Дистанционные ультразвуковые исследования: расширение функций среднего медицинского персонала

30 июля 2021
Вестник_№2_2021
Автор: Переслегина И.А., Зубеев П.С., Леванов В.М.
Актуальность. Высокая информативность ультразвуковых исследований как диагностических методов общеизвестна. Они широко используются как для диагностики сложных заболеваний, так и при различных скрининговых исследованиях, профилактических медицинских осмотрах, диспансеризации. Компактные ультразвуковые сканеры могут использоваться при проведении выездов в отдаленные районы, что повышает доступность медицинской помощи. Однако в настоящее время применение ультразвуковых аппаратов возможно только при включении в состав медицинской бригады врача ультразвуковой диагностики, что часто бывает проблематично. Выходом из ситуации может быть передача отдельных функций врача ультразвуковой диагностики среднему медицинскому персоналу, что в настоящее время не предусмотрено нормативными актами.

Материал и методы. В рамках организационного эксперимента была разработана и апробирована методика проведения ультразвуковых исследований медицинской сестрой под дистанционным контролем врача. Были апробированы две модели: в первом варианте врач удаленно следил за ходом исследования на мониторе и при необходимости руководил действиями среднего медицинского персонала. При второй модели медицинская сестра самостоятельно визуализировала изображения внутренних органов, а врач оценивал переданную информацию, готовил и пересылал заключение. По этим методикам исследовали органы брюшной полости, забрюшинного пространства и артерий нижних конечностей.

Результаты. Всем 186 пациентам, участвовавшим в исследовании, проводилось повторное контрольное исследование врачом по обычной методике для оценки эффективности предложенных моделей. Был проведен хронометраж с анализом затрат времени. Представлены предложения для включения в профессиональный стандарт медицинской сестры ультразвуковой диагностики.


Ультразвуковые исследования (УЗИ) широко используются как для диагностики сложных заболеваний, так и при различных скрининговых исследованиях, профилактических медицинских осмотрах, диспансеризации.

Для России с ее огромными пространствами и низкой плотностью населения в сельской местности весьма перспективным является сочетание дистанционных и мобильных форм оказания медицинской помощи – мобильных телемедицинских комплексов (далее – МТМК) [1].

Нужно отметить, что диагностические УЗИ с 1990-х гг. успешно применяются при проведении дистанционных телемедицинских консультаций, например в проекте «Телемедицина российских железных дорог» [2].

В настоящее время порядок проведения телемедицинских консультаций и исследований подробно регламентирован приказом Минздрава России от 30.11.2017 № 965н «Об утверждении Порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий» [3], а порядок проведения УЗИ – соответствующим приказом Минздрава России от 08.06.2020 № 557н «Об утверждении порядка проведения ультразвуковых исследований» [4].

Проблема заключается в том, что проведение УЗИ считается прерогативой врача, имеющего специальную подготовку. Поэтому необходимо включать врача УЗИ в состав бригады МТМК, что не всегда целесообразно из-за ограниченных возможностей транспортного средства по общему числу пассажиров, недостаточного числа планируемых при выезде исследований для адекватной загрузки врача УЗИ, необходимости отвлечения врача УЗИ от основного приема и т.д.

Выходом из ситуации могло бы стать делегирование ряда технических функций при проведении УЗИ среднему медицинскому персоналу с дистанционной передачей данных врачу, который в этом случае может не покидать основного рабочего места. Разумеется, это предполагает проведение обучения медсестер по специальной программе.

При этом авторы исходили из нескольких предпосылок.

Во-первых, участие среднего медицинского персонала в проведении телемедицинской деятельности получило развитие в здравоохранении различных стран мира и выделено в отдельное направление – telenursering [5, 6].

Во-вторых, приказ Минздравсоцразвития России от 23.03.2012 № 252н [7] позволяет возлагать отдельные функции лечащего врача на фельдшера, акушерку при организации оказания первичной медико-санитарной помощи исходя из должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками врача соответствующей специальности. Эти принципы, по нашему мнению, могут быть распространены на УЗИ, причем только в части передачи функций по техническому проведению исследования с дистанционной передачей и оценкой данных врачом-специалистом.

В-третьих, подобное распределение функций между врачами и средним медицинским персоналом традиционно практикуется при проведении других исследований – в рентгенологии, где получение первичных данных исследования выполняется рентгенолаборантами, электрокардиографии (ЭКГ), в том числе при ее дистанционном проведении, где медсестра регистрирует ЭКГ и передает ее по сети в отдаленный консультативный центр врачу функциональной диагностики, который анализирует ЭКГ и передает свое заключение [8, 9].

В настоящее время в ряде регионов России имеется некоторый опыт проведения УЗИ без непосредственного участия врачей ультразвуковой диагностики, однако число подобных публикаций ограничено единичными примерами [10, 11].

Цель – разработка, апробация и применение в условиях организационного эксперимента различных моделей проведения УЗИ средним медицинским персоналом под контролем врача УЗ-диагностики.

Материал и методы

Базой организационного эксперимента,выполненного в 2019–2021 гг., стала ГБУЗ НО «Городская больница № 33» Ленинского района г. Нижнего Новгорода (далее – ГБУЗ НО «ГБ № 33). Анализ проводился по 186 исследованиям, в том числе 62 исследованиям органов брюшной полости, 56 исследованиям забрюшинного пространства и почек, 68 исследованиям артерий нижних конечностей.

Исследования выполняли на универсальном портативном ультразвуковом аппарате Mindray M7, который поддерживает формат DICOM.

Были разработаны и апробированы две организационные модели. Для имитации удаленной деятельности на выезде врач УЗИ и специально обученная медицинская сестра находились в разных кабинетах ГБУЗ НО «ГБ № 33», при этом врач находился в телемедицинском центре больницы.

Первая модель. Между медицинской сестрой кабинета УЗИ и врачом УЗИ поддерживалось двустороннее видеообщение в режиме реального времени с помощью аппаратно-программного телемедицинского комплекса. Врач следил за ходом исследования на мониторе и при необходимости корректировал действия медицинской сестры для получения необходимой ему информации, после чего формулировал заключение и передавал медицинской сестре по защищенному каналу связи vipnet.

Вторая модель. Медицинская сестра самостоятельно получала изображения исследуемых органов, сохраняла их на жестком диске в виде фото- и видеоматериалов, после чего отправляла по защищенному каналу связи vipnet. Врач УЗИ после изучения полученных снимков и видеоматериалов в телемедицинском центре, как и в первой модели, заполнял заключение и передавал его обратно в кабинет УЗИ.

По протоколу первой модели было проведено 89 исследований, по второй модели – 97 УЗИ.

Затраты времени при выполнении обеих моделей сравнивали с базовой моделью стандартного проведения УЗИ.

Для численных показателей рассчитывали среднее арифметическое значение (M) и стандартное отклонение (SD). Далее данные представлены в виде M±SD.

Результаты и обсуждение

В среднем у медицинской сестры затраты времени по базовой модели составили 44,7± 4,9 мин. Проведение одного исследования по первой модели требовало 42,7±6,3 мин (-4,5% к базовой модели), по второй модели – 51,3±6,1 мин (+14,8%).

У врача оценка результатов УЗИ и оформление заключения в базовой модели составляло 34,9±5,3 мин. По первой модели – в среднем 49,3±5,5 мин (+41,2% к базовой модели), по второй модели – 14,1±5,6 мин, что значительно меньше, чем в базовой модели (-59,6%) (табл. 1).

Таблица 1. Результаты хронометража при проведении ультразвукового исследования (УЗИ) медицинским персоналом


Верификацию и оценку результатов организационного эксперимента проводили врачи УЗИ, которые выполняли повторные (контрольные) исследования тем же пациентам.

Были получены показатели чувствительности, специфичности и точности метода. При анализе результатов чувствительность первой модели составила 93,1%, в том числе по органам брюшной полости она была равна 91,3%, по забрюшинному пространству – 95,2%, по артериям нижних конечностей – 92,1%. Чувствительность второй модели составила 88,3%, в том числе по органам брюшной полости она была равна 88,7%, по забрюшинному пространству – 83,6%, по сосудам – 90,2%.

При анализе первой модели специфичность составила 51,2%, второй – 53,1%.

Для первой модели при проведении контрольного УЗИ врачом было выявлено 6,8% диагностических ошибок. Во второй модели после проведения повторного исследования врачом УЗИ-кабинета ошибки были определены чаще – в 11,2% случаев. При этом максимальная доля ошибок (6,2%) была выявлена в 1-й месяц реализации второй модели. В дальнейшем число ошибок снизилось до 4,8%, что связано с приобретением опыта медицинской сестрой.

При оценке результатов апробации обеих моделей были проанализированы как положительные, так и отрицательные эффекты.

Первая модель позволяет врачу разобраться в сомнительных и сложных случаях в режиме реального времени, что сокращает долю возможных диагностических ошибок. Однако по сравнению с базовой моделью затраты времени врача при реализации этой модели возрастали.

Во второй модели существенным является уменьшение времени врача на проведение исследований и подготовку заключений, что способствовало увеличению количества обследованных пациентов за единицу времени. Однако в этой модели более высок риск диагностических ошибок, что требует более тщательной подготовки и опыта медицинской сестры.

В настоящее время работа среднего медицинского персонала кабинета УЗ-диагностики сводится к совместному с врачом участию в проведении манипуляций, приведению в порядок рабочих мест, работе по обеззараживанию предметов медицинского назначения, а также подготовке рабочего места к следующему дню [12].

Таблица 2. Дополнительные требования по повышению квалификации медицинской сестры


Таблица 3. Дополнения в трудовую функцию медицинской сестры кабинета УЗИ


Основными вопросами для реализации расширенного участия медицинской сестры в проведении дистанционного УЗИ являются:
  • необходимость внесения изменений в соответствующий профессиональный стандарт и должностные инструкции;
  • включение преподавания методик и техники проведения УЗИ в рабочие программы подготовки среднего медицинского персонала;
  • разработка стандартов операционных процедур для среднего медицинского персонала по проведению УЗИ различных органов, систем и областей человеческого тела.
В связи с вышеизложенным в приказ Минтруда России от 31.07.2020 № 475н «Об утверждении профессионального стандарта “Медицинская сестра/Медицинский брат”» [13] целесообразно внести следующие дополнения:

1. В раздел II «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)», подраздел «трудовая функция» добавить пункт с наименованием «Оказание доврачебной медицинской помощи и сестринского ухода в ультразвуковой диагностике», код А/07.5.

2. В раздел III «Характеристика обобщенных трудовых функций»:
2.1. В подраздел «Обобщенная трудовая функция» внести дополнения (табл. 2).
2.2. Добавить подраздел «3.1.7. Трудовая функция» (табл. 3).

Заключение

Как показали результаты проведенного исследования, обе предложенные модели могут найти применение в практической деятельности.

Первая модель, где врач общается со средним медицинским персоналом в режиме онлайн, может применяться для диагностики сложных случаев. В то же время вторая модель, где врач участвует в отсроченном режиме, адекватна для проведения скрининговых исследований, профилактических медицинских осмотров, диспансеризации населения. Разумеется, в обоих случаях нужна специальная подготовка медицинской сестры.

Для этого предлагается внести соответствующие дополнения в приказ Минтруда России от 31.07.2020 № 475н «Об утверждении профессионального стандарта “Медицинская сестра/ Медицинский брат”», что позволит возложить на средний медицинский персонал отдельные действия врача ультразвуковой диагностики, направлять визуальные материалы врачу для формулировки заключения с применением телемедицинских технологий.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Переслегина Ирина Александровна (Irina A. Pereslegina) – доктор медицинских наук, профессор,заведующий кафедрой социальной медицины и организации здравоохранения ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России, Нижний Новгород, Российская Федерация
E-mail: pereslegina@pimunn.ru
http://orcid.org/0000-0002-4806-9061

Зубеев Павел Сергеевич (Pavel S. Zubeev) – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой скорой медицинской помощи ФДПО ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России, главный врач ГБУЗ НО «Городская больница № 33» Ленинского района г. Нижнего Новгорода, Нижний Новгород, Российская Федерация
E-mail: mlpu33@mail.ru
https://orcid.org/0000-0002-4408-4942

Леванов Владимир Михайлович (Vladimir M. Levanov) – доктор медицинских наук, профессор кафедры социальной медицины и организации здравоохранения ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России, Нижний Новгород, Российская Федерация
E-mail: levanov53@yandex.ru
http://orcid.org/0000-0002-4625-6840

ЛИТЕРАТУРА

1. Зарубина Т.В., Кобринский Б.А., Кудрина В.Г. Медицинская информатика в здравоохранении России // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2018. Т. 26, № 6. С. 447–451. DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2018-26-6-447-451

2. Атьков О.Ю., Столяр В.Л. Железнодорожная телемедицина // Железнодорожный транспорт. 2017. № 3. С. 51–54.

3. Приказ Минздрава России от 30.11.2017 № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71751294/ (дата обращения: 19.05.2021)

4. Приказ Минздрава России от 08.06.2020 № 557н «Об утверждении порядка проведения ультразвуковых исследований». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/
prime/doc/74536910/ (дата обращения: 19.05.2021)

5. Scope and Standards of Practice for Professional Telehealth Nursing. 5th ed. American Academy of Ambulatory Care Nursing, 2011. URL: https://www.aaacn.org/practice-resources/standards (date of access May 19, 2021)

6. Eadie L.H., Mort A., Regan L., MacAden A.S., Wilson P. Догоспитальные дистанционные ультразвуковые исследования: реальновременная коммуникационная технология для изолированных и сельских населенных пунктов // Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. 2015. № 1. С. 54–56.

7. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 марта 2012 г. № 252н «Об утверждении Порядка возложения на фельдшера, акушерку руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты» (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/70170588/ (дата обращения: 19.05.2021)

8. Владзимирский А.В., Морозов С.П., Урванцева И.А.,Коваленко Л.В., Воробьев А.С. Применение телемедицинских технологий в кардиологии. Сургут : СГУ, 2019. 115 c.

9. Камаев И.А., Орлов О.И., Леванов В.М., Переведенцев О.В., Сергеев Д.В. Возможности и перспективы применения мобильных телемедицинских комплексов в профилактических программах // Медицинский альманах. 2013. № 2 (26). С. 16–18.

10. Диагноз онлайн: телемедицину начали использовать для консультаций по УЗИ // Российская газета. Федеральный выпуск № 264 (8022). 21.11.2019. URL: https://rg.ru/2019/11/21/reg-pfo/telemedicinu-nachali-ispolzovatdlia-konsultacij-po-uzi.html (дата обращения: 19.05.2021)

11. Мобильный УЗИ: из кабинета врача в домашнюю аптечку. URL: https://evercare.ru/news/mobilnyy-uzi-izkabineta-vracha-v-domashnyuyu-aptechku (дата обращения: 19.05.2021)

12. Карпова А.Г., Саввина В.В. Анализ деятельности медицинской сестры УЗИ-кабинета // Сборник материалов научно-практической конференции с международным участием «Роль высшего сестринского образования в совершенствовании деятельности медицинских сестер». Киров, 2013. С. 70–71.

13. Приказ Министерства труда и социальной защитыРФ от 31.07.2020 № 475н «Об утверждении профессионального стандарта “Медицинская сестра/Медицинский брат”» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74500092/ (дата обращения: 19.05.2021)