В 2023 г. по сравнению с 2022 г., по прогнозу, государственные расходы на здравоохранение в текущих ценах
возрастут на 8% (422,8 млрд руб.). В постоянных ценах 2019 г. (т.е. с поправкой на инфляцию) они
возрастут только на 2% (при условии, что инфляция будет 6%; если инфляция будет выше, то указанный рост будет меньше).
За период с 2021 по 2023 г. сократится и доля государственного финансирования здравоохранения в валовом внутреннем продукте (ВВП) –
с 3,9 до 3,8% (см. таблицу). При этом в 2019 г. в РФ эти расходы
были в 1,4 раза ниже, чем в «новых» странах Евросоюза (ЕС), близких к нашей стране по уровню экономического развития, соответственно
3,5 и 5,0% ВВП (рис. 1).
Расходы бюджета ФОМС к 2023 г. по сравнению с 2022 г. в текущих ценах возрастут
на 14% (382,7 млрд руб.), а в постоянных ценах –
только на 7% (с 2019 г. рост составит тоже 7%). При этом субвенции субъектам РФ на оказание медицинской помощи
возрастут на 286 млрд руб., что составит
11% по сравнению с 2022 г. в текущих ценах
и 5% в постоянных ценах (при условии, что инфляция составит не более 6%).
В 2023 г. незначительный рост государственных расходов на здравоохранение (+2%) произойдет
на фоне:
- роста смертности населения РФ: за 2 года пандемии по сравнению с 2019 г. дополнительно умерло почти 1 млн человек (в среднегодовом выражении +28%), это самый высокий показатель в расчете на 1 млн населения по сравнению со странами ЕС и США;
- снижения ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) до 70,1 года (на 3,3 года с 2019 г.), в 2021 г. по этому показателю наша страна вернулась на уровень 1987 г.; в результате в РФ этот показатель стал на 5 лет ниже, чем в «новых» странах ЕС, и на 10 лет ниже, чем в «старых» странах ЕС;
- увеличения числа лиц, нуждающихся в оказании бесплатной медицинской помощи: это больные с острой и хронической формой новой коронавирусной инфекции и пациенты, которым медицинская помощь была отложена в предшествующие периоды;
- нерешенных острейших проблем российского здравоохранения – дефицит и низкая оплата труда медицинских кадров (1,5-кратный дефицит врачей участковой службы и двукратный дефицит фельдшеров); недостаточное лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях (в 3 раза меньше в расчете на душу населения по сравнению со странами, близкими к РФ по уровню экономического развития); недостаточные объемы бесплатной помощи (высокотехнологичная медицинская помощь, реабилитация, паллиативная помощь); низкие тарифы по оказанию медицинской помощи, которые во многих случаях не позволяют выполнять требования клинических рекомендаций;
- новых социально-экономических вызовов в 2022–2023 гг.:
- рост цен на ~15% на лекарственные средства и медицинские изделия в связи с логистическими проблемами;
- падение реальных доходов населения на 2,2%, что потребует увеличения объемов бесплатной медицинской помощи, так как у многих людей не окажется средств для ее оплаты.
Рис.1. Динамика государственных расходов на здравоохранение с 2000 по 2019 г. в РФ, «новых» и «старых» странах Евросоюза (ЕС), доля в валовом внутреннем продукте (ВВП)
Рис.2. Государственные расходы на здравоохранение в ценах 2012 г., млрд руб.
Решение всех вышеперечисленных проблем требует увеличения государственного финансирования здравоохранения, которого практически не произойдет. Следует отметить, что выделяемые государством с 2019 г. дополнительные бюджетные средства на модернизацию первичного звена здравоохранения и НП «Здравоохранение» направлены
преимущественно для обновления инфраструктуры отрасли (увеличение объемов и тарифов медицинской помощи предусмотрено только по одному профилю – онкология). Этого
недостаточно для решения вышеперечисленных острейших проблем российского здравоохранения. Аналогично
не решает эти проблемы и рост государственного финансирования здравоохранения в 2020 и 2021 гг., направленный на борьбу с пандемией (рис. 2).
Для решения вышеперечисленных проблем здравоохранения (без учета дополнительных
расходов на пациентов с острой и хронической формой новой коронавирусной инфекцией) необходимо дополнительно
около 500 млрд руб., чтобы к 2024 г. эти государственные расходы составили не менее
4,5% ВВП, или 7,1 трлн руб.
18 июня 2022 г. Президент РФ В.В. Путин подчеркнул
фундаментальную роль здравоохранения в решении национальных целей и поставил задачу его дальнейшего развития:
«Будем и дальше вместе с вами работать для того, чтобы наши граждане получали достойную медицинскую помощь. Это важно и для сохранения здоровья, и для будущего нации, ее приумножения и увеличения возраста жизни, для будущих поколений, для детей».1
Однако при отсутствии роста государственных расходов на здравоохранение, направленных на снижение смертности населения, выполнить указания Президента РФ, а именно: снизить высокую смертность населения, увеличить ОПЖ населения (с нынешних 70,1 года до 78 лет к 2030 г.) и расширить доступность бесплатной медицинской помощи, будет невозможно.
* Данные по макроэкономическим показателям представлены согласно «Основным направлениям бюджетной политики на 2023 г. и на плановый период 2024–2025 гг.» (Минфин России, 2021 г. и 2022 г.), а также в соответствии с проектом федерального закона «О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»).
** Подготовлено ректором Высшей школы организации и управления здравоохранения (ВШОУЗ) доктором медицинских наук Г.Э. Улумбековой.
1 http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/deliberations/68673#sel=298:18:x,298:18:x