структуре смертности населения от основных причин (с преобладанием смертей от прочих причин) в МО по сравнению с РФ, ЦФО и Москвой свидетельствуют о неверно регистрируемых причинах смерти, что в дальнейшем существенно затруднит анализ причин смертности и, как следствие, не позволит сформировать необходимые меры по их коррекции.
Рекомендации
Проведенный анализ показателей здоровья населения МО и факторов, их определяющих, показал, что для дальнейшего улучшения здоровья населения в МО необходимо:
улучшать социально-экономическое положение граждан (доходы населения);
реализовать масштабную межведомственную программу по снижению потребления алкоголя;
увеличивать государственные расходы на здравоохранение, в том числе направить их на повышение обеспеченности населения медицинскими кадрами и создание системы всеобщего лекарственного обеспечения;
предусмотреть меры по снижению выброса вредных веществ в атмосферу;
следует также запретить искажать данные о причинах смертей.
Увеличение государственных расходов на здравоохранение особенно важно в связи с ожидаемым падением реальных доходов населения в 2020 г. По прогнозам академика РАН Р.И. Нигматулина и профессора Б.И. Нигматулина, в РФ в 2020 г. по базовому сценарию (без компенсации) реальные доходы населения упадут на 12%, а ВВП – на 21% в ценах 2019 г.
В следующих работах мы планируем провести анализ показателей здоровья МО в сравнении с «новыми» странами ЕС, а также определить, при каких условиях в МО возможно достижение целевого показателя ОПЖ, установленного в государственной программе Московской области «Здравоохранение Подмосковья» на 2019– 2024 гг. (с изменениями на 30 декабря 2019 г.), а именно увеличение этого показателя с 73 до 78 лет.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Улумбекова Гузель Эрнстовна (Guzel E. Ulumbekova) – доктор медицинских наук, MBA Гарвардского университета (Бостон, США); руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением – Комплексного медицинского консалтинга (ВШОУЗ–КМК), доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, экономики здравоохранения педиатрического факультета ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Москва, Российская Федерация E-mail: vshouz@vshouz.ru https://orcid.org/0000-0003-0986-6743
Петрачков Иван Валерьевич (Ivan V. Petrachkov) – главный аналитик по организации здравоохранения Высшей школы организации и управления здравоохранением – Комплексного медицинского консалтинга (ВШОУЗ–КМК), Москва, Российская Федерация E-mail: 1923to@gmail.com https://orcid.org/0000-0003-4110-0430
Литература
1. ЕМИСС/база данных Росстата [Электронный ресурс]. URL: https://fedstat.ru/.
2. Росстат [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/.
3. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РБ. Официальная статистика. Население. «О численности населения Республики Башкортостан и отдельных субъектов Российской Федерации». URL: https://bashstat.gks.ru/folder/25491ю
4. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РБ. Официальная статистика. Численность и состав населения. «Возрастной состав населения Республики Башкортостан на1 января 2019 года». URL: https://bashstat.gks.ru/folder/25491#.
5. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РБ. Статистика. Переписи населения. «Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года по РБ». URL: https://bashstat.gks.ru/folder/ 31967. 6. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России. Что надо делать. Состояние и предложения: 2019–2024 гг. 3-е изд. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. 416 с.