Анализ мнения студентов и выпускников о реализации программ специалитета в медицинских вузах

16 ноября 2023
Вестник_№1_2023
Автор: Лопатин З.В., Ханиев А.А., Болдуева С.А.
Образовательная программа высшего образования – основной фундамент в подготовке специалистов. Программы регламентированы образовательными стандартами и законодательством в области образования, но они позволяют подготовить выпускников с разным набором компетенций или с различным уровнем их освоения. Например, профессиональные компетенции формулируются каждой образовательной организацией самостоятельно на основании требований профессионального стандарта, в то время как универсальные и общепрофессиональные регламентированы для каждой специальности. Но даже несмотря на то что компетенции прописаны совершенно конкретно, как их формировать у будущего врача, определяет образовательная организация. Универсальные компетенции – это компетенции, которые должны быть сформированы у любого выпускника специалитета независимо от его специальности: стоматология, педиатрия, ядерная физика, математика и механика и другие [1]. Общепрофессиональные компетенции формируются у специалистов определенной укрупненнойгруппы специальностей с небольшой разницей в зависимости от специфики, они направлены на формирование знаний и навыков в профессиональной сфере.

Компетентностный подход подготовки специалистов получил наиболее широкое распространение после внедрения федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования третьего поколения, которые дважды были пересмотрены [2]. Следует отметить, как бы не менялись стандарты, медицинские образовательные организации должны обучать и выпускать для работы в учреждениях здравоохранения квалифицированных специалистов. Отношения между различными образовательными организациями стали более сложными: с одной стороны, они строго юридически регламентированы, с другой – партнерские, позволяющие достичь большей синергии в процессе передачи знаний и опыта. Трансформация медицинского образования коснулась не только законодательных требований к программам и их структуре, но и к методам реализации. Появились более совершенные и безопасные для пациентов технологии обучения врачей: проблемно-ориентированное обучение, симуляционные педагогические технологии, «перевернутый класс» и др. Продолжают развиваться исследования в области медицинского образования, формируются профессиональные сообщества [3]. Эти изменения касаются и непрерывного научно-технического развития медицины: операции с помощью роботов, использование дополненной реальности, анализ изображений с помощью искусственного интеллекта и другие технологии. Медицинское образование сегодня – это живой механизм, который должен своевременно реагировать на изменения в медицине и образовании [4].

XXI в. характеризуется интенсивной эволюцией в медицине, науке и медицинском образовании. Перед педагогами-медиками стоит непростая задача – подготовить не только квалифицированных врачей и компетентных практиков, но и специалистов, способных передать ценности и достижения профессии следующему поколению врачей [5].

Подготовка выпускников согласно требованиям работодателя остается главной целью образовательных организаций и самих работодателей в сфере здравоохранения. Только эффективное взаимодействие преподавателей и методистов медицинских вузов c организаторами практического здравоохранения позволит разработать образовательную программу, удовлетворяющую требованиям всех участников процесса подготовки кадров.

Цель – проанализировать мнение обучающихся и выпускников специалитета о структурети образовательных программ и форматах их реализации.

Материал и методы

Проведено анонимное анкетирование с 1 ок-тября по 1 декабря 2022 г. среди студентов, обучающихся по программам специалитета и выпускников различных медицинских вузов, осуществляющих практическую деятельность в медицинских учреждениях.

Анкета составлялась в соответствии с 7-этап-ным процессом создания опросов, разработанным Э.Р. Артино-мл. и соавт. Процесс разработки анкеты включал следующие этапы: 1) проведение обзора литературы; 2) проведение интервью и/или фокус-групп; 3) синтез данных, полученных при проведении обзора литературы и интервью/фокус-групп; 4) разработка вопросов; 5) получение обратной связи по вопросам с помощью экспертной проверки; 6) проведение когнитивных интервью, чтобы убедиться в правильном понимании вопросов респондентами; 7) проведение пробного анкетирования («пилотирование») [6].

В анкетировании приняли участие 660 ре-спондентов, среди них – 417 студентов, 160 врачей-специалистов, 83 человека – другие категории выпускников (преподаватели, аспиранты и пр.). Распределение выпускников и обучающихся по специальностям: «Лечебное дело» – 84,2%, «Медико-профилактическое дело» – 7,7%, «Педиатрия» – 5,6%, «Стоматология» – 1,8%, «Медицинская кибернетика» – 0,5%, «Медицинская биохимия» – 0,2%.

Гендерное распределение: 159 мужчини 501 женщина. Распределение по возрасту: от 17 до 22 лет – 390 респондентов, от 23 до 30 лет –198 респондентов и от 31 до 67 – 70 респондентов.

На основании полученных данных выполнена описательная статистика (частоты и проценты) для каждого вопроса анкеты.

Анкета содержала вопросы о компонентах об-разовательной программы, их смысловом содержании и объеме, желаемом объеме практической подготовки и лекционного курса, формате проведения практических занятий и лекций, а также о необходимости формирования мягких навыков, таких как коммуникативная компетентность.

Результаты и обсуждение

Медицинское образование – это начальноезвено обеспечения системы здравоохранения квалифицированными специалистами, соответствующими требованиям быстроменяющихся потребностей отрасли. Именно этот тезис стал гипотезой для проведения анкетирования, потому что разработка образовательной програм- мы, отвечающей запросам как обучающегося, так и работодателя, позволит повысить качество подготовки специалистов. Процесс обучения должен не только снабжать студентов знаниями и навыками, необходимыми для эффективной медицинской практики, но и прививать им навыки общения с пациентами и их родственниками, между коллегами, стремление к личностному росту, постоянному профессиональному и нравственному развитию.

Выполнив анализ 593 ответов от 660 респон-дентов на вопрос об изменениях образовательной программы, которые сделали бы ее максимально приемлемой, мы сделали определенные выводы, которые приведены ниже. 67 человек не указали предпочтений или пожеланий по модернизации обучения по программам специалитета. Респонденты отмечают, что учебная программа необходима для всестороннего образования студентов-медиков и должна охватывать все области медицины, включая анатомию, физиологию, фармакологию, медицинскую этику, психологию, информационные технологии и др., должна быть разработана таким образом, что бы подготовить студентов к трудностям, с которыми они столкнутся в клинической практике. Кроме того, программа должна быть достаточно гибкой, чтобы позволить учащимся заниматься интересующими их областями медицины и специализироваться в определенном направлении. Отмечается необходимость увеличения объема практической подготовки с привлечением опытных наставников для курации студентов, а также включения в образовательную программу занятий по формированию мягких навыков (этика, позиционирование врача, развитие личного бренда), основы научной и предпринимательской деятельности [7, 8]. По мнению 84,8% респондентов, образовательная программа должна содержать отдельную дисциплину, формирующую коммуникативные навыки.

Выпускники (227 респондентов) отметиливажность не только практической подготовки, но и высказали свои пожелания по перераспределению дисциплин первых трех лет обучения. Наиболее частыми комментариями стали суждения о сокращении социально-гуманитарного и общеобразовательного блока дисциплин. В данном контексте 147 раз упоминается философия, 127 раз – социология, 115 раз – биология и химия. При этом отмечается потребность в изменении подходов к преподаванию фундаментальных дисциплин: анатомия, физиология, патологическая анатомия, патологическая анатомия. Респонденты считают, что некоторые частные вопросы данного блока следует пере-нести на более старшие курсы и в большем объеме изучать в рамках клинических дисциплин. По мнению выпускников, это позволит разгрузить младшие курсы для более детального изучения базовых процессов жизнедеятельности организма и облегчит восприятие сложных механизмов заболеваний на старших курсах.

Отвечая на вопрос о достаточности прак-тической подготовки, 74% респондентов высказались, что следует увеличить объем производственных практик, при этом 39% из них предлагали расширить объем практики в целом, 27% – увеличить часы практик в стационаре, 8% – в поликлиническом звене (рис. 1).

Рис. 1. Необходимость изменения объема производственных практик, по мнению обучающихся и выпускников (n=660)

Непосредственная работа с пациентами и клиническая среда имеют решающее значение для развития у студентов практических навыков и понимания того, что значит работать в реальных клинических условиях. Этого можно достичь с помощью клинических ротаций, под которыми понимается работа с пациентами в различных отделениях стационара, осуществления практической деятельности под контролем куратора, обучения в симулированных условиях и других форм практического обучения [9]. Обучение у постели больного включает физикальный осмотр, интерпретацию лабораторных и инструментальных методов диагностики, разработку планов лечения. Практическая работа с пациентом позволяет приобретать опыт принятия решений в реальных клинических ситуациях, помогая студентам подготовиться к трудностям, с которыми они столкнутся в своей будущей работе.

Наставничество и руководство со стороны опытных медицинских работников необходимы студентам для развития их профессиональных навыков и совершенствования знаний. Обучающиеся должны иметь возможность тесно сотрудничать с практикующими врачами, медсестрами и другими медицинскими работниками, а также получать регулярную обратную связь и оценку их работы [10]. Возможно также развитие системы тьюторства молодыми специалистами и ординаторами, это позволяет формировать навыки работы в команде и взаимодействия с коллегами [11]. Практическая деятельность в реальной обстановке выполняет профориентационную функцию – обучающиеся находятся в окружении, которое, возможно, станет их первым местом работы, поэтому важно, чтобы медицинские организации создавали максимально благоприятные условия для обучения студентов на рабочем месте.

На рис. 2 представлено необходимое распределение объемов лекционного материала и практической подготовки в образовательной программе, по мнению респондентов.


Рис. 2. Оптимальный объем лекций и практических занятий, по мнению обучающихся и выпускников (n=660). Объяснения даны в тексте

Лекционный материал, по мнению участников, должен составлять меньшую долю в структуре подготовки врачей, <75% – никто из опрошенных не выбрал варианты с объемом лекций >75%. Так, 38% ответили, что лекции должны составлять <25% времени обучения, большинство респондентов (45%) указали на 25–49% от объема образовательной программы и только 17% считают, что лекции должны занимать 50–74% времени. Следует отметить, что на момент подготовки статьи действующим федеральными государственными образовательными стандартами по направлениям специалитета «Клиническая медицина» не регламентировано данное соотношение и образовательные организации могут самостоятельно устанавливать количество лекций и практических занятий.

В отчете Association of American Medical Colleges (2020 г.) 54% респондентов в 2019 г., заявивших, что они обучались с помощью виртуальных методических материалов и лекций в своем университете либо «большую часть времени», либо «часто», 25% респондентов участвуют в онлайн-мероприятиях других университетов и онлайн-сообществ. Каждый третий участник опроса (28,8%) сообщил, что «почти никогда» не посещал очные курсы [12]. Эти результаты подтверждают общемировую тенденцию перехода к онлайн-обучению и предоставлению теоретической информации.

В основном респонденты отдали предпочтение большему объему практической подготовки: 88% ответили, что объем практических занятий должен занимать >50% ч образовательной программы, при этом 51% из них считают, что практические занятия должны составлять 50–74% времени обучения, 27% опрошенных – 75–99% от объема образовательной программы, 10% считают, что программа должна состоять только из практических занятий, возможно, полагая, что лекционный материал может быть предоставлен для самостоятельного обучения.

В исследовании Университета Оттавы (Канада), проведенном J.D. Matthew Hughes и соавт. также отмечают высокую заинтересованность занятиями по следующим темам: обучение у постели больного (85%), обучение навыкам медицинского осмотра (71%), модерирование обучения в малых группах (63%) и наставничество в медицине (60%) сочли важным компонентом обучение у постели больного [13].

 

Рис. 3. Наиболее предпочтительный формат лекций, по мнению выпускников 2011–2022 гг. (n=195)



Рис. 4. Наиболее предпочтительный формат лекций, по мнению студентов (n=400)

В анкете также был вопрос о формате проведения лекций (рис. 3, 4). При анализе результатов опроса обращает внимание, что выпускники и обучающиеся по программам специалитета ответили по-разному. Дистанционный формат лекций предпочитают в основном студенты (54%), в то время как мнение выпускников 2011–2022 гг. разделилось между дистанционным форматом (39%) и очным в аудитории (39%). Обе категории респондентов реже упоминали о чтении лекции в режиме реального времени с помощью видеоконференций: выпускники – 22%, студенты – 15%. Вариант очно в аудитории выбрали 31% студентов и 39% выпускников.

Онлайн-лекции становятся все более популярными как средство предоставления информации в медицинском образовании. Одним из основных преимуществ является удобство и гибкость для учащихся, которые могут получить доступ к лекциям из любого места в любое время [14]. Обучающиеся также могут просматривать материал по мере надобности без необходимости делать записи во время «живых» лекций. Еще одним преимуществом онлайн-лекций является тот факт, что они дают доступ к высококачественному и актуальному контенту, который предоставляют опытные специалисты, которые не могут физически находиться в аудитории со слушателями, например из других научных и образовательных организаций. Это помогает учащимся оставаться в курсе последних событий в своей области и обеспечивает всестороннее образование. Однако, несмотря на то что онлайн-лекции имеют много преимуществ, есть и некоторые ограничения, которые следует учитывать: например в онлайн-лекциях может отсутствовать личное взаимодействие и человеческое общение, которые присутствуют в очных лекциях. Кроме того, некоторым учащимся может быть трудно оставаться сосредоточенным и вовлеченным в процесс при просмотре лекций самостоятельно, им может быть полезен более структурированный учебный материал. Вероятно, в учебном процессе следует использовать разный формат лекций и вводные проблемные лекции должны проводиться очно опытными лекторами, особенно на младших курсах.

Для оценки мнения о готовности к самостоятельной практической деятельности после обучения по программам специалитета, респонденты оценивали степень готовности по 10-балльной шкале. Выпускники 1980–2000 гг. оценили свою готовность в среднем на 6,88 балла, выпускники 2001–2010 гг. – на 5,96 балла, 2011–2022 гг. – на 5,35 балла. Примечательно, что в последней группе выпускники 2011–2017 гг. поставили среднюю оценку 5,29 балла, в то время как 2018–2022 гг. – 5,9 балла. Представленное снижение самооценки у выпускников до 2017 г. может быть связано с несколькими причинами. Во-первых, до 2000 г. разрабатывались временные образовательные стандарты и федеральные компоненты государственного образовательного стандарта. Медицинское образование не было строго регламентировано, сохранялся компонент практической подготовки в виде субординатуры. В 2000–2011 гг. обучение осуществлялось в соответствии с государственными стандартами, которые содержали не только требования к результатам освоения образовательной программы, но и определенный набор дисциплин. С 2011 г. образование стало регулироваться федеральным государственным стандартом третьего поколения, который повысил требования к результатам обучения и приобрел стройный организационно-методический характер. Это кардинально изменило подход к подготовке кадров в области здравоохранения, и вузы были вынуждены проектировать новые программы, практически не имея опыта. Поэтому выпускники, которые поступали в 2011–2012 гг., оценили свою готовность выше, чем выпускники более ранних лет набора. Кроме того, с 2017 г. стартовала массовая процедура первичной аккредитации специалистов, которая установила дополнительную планку образовательным организациям и позволила молодым специалистам объективно оценить свою подготовку.

Заключение

Практическое обучение является важнейшим компонентом подготовки врачей к работе в реалиях практической медицины. Несмотря на большое количество производственных практик выпускники и студенты отмечают необходимость увеличения их объема в образовательной программе специалитета и качества их проведения. Следует укреплять и развивать институт наставничества на месте практики, привлекая опытных сотрудников соответствующей медицинской организации к ее проведению. Все участники образовательного процесса должны быть заинтересованы, так как профессорско-преподавательский состав не может проконтролировать работу всего курса студентов. Предоставляя возможности реальной работы с пациентами, практическое обучение помогает гарантировать, что будущие врачи получат необходимые компетенции для оказания высококачественной помощи пациентам и положительное влияние на здоровье общества в целом. На наш взгляд, учитывая пожелания выпускников и студентов, при проектировании образовательных программ специалитета следует учитывать соотношение практических занятий и лекций. Правильный баланс между лекциями и практическими занятиями необходим для обеспечения хорошей подготовки к медицинской практике. Качество и содержание лекций также имеют принципиальное значение, они должны проводиться опытными преподавателями и поощрять самостоятельное обучение и активное участие студентов в образовательном процессе. Онлайн-лекции могут обеспечить удобный и эффективный способ предоставления знаний и оказаться ценным ресурсом как для учащихся, так и для учреждений. Тем не менее, важно учитывать ограничения этого формата лекций и находить способы включения интерактивных возможностей обучения в аудитории в дополнение к онлайн-лекциям. На наш взгляд, подлежит пересмотру и само содержание образовательных программ специалитета с сокращением часов тех дисциплин, знания которых мало востребованы в практической деятельности врача, с одновременным увеличением объема той информации, которая будет необходима специалисту на современном уровне развития здравоохранения.



СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Лопатин Захар Вадимович (Zakhar V. Lopatin) – кандидат медицинских наук, начальник учебногоуправления, доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней, гастроэнтерологии и диетологии им. С.М. Рысса ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России, Санкт-Петербург, Российская Федерация
E-mail: zakhar.vadimovich@gmail.com
https://orcid.org/0000-0001-7283-9911

Ханиев Анзор Анатольевич (Anzor А. Khaniev) – врач-стоматолог, магистр программы «Управлениеи экономика здравоохранения», НИУ ВШЭ, Москва, Российская Федерация
E-mail: Alimenti07@mail.ru
https://orcid.org/0000-0002-3072-4144


Болдуева Светлана Афанасьевна (Svetlana А. Boldueva) – доктор медицинских наук, профессор, декан факультета сердца и сосудов, заведующий кафедрой факультетской терапии, ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России, Санкт-Петербург, Российская Федерация
E-mail: svetlanaboldueva@mail.ru
https://orcid.org/0000-0002-1898-084X