В статье представлен комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности организационно-методической деятельности в медицинских организациях. Раскрыты методические подходы к организации и проведению анализа финансово-хозяйственной и медицинской деятельности организаций здравоохранения. Представлены основные группы медицинской учетной документации, используемой в организациях здравоохранения различного типа. Подчеркнута исключительная важность разработки перспективных и текущих планов оптимизации сети медицинских организаций. Изложены основные направления проведения целевых проверок и экспертиз. Раскрыты современные подходы повышения эффективности работы с медицинскими кадрами. Даны современные формы организации выездной лечебно-диагностической и консультативной помощи с учетом специфики оказания медицинской помощи в сельской местности. Представлена схема организации телемедицинских консультаций. Особое внимание уделено организации профилактической работы в медицинских организациях. Сформулированы основные проблемы и пути совершенствования организационно-методической деятельности на современном этапе развития системы здравоохранения.
В современных условиях одним из важнейших направлений реформирования здравоохранения является совершенствование существующей системы управления - формирование системы, которая обеспечивала бы прежде всего эффективное использование материально-технических, финансовых, кадровых, информационных и других ресурсов, направляемых в отрасль. Руководителям органов управления и учреждений здравоохранения необходимы эффективно действующие механизмы выработки и принятия научно обоснованных управленческих решений, ориентированных на достижение конечных результатов - улучшение показателей здоровья населения. Без решения этой приоритетной задачи дальнейшее наращивание ресурсного потенциала системы здравоохранения будет неэффективным, а основная цель - обеспечение доступности и качества медицинской помощи населению - не будет достигнута.
Реформирование системы управления влечет за собой необходимость совершенствования организационно-методической деятельности, являющейся неотъемлемой частью механизма управления здравоохранением на федеральном, региональном, муниципальном и учрежденческом уровнях.
Организационно-методическая работа является важнейшим направлением в деятельности органов управления и организаций здравоохранения - она аккумулирует в себе различные функции управления (прогнозирование, планирование, организацию, координацию, контроль).
Организационно-методическую деятельность осуществляют как органы управления здравоохранением, так и самостоятельные медицинские организации (районные, городские, областные, республиканские, федеральные) и их структурные подразделения. К ним относятся: организационно-методические отделы (кабинеты), отделения экстренной и планово-консультативной помощи, отделения (кабинеты) медицинской статистики; медицинские информационно-аналитические центры, бюро медицинской статистики, медицинские архивы. Непосредственное участие в организационно-методической деятельности принимают главные штатные и внештатные специалисты.
Организационно-методическую деятельность осуществляют ведущие (головные) учреждения федерального, регионального и районного уровней здравоохранения и состоит она в оказании практической помощи курируемым службам и учреждениям здравоохранения по широкому профилю вопросов, касающихся организации и повышения качества лечебно-диагностического процесса, улучшения профилактики, технологического совершенствования деятельности, оптимизации управления, в том числе повышения уровня планирования.
Организационно-методическую службу в медицинских организациях возглавляют, как правило, первые заместители руководителей этих организаций. В их подчинении находятся организационно-методические отделы или организационно-методические кабинеты, направляющие и координирующие деятельность организационно-методической службы на территории.
К ним относятся:
1. Аналитическая работа.
2. Организация системы медицинского учета и отчетности.
3. Разработка перспективных и текущих планов, оптимизация сети медицинских организаций.
4. Проведение целевых проверок и экспертиз.
5. Работа с медицинскими кадрами.
6. Организация выездной лечебно-диагностической и консультативной помощи.
7. Организация профилактической работы.
8. Контроль за исполнением организационно-распорядительных документов.
Аналитическая работа является одним из приоритетных направлений в организационно-методической деятельности. В ней непосредственное участие принимают главные штатные и внештатные специалисты (органов управления и учреждений здравоохранения).
■ анализ состояния и динамики развития системы здравоохранения соответствующей административной территории, здоровья населения, медико-демографической ситуации, факторов внешней среды, оказывающих влияние на уровень здоровья населения;
■ анализ причин смертности, первичной и общей заболеваемости, заболеваемости с временной утратой трудоспособности, социально значимых болезней и других показателей здоровья населения с последующей разработкой мер по их улучшению;
■ анализ использования основных ресурсов здравоохранения (материально-технических, финансовых, кадровых, информационных);
■ подготовка и сдача сводного статистического отчета о сети, кадрах и деятельности системы (организации) здравоохранения, написание аналитических обзоров о состоянии медицинской помощи населению территорий;
■ подготовка и распространение статистических справок, материалов с анализом показателей здоровья населения, оперативных информационных материалов о деятельности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), сводных данных о деятельности отдельных специализированных учреждений и служб в формате ежедневных, еженедельных, месячных, квартальных, полугодовых, годовых отчетов;
■ анализ занятости коечного фонда, разработка мер по его рациональной реструктуризации и использованию альтернативных форм больничной помощи: хосписы, дневные стационары, стационары на дому;
■ формирование программ сбора и обработки статистической информации, создание автоматизированных систем информационного обеспечения руководства для принятия оперативных и своевременных управленческих решений;
■ изучение и анализ показателей деятельности всех ЛПУ территории в динамике, разработка моделей конечных результатов деятельности ЛПУ, специализированных служб;
■ изучение медицинской, социальной и экономической эффективности деятельности учреждений здравоохранения и специализированных служб;
■ анализ выполнения комплексных (целевых) программ по развитию здравоохранения и территориальных программ госгарантий.
Организация системы медицинского учета и отчетности. Одним из важнейших направлений организационно-методической деятельности органов управления и учреждений здравоохранения является организация и совершенствование системы учета и отчетности о состоянии здоровья населения, медицинской и экономической деятельности учреждений здравоохранения.
В системе здравоохранения Российской Федерации во всех органах управления и медицинских учреждениях используются единые формы статистической отчетности, утверждаемые Федеральной службой государственной статистики, а также единые формы учета и инструкции по их заполнению.
Это позволяет обобщать в масштабах страны статистический материал по здоровью населения и здравоохранению, сравнивать статистические показатели в разрезе субъектов федерации, муниципальных образований и отдельных учреждений.
Статистические данные о здоровье населения и деятельности органов управления и учреждений здравоохранения в разрезе муниципального района, субъекта федерации, по России в целом формируются на основании сводки материалов статистической отчетности отдельных учреждений здравоохранения. В силу этого обеспечение полноты и достоверности статистической отчетности любого ЛПУ и органов управления здравоохранением является важной задачей организационно-методической службы.
Учет деятельности ЛПУ осуществляется на основе 14 групп медицинской документации, содержащих большое количество показателей и числовых данных.
1. Медицинская учетная документация, используемая в стационарах.
2. Медицинская учетная документация, используемая в поликлиниках (амбулаториях).
3. Медицинская учетная документация, используемая в стационарах и поликлиниках (амбулаториях).
4. Медицинская учетная документация для других типов лечебно-профилактических учреждений.
5. Медицинская учетная документация для учреждений судебно-медицинской экспертизы.
6. Медицинская учетная документация для лаборатории в составе лечебно-профилактических учреждений.
7. Медицинская документация, используемая при комплектовании и медицинском освидетельствовании доноров.
8. Медицинская документация, используемая при заготовке крови и ее компонентов.
9. Медицинская документация, используемая в экспедиции.
10. Медицинская документация, используемая в резус-лаборатории (клинической лаборатории).
11. Медицинская документация, используемая в лаборатории стандартных сывороток.
12. Документация, используемая в отделении по изготовлению сухой плазмы и высушиванию препаратов крови лиофильным методом.
13. Документация, используемая в отделе технического контроля.
14. Медицинская документация, используемая при вспомогательных репродуктивных технологиях.
Эти группы содержат более 300 основных форм медицинской учетной документации.
Для организации качественного медицинского учета и отчетности специалисты организационно-методической службы принимают участие в проведении семинаров, инструктивных совещаний по ведению основной медицинской документации, подготовке и составлению годовых отчетов.
Организационной и правовой основой для создания эффективных механизмов медицинского учета и отчетности является Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), которая поэтапно внедряется в учреждениях здравоохранения РФ. На ее основе целесообразно создание аналитической системы "Мониторинг здоровья населения и деятельности системы здравоохранения" для выработки и оценки эффективности реализуемых на федеральном, региональном, муниципальном и учрежденческом уровнях управленческих решений.
Разработка перспективных и текущих планов, оптимизация сети медицинских организаций. Отличительной чертой современной экономической системы стало активное воздействие государства на развитие национальной экономики. Важнейшими рычагами государственного регулирования являются прогнозирование и планирование социально-экономического развития в целом и прежде всего здравоохранения.
Объективная необходимость прогнозирования и планирования в условиях рыночной экономики обусловлена следующими обстоятельствами: общественным характером производственных отношений и неспособностью рыночной экономики к саморегулированию, особенно в кризисных ситуациях.
При этом не надо забывать о двух крайностях воздействия государства на экономику: первая - государственное регулирование тех экономических процессов, которые более эффективно могут управляться рыночными механизмами, вторая - использование исключительно рыночных механизмов в тех случаях, когда необходимо вмешательство государства.
Прогнозирование тесно связано с планированием и является необходимой методологической и информационной основой для разработки планов и программ.
Использование прогнозирования и планирования как стратегического направления в управлении и экономике здравоохранения позволяет увязывать замысел реформ здравоохранения с реальным воплощением их в жизнь.
Последние два десятилетия в управлении здравоохранением активно реализуется принцип программно-целевого планирования, результатом которого является разработка комплексных (целевых) программ по развитию здравоохранения в целом и отдельных направлений в частности. Успешными примерами внедрения в практическое здравоохранение принципа программно-целевого планирования являются целевые федеральные программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера", "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации", "Скорая медицинская помощь", "Планирование семьи", "Безопасное материнство", "Дети России" и др. Аналогичные целевые программы реализуются в ряде субъектов РФ (Москва, Санкт-Петербург, Новгородская, Свердловская, Самарская, Липецкая области, Чувашская Республика, Ставропольский край и др.). Принятие решений о разработке целевых медико-социальных программ на федеральном и региональном уровнях стало своевременным и крайне необходимым шагом. Их реализация обеспечила в условиях социально-экономических преобразований и децентрализации управления отраслью стабилизацию, а по отдельным направлениям - улучшение состояния здоровья населения, повышение эффективности функционирования системы здравоохранения, качества и доступности населению медицинской помощи.
Другим примером разработки планов здравоохранения на региональном и муниципальном уровнях являются территориальные Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам РФ медицинской помощи. Активную роль в разработке территориальных программ госгарантий совместно со специалистами территориальных фондов ОМС, комплексных и целевых программ развития здравоохранения играют работники организационно-методических отделов, институт главных штатных и внештатных специалистов.
Однако разработка программ развития здравоохранения, реструктуризация (оптимизация) сети ЛПУ не должны являться самоцелью в деятельности организационно-методической службы. Главное при этом - разработка механизмов их исполнения и контроль за достижением конечных результатов. И в этом, безусловно, важнейшая роль принадлежит организационно-методическим отделам федеральных, областных (краевых, республиканских, окружных) и центральных районных больниц. Использование нормативно-подушевого принципа планирования и финансирования медицинской помощи, оказываемой гражданам РФ в рамках территориальных программ госгарантий, позволяет улучшить управление объемами медицинской помощи и добиться их сбалансированности по отдельным видам.
История показывает, что, к сожалению, при реформировании системы здравоохранения не удается избежать и серьезных ошибок. Зачастую оптимизация сети медицинских организаций в городах и сельской местности сводится к механическому сокращению фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов), коечного фонда больниц и закрытию в ряде случаев отдельных учреждений. За период 2000-2018 гг. число ФАПов сократилось более чем на 5000, обеспеченность населения койками уменьшилась на 15%, обеспеченность населения вызовами скорой медицинской помощи сократилась на 13%. Возникла острая проблема дефицита кадров врачей и средних медицинских работников: дефицит участковых терапевтов в поликлиниках составил 27%, педиатров - 18%.
Закрытие в ряде городов и районных центрах больниц, родильных домов, отделений специализированной медицинской помощи привело к снижению доступности первичной медико-санитарной помощи населению и, как результат, к недовольству граждан результатами проводимых реформ. Задача организационно-методической службы органов управления и учреждений здравоохранения - разрабатывать планы реструктуризации сети медицинских организаций в соответствии с научно обоснованной потребностью населения в тех или иных видах медицинской помощи, тем самым обеспечивать неуклонное повышение ее доступности и качества.
Проведение целевых проверок и экспертиз. Специалисты организационно-методической службы проводят большую по объему работу, связанную с организацией и проведением целевых проверок, экспертной оценки деятельности отдельных служб и учреждений здравоохранения. Это осуществляется, как правило, путем выезда экспертов на места одновременно с оказанием организационной, методической и консультативной помощи.
В процессе проверок и экспертиз осуществляются контроль и оценка эффективности лечебно-профилактических мероприятий, оценивается выполнение моделей конечных результатов деятельности ЛПУ, структурных подразделений и отдельных служб. Проводится контроль выполнения решений коллегий, медицинских советов, приказов и других директивных документов, касающихся лечебно-профилактической деятельности ЛПУ.
Особое внимание должно уделяться работе с жалобами и обращениями граждан по поводу оказания медицинской и лекарственной помощи. Эти обращения должны рассматриваться в установленные сроки, качественно, объективно, с принятием конкретных решений по удовлетворению просьбы обратившегося.
Работа с медицинскими кадрами. Данное направление является ключевым в работе организационно-методической службы, так как качество оказываемой населению медицинской помощи в первую очередь зависит от уровня подготовки и квалификации кадров. Для реализации этого направления, как правило, специалисты организационно-методической службы разрабатывают план повышения квалификации медицинских кадров на год, который утверждается руководителем органа управления или учреждения здравоохранения. В плане совместно с кадровыми службами органов управления здравоохранением определяется потребность в различных формах непрерывного образования медицинских кадров. Наиболее эффективными формами постдипломной подготовки и усовершенствования медицинских кадров являются:
■ научно-практические конференции, семинары, вебинары;
■ распространение передового опыта работы отдельных учреждений, служб, специалистов, проведение мастер-классов и индивидуальных занятий на их базе;
■ повышение квалификации медицинских работников на центральных клинических базах, в зарубежных медицинских центрах и прочих образовательных учреждениях с отрывом от производства;
■ повышение квалификации медицинских работников без отрыва от производства на цикловых, очно-заочных курсах, семинарах;
■ подготовка кадров врачей-исследователей в аспирантуре, докторантуре, участие в работе научных обществ.
Важным направлением для создания благоприятного психологического климата в коллективах является проведение корпоративных мероприятий: чествование юбиляров и награжденных, празднование профессиональных праздников, организация конкурсов по профессии и др.
Кроме того, одной из задач организационно-методической службы является постоянный контроль укомплектованности кадрами системы здравоохранения, особенно учреждений здравоохранения в сельской местности.
Организация выездной лечебно-диагностической и консультативной помощи. Вопросы организации плановой и экстренной выездной лечебно-диагностической и консультативной помощи в первую очередь актуальны для жителей села, что объясняется особенностями сельской местности:
■ низкая (по сравнению с городом) плотность населения, разбросанность населенных пунктов и их отдаленность;
■ плохое качество, а порой и отсутствие дорог;
■ специфика сельскохозяйственного труда (сезонность полевых работ, зависимость от погодных условий и др.);
■ отличные от городских условия и образ жизни населения и др.
Данные особенности накладывают отпечаток на систему организации медицинской помощи сельским жителям. Это касается типа, мощности, дислокации медицинских организаций, обеспеченности их квалифицированными медицинскими кадрами, возможности получения специализированной медицинской помощи.
Отсюда вытекает одна из задач организационно-методической службы - организация выездных форм лечебно-профилактической, консультативной помощи силами специалистов федеральных, областных (краевых, республиканских, окружных), межрайонных и районных медицинских организаций.
Эти виды выездной помощи оказываются в двух формах: экстренной и плановой.
Экстренную лечебно-профилактическую и консультативную помощь больным со сложной патологией, в частности требующей оперативных вмешательств, круглогодично оказывает отделение экстренной и планово-консультативной помощи областных (краевых, республиканских, окружных) больниц или Центра медицины катастроф средствами санитарной авиации (самолет, вертолет) или закрепленным автотранспортом.
Плановая помощь по графику оказывается федеральными, областными (краевыми, республиканскими, окружными), районными врачами-специалистами.
Для оказания помощи сельским ЛПУ приказом органа управления региональным здравоохранением за районными и городскими ЛПУ закрепляются как штатные, так и внештатные специалисты федеральных, областных (краевых, республиканских, окружных) учреждений -больниц (взрослых и детских), родильных домов, диспансеров, центров профилактики и борьбы со СПИДом, общественного здоровья и медицинской профилактики, госсанэпиднадзора, а также межрайонных диагностических и лечебных центров, которые выполняют роль административных кураторов.
Консультативная помощь по вопросам диагностики, лечения и реабилитации больных оказывается в поликлиниках и стационарах центральных районных больниц (ЦРБ), в участковых больницах, на дому. К выездной работе привлекаются самые опытные, высококвалифицированные специалисты.
К выездам врачей-специалистов на местах может быть приурочено проведение комплексных и целевых медицинских осмотров. Также врачи-специалисты могут принимать участие в работе медицинских призывных комиссий.
Большое значение для повышения доступности и качества специализированной медицинской помощи сельским жителям имеет проведение плановых хирургических операций специалистами федеральных, областных (краевых, республиканских, окружных) учреждений здравоохранения, а также отбор пациентов на дообследование и лечение в стационары этих учреждений.
На практике хорошо себя зарекомендовали следующие формы выездной работы:
■ индивидуальные (плановые, экстренные) выезды врачей-специалистов по заявкам муниципальных учреждений здравоохранения;
■ выезды бригад в составе 5-7 врачей-специалистов (взрослых и детских) по основным специальностям (терапевт, хирург, педиатр, акушер-гинеколог, невролог, офтальмолог, ЛОР);
■ передвижные амбулатории в составе врачей основных 5-7 специальностей.
В отдельных случаях востребована и такая форма выездной работы, как мобильные ФАПы, чтобы обеспечить в малонаселенных пунктах наблюдение за больными в стационарах на дому, доставить больным необходимые медикаменты.
Для максимально эффективного использования врачей выездных бригад специалисты организационно-методических отделов ЦРБ заранее оповещают население о дате приезда и составе бригады через средства массовой информации (районные газеты, радио) или фельдшеров ФАПов, формируют список больных, подлежащих обследованию, преимущественно диспансерной группы. Работа специалистов выездных бригад, как правило, организуется на базе ЦРБ, врачебных амбулаторий (участковых больниц). При необходимости специалисты выезжают в ФАПы.
Внедрение современных телекоммуникационных технологий позволяет широко использовать новые формы дистанционного оказания диагностической и консультативной помощи жителям села (см. рисунок).
Организация профилактической работы. Мировой и отечественный опыт показывает огромную роль профилактики в сохранении и улучшении здоровья населения. Многочисленными исследованиями доказана высокая экономическая эффективность реализации государственных программ по улучшению состояния среды обитания человека, формированию здорового образа жизни, профилактике инфекционных и социально значимых заболеваний, устранению или минимизации факторов риска. Причем каждый раз успех достигался в тех случаях, когда к решению этих проблем подходили с государственных межведомственных позиций, а не узковедомственного понимания медицинской профилактики. К сожалению, в современной России решение глобальных проблем сохранения и улучшения здоровья нации сводится к участию в профилактических программах исключительно или преимущественно здравоохранения, что не дает в полной мере использовать огромный потенциал профилактических стратегий общества. В широком смысле профилактика - это комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения, включающих формирование здорового образа жизни, предупреждение и устранение причин заболеваний на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях. Эти меры должны разрабатываться и реализовываться органами государственной власти и местного самоуправления при активном участии средств массовой информации, общественных организаций, других социальных институтов общества.
В условиях глобальных вызовов современного мира (демографических, эпидемиологических, экологических, природных и техногенных катастроф) необходимо формирование новой профилактической стратегии государства, основанной на смене парадигмы медицинской профилактики на медико-социальную профилактику. Эта стратегия должна быть направлена на формирование у населения поведенческих стратегий приверженности здоровому образу жизни, появление доминанты ценностного отношения к своему здоровью. Только таким образом можно добиться осознания обществом необходимости профилактических мер как одной из действенных форм социально-экономических инвестиций в здоровье. Контроль и координацию выполнения всего комплекса мероприятий должны осуществлять органы государственной власти и местного самоуправления.
Первичными подразделениями службы формирования здорового образа жизни являются отделения (кабинеты) профилактики. Они организуются в составе территориальных поликлиник, поликлинических отделений центральных районных (городских) больниц, медико-санитарных частей. По решению органов управления здравоохранением аналогичные подразделения могут создаваться в других лечебно-профилактических организациях.
Основные задачи отделения (кабинета) медицинской профилактики - выявление факторов риска, коррекция образа жизни, пропаганда медицинских и гигиенических знаний, здорового образа жизни. Кроме того, в современных условиях на первый план выходят задачи информационного обеспечения специалистов и населения по вопросам охраны здоровья, в том числе через средства массовой информации, изучения и оценки знаний вопросов профилактики заболеваний, формирования здорового образа жизни у населения путем проведения социологических опросов. Все это невозможно без внедрения научно обоснованных мероприятий по первичной и вторичной профилактике заболеваний, гигиеническому обучению и воспитанию населения. Координацию этой работы осуществляют организационно-методические отделы областных (краевых, республиканских, окружных) учреждений здравоохранения.
Таким образом, рационально построенная система профилактики должна дать высокий социальный и экономический эффект за счет предотвращения преждевременной смертности, ЗВУТ, инвалидности, сокращения расходов на оказание медицинской помощи, выплату социальных пособий и др.
Контроль за исполнением организационно-распорядительных документов. Одна из задач организационно-методических отделов (кабинетов) федеральных, областных (краевых, республиканских, окружных), районных учреждений здравоохранения - это контроль за исполнением на местах основных нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов: федеральных законов, Указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, федеральных (региональных) комплексных программ сохранения и укрепления здоровья, законов и постановлений государственных органов власти субъектов РФ, приказов органов управления здравоохранением и др. Эти документы хранятся в организационно-методических отделах (кабинетах) на бумажных и электронных носителях в специально сформированных информационных базах документов. Для эффективного контроля за исполнением этих документов используются различные компьютерные приложения и цифровые платформы, такие как "Askid" - автоматизированная система контроля исполнения документов и поручений; "Claris" - web-система контроля исполнения поручений; "1С:Документооборот" - автоматизированная работа с документами; система электронного документооборота "ДЕЛО" - автоматизация работы с документами, задачами и процессами; "Docsvision" - платформа для управления документооборотом и бизнес-процессами; "ТЕЗИС" - система управления документами и задачами для организации электронного документооборота, а также автоматизации делопроизводства и управления бизнес-процессами, включая контроль исполнения поручений.
Для анализа исполнения нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов специалисты организационно-методического отдела (кабинета) составляют план проведения проверок исполнения документов с выездом в подведомственные учреждения здравоохранения, в котором указываются: название документов, подлежащих проверке; перечень мероприятий, подлежащих исполнению на момент проверки; ответственные лица за исполнение данных мероприятий; ожидаемые на момент проведения проверки результаты. Кроме того, составляется перечень контрольных вопросов в помощь проверяющим для анализа документов на местах.
Для выезда в подведомственные учреждения здравоохранения формируется бригада специалистов, компетентных в вопросах проверяемых документов. Состав этой бригады утверждается приказом руководителя органа управления или учреждения здравоохранения. После проведения проверки специалисты выездной бригады проводят анализ и составляют отчет (справку) о проделанной работе с конкретными замечаниями и предложениями. Данный отчет представляют руководителю проверяемой организации здравоохранения и руководителю организации - инициатору проверки, вносится в базу документов для последующего мониторинга и принятия решений о снятии документа с контроля.
По результатам проверки может быть проведено совещание медицинских работников проверяемой организации с участием представителей органов власти (администрации, законодательных собраний) муниципальных районов (округов).
Проблемы и пути совершенствования организационно-методической деятельности
Среди основных проблем в работе организационно-методических отделов (кабинетов) наиболее актуальной остается проблема квалификации кадров организаторов-методистов, что связано как с недостатками в организации их подготовки, так и с нехваткой информационно-методических материалов. Для решения этой проблемы необходимо возродить институт главных специалистов и организовать систему повышения их квалификации по вопросам общественного здоровья и здравоохранения.
Другой серьезной проблемой являются недостатки преемственности в работе специалистов федеральных, областных (краевых, республиканских, окружных) медицинских организаций из-за недостатков координации их деятельности при выездах в муниципальные районы. Для решения этой проблемы целесообразно приказом руководителя регионального органа управления или учреждения здравоохранения за каждым муниципальным районом назначать административного куратора в лице регионального специалиста.
Ощутимым препятствием в работе организационно-методических отделов (кабинетов) является противоречивость отдельных положений нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов, а также избыточность (дублирование) учетно-отчетных статистических форм.
Остается актуальной проблема оснащения организационно-методических отделов (кабинетов) современной вычислительной техникой и программным обеспечением в рамках Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, утвержденной соответствующим приказом Минздрава России.
Решение этих и других проблем организационно-методической службы позволит повысить эффективность управления здравоохранением на федеральном, региональном, муниципальном и учрежденческом уровнях.