Становление и творческая самореализация современного врача – это сложный процесс. Он не возможен без четких нравственных ориентиров. Возвращаясь к истокам формирования мировоззрения врача, мы видим, что общество и окружение не всегда разделяли идеи мыслителей и новаторов, они прокладывали путь в жестких условиях непонимания и преследования. В наш век конформизма и приспособленчества необходимо напомнить будущим врачам, что путь к истине сложен, тернист, но в истории навсегда сохраняются имена тех, кто шел до конца, не изменяя своим идеям в угоду бытующего мнения.
Более 1000 лет назад в Средней Азии родился человек с величаво-трагической судьбой, по трудам которого 5 веков изучали медицину в университетах Старого Света. В средневековой Европе никого нельзя поставить с ним рядом ни по знаниям, ни по таланту. Это Ибн Сина – ученый-энциклопедист; он был одарен от природы, обладал феноменальной памятью. Человек независимых взглядов, атеист и вольнодумец, искусный врачеватель, он не боялся риска и обладал завидным чувством юмора.
Ибн Сина родился в Узбекистане, по национальности он – таджик, жил во времена Арабских халифатов, похоронен в Иране. Арабы, узбеки, таджики, иранцы считают его только своим. А сколько еще народов мира хотели бы его так называть! О нем говорят: гениальный, великий, знаменитый, выдающийся и т.д. Нет слов, которыми можно объять все многообразие талантов, щедро дарованных Ибн-Сине природой. Родители нарекли его Хусейном. Его полное имя – Абу-али ал-Хусейн ибн Абдаллах ибн ал-Хасан ибн Али ибн Сина, но в Европе его называли Авиценной.
Семья Ибн Сины была образованной и состоятельной. Вскоре она переехала в Бухару – богатейший город Востока, столицу феодального государства Саманидов. Отец рано заметил выдающиеся способности сына. До 10 лет Хусейн учился в начальной духовной школе: умел свободно писать, читать, сочинял стихи, знал наизусть весь Коран, изучил грамматику, стилистику, поэтику и другие науки. Продолжил свое образование дома, под руководством известных ученых. В дальнейшем он самостоятельно занимался естествознанием, геометрией, астрономией, богословием и медициной, к которой у него была особая тяга [1]. Это было время, когда в Бухаре, Хорезме, Самарканде процветали наука и искусство. Восточное врачевание имело уже богатую историю. Сюда попадали труды Гиппократа, Галена, врачей Александрийской школы. Заметив увлеченность сына медициной, его отец привлек к его обучению известных бухарских медиков (Натили, Камари, Масихи, Бухари). Под их руководством Хусейн даже тайно стал заниматься анатомированием человеческих трупов, преступая строжайшие заповеди ислама. Он был бесконечно признателен своим учителям, которые с риском для себя дали ему возможность познать анатомию человека. Он превзошел своих учителей и к 16 годам стал признанным врачом. Вскоре о нем знала вся Бухара, его стали называть «господин Хаким».
Правитель Бухары эмир Нух ибн Мансур, которого молодой врач вылечил, разрешил ему пользоваться своей личной библиотекой – одной из богатейших по собранию классической литературы того времени. Это была библиотека Саманидов. Книги из дворцовой библиотеки были доступны лишь эмиру и его близким. Так, волею счастливого случая был получен доступ в знаменитое книгохранилище, в котором будущий ученый провел несколько лет, знакомясь с уникальными трудами, о которых мог только мечтать. Он «не видел подобного ни раньше, ни после» [1]. В стенах бухарской библиотеки завершилось его образование и началось самостоятельное творчество. Возможно, именно здесь у него и зародилась мысль создать обобщающий труд по медицине. После смерти отца и падения династии Саманидов, преследуемый султаном Махмудом Газневи, он отправился в Хорезм. Из Бухары он уехал 20-летним молодым человеком. Это был уже полноценный ученый. Именно ученые Хорезма сыграли определяющую роль в дальнейшей творческой биографии Ибн Сины [2].
В представлении господствующего класса Ибн Сина слыл опасным вольнодумцем: реакционное мусульманство его ненавидело. Слава еретика и отпетого грешника превратила его в изгоя и скитальца: из города в город, из страны в страну. И практически нигде ему не были рады. Особенно усложнилась его жизнь после того, как Ибн Сина оставил Хорезм. Гонимый угрозами, он поменял за последние 20 лет десятки городов Востока. Менялись правители, но не менялось отношение к нему:
И мучились в догадках сколько раз
Те, кто в слепом невежестве погряз,
Чтоб выяснить, а кто же я такой,
Ученостью смутивший их покой? [3].
Вопреки всем трудностям, помимо врачевания, Ибн Сина занимался и научными исследованиями, вел работу с учениками. Во всех его скитаниях с ним был его ученик и помощник Абу Убейд Джузджани [2].
Ибн Сина – убежденный материалист. Его многие идеи противоречили догмам Корана. Существование Бога он признавал, но Его могущество считал ограниченным, т.е. Бог в его представлении не всемогущ. Материя не была создана Богом, мир возник не по Его воле, а в силу независимой от Бога необходимости [4]. Отвергая непререкаемые догмы ислама, он утверждал, что мир не сотворен, а вечен. Как материалист Ибн Сина признавал лишь власть разума. Разум был его верой, и об этом он писал:
За безбожье свое пред собой одним я в ответе.
Крепче веры моей не бывало на белом свете,
Но коль даже единственный в мире, как я, – «еретик»,
Значит, нет, говорю, правоверных в нашем столетье [5].
Как подлинный ученый он говорил: «Нет веры сильнее моего неверия» [6]. За свою недолгую жизнь Ибн Сина создал около 450 трудов. Большинство из них – энциклопедии века: Канон врачебной науки – 14 томов (далее – Канон), Книга исцеления – 18 томов, Книга справедливости – 20 томов и т.д. Канону врачебной науки в 2022 г. исполнилось 1005 лет. Во всех старейших университетах Европы до середины XVII в. изучение медицины велось по этому гениальному труду Ибн Сины. Ученый-энциклопедист работал почти во всех областях знаний. Из всего многообразия его сочинений до нас дошли 240 [7]. Они охватывают следующие области науки: философия, медицина, логика, психология, физика, астрономия, математика, музыка, химия, этика, литература, языкознание и др. Однако Ибн Сина в основном прославился благодаря своим трудам по медицине и философии. Сохранилось лишь ~30–50 медицинских сочинений Ибн Сины – одного из величайших медиков в истории человечества [8].
Мусульманское духовенство преследовало Ибн Сину и при жизни, и после смерти. Его труды были публично сожжены в XII в. в Багдаде и в начале XIII в. в Исфахане. В XV в. их еще раз сжег Парацельс, усмотрев в них элементы галенизма. Они были, но в основном Галена он критиковал, ведь римский врач стремился сделать медицину «служанкой богословия» [6], а Ибн Сина ставил перед ней цель более возвышенную – служение человеку. Гален призывал изучать устройства человеческого тела как доказательство существования высшего разума.
Ибн Сина тоже призывал к этому, но с совершенно с другой целью. «Медицина, – говорил он, – есть наука об устройстве человеческого тела, необходимая для того, чтобы уметь сохранять здоровье человека» [6]. Гален не искал причины болезни, будучи уверенным, что их первопричиной является выход тела из подчинения души. Не отрицая существования души, Ибн Сина признавал лишь естественные причины болезней, среди которых он отмечает: влияние местности, климата, времени года; вредности условия быта; вредности питания; изнурительный труд; типы телосложения; душевные потрясения. Как материалист он был убежден, что психическое нездоровье – результат физического недуга, что «слово» способно лечить. Прогрессивны и мысли ученого в понимании этиологии заразных болезней, здесь он согласен с учением Лукреция о невидимых первопричинах болезней, передающихся через воздух, пищу и воду. К этим двум теориям распространения заразы: миазматической и контагиозной – впоследствии пришли врачи Западной Европы [6].
Не каждый мог себе позволить критиковать учение Галена, который был в неприкосновенном авторитете у всех религий. Его ошибки кочевали из книг в книги ученых всего мира в течение 14 столетий, и посягнуть на них – это привилегия избранных. Даже спустя 5–6 веков после Ибн Сины решившиеся на то Андреас Везалий, Мигель Сервет и Уильям Гарвей были жестоко наказаны католической церковью.
Именно Канон сделал Ибн Сину великим. 5 книг Канона охватывают вопросы анатомии, физиологии, патологии, терапии, хирургии, фармации и гигиены. Именно в нем он дает четкое определение медицины. Многое им было сделано впервые. Он первый в истории медицины указал на инфаркт миокарда как на заболевание: «Иногда в сосудах сердца происходят закупорки, которые вредят его действиям» [4]. Указал на связь заболевания сердца с болезнями других органов. Он знал перкуссию. В Каноне (1-я книга) описана диагностика с помощью постукивания: «Таким образом с помощью постукивания различают “бурдючную” и “барабанную” водянку» [8]. Хотя официально считается, что приоритет этого метода диагностики принад-
лежит венскому врачу Леопольду Ауэнбруггеру (1761 г.) и французскому врачу Жану Корвизару. Ибн Сина первый в истории медицины отделил оспу от кори, описал клинические проявления бешенства, сибирской язвы, лейшманиоза, применил при лечении сифилиса ртуть, высказал предположение о заразности чумы, а также о ее переносчиках, описал уникальные хирургические операции, внес огромный вклад в научные основы психиатрии.
Первую книгу Канона можно назвать учебником по анатомии и физиологии с пропедевтикой внутренних болезней. Вторая книга – учебник по лекарствоведению (описано около 800 простых лекарств). Третья книга – полный учебник по частной патологии и терапии. Четвертая книга посвящена хирургии, травматологии и токсикологии. Пятая книга – это руководство по фармакологии. Здесь излагаются сложные лекарства, а также яды и противоядия. В Каноне есть все, кроме цитат из Корана, астрологических рассуждений, мистики, ссылок на труды признанных авторитетов древнего мира – Гиппократа и Галена. Он только ту науку считал подлинной, в которой теория соединяется с практическим применением.
Как только Канон был завершен, он в короткий срок затмил все труды по медицине и философии знаменитых предшественников Ибн Сины. Уже в XII в. Канон был переведен с арабского языка на латинский, а в XIII в. – на древнееврейский. После изобретения книгопечатания в XV в. в числе первых изданий был и Канон. Его полное издание появилось 550 лет назад (1473 г.) в Страсбурге. В дальнейшем по частоте изданий он соперничал только с Библией. Канон переиздавался более 40 раз. По предложению Всемирного совета мира, в 1980 г. миллионы людей планеты отмечали 1000-летие со дня рождения Ибн Сины, более известного в мире под именем Авиценна. Карл Линней, учитывая его заслуги в изучении целебных растений, назвал вечнозеленое тропическое растение его именем – Авиценной.
Ибн Сина – самородок, человек независимых взглядов. Его трудно сравнивать с Гиппократом – они жили в разное время, между ними почти 15 веков. И с Галеном разница почти в тысячелетие. Каждый из них был недосягаем именно в свое время. Как великий сын своей эпохи – эпохи классического Средневековья – и своей среды Ибн Сина был одновременно родоначальником своеобразного, восточного признания двух начал – божественного и природного. Неудивительно, что человек XI в. оказался дуалистом, т.е. философом, считавшим материю и дух двумя самостоятельными независимыми началами. Вслед за Аристотелем он считал, если Бог как причина мира вечен, то и мир, как результат Его действия, вечен [4]. В одном из своих трудов он повторяет свой излюбленный девиз: «Из всех видов доказательств нас интересуют только два: истинные, чтобы им следовать, и софистические, чтобы их избегать».
Ибн Сина – неутомимый борец за свободомыслие. Протест против невежества, фанатизма и несправедливости нашел яркое отражение в его поэтических произведениях: «Урджуза», «Рубаи», «Бейты». В своем творчестве он использовал стихотворный стиль для распространения знаний среди населения. «Урджуза» («Поэма о медицине») стоит на втором месте после Канона врачебной науки. Поэтическое наследие Ибн Сины можно считать гимном врачеванию.
Здоровье сохранять – задача медицины,
Болезней суть понять и устранять причины [3].
Непрерывные скитания по городам Средней Азии и Ирана, напряженный труд, бессонные ночи, неоднократные тюремные заключения надломили организм ученого. Он умер в июне 1037 г. в возрасте 57 лет. Ибн Сина похоронен в городе Хамадан (Иран), где он жил 13 лет. До наших дней сохранились его могила и мавзолей, в котором выставлены его труды, многие из них были изданы в Советском Союзе. При сооружении нового мавзолея в 1954 г. и переносе в него праха Ибн Сины иранскому ученому С. Насифи удалось сделать два фотоснимка черепа и получить его размер. Известный советский антрополог М.М. Герасимов по этим снимкам успешно воспроизвел внешний облик ученого. Достоверными сведениями о его жизни и деятельности мы располагаем благодаря Абу Убайду Джузджани. Его верный ученик был с ним до конца жизни и записал со слов ученого его автобиографию [8].
Мысли гениальных людей созвучны. Против догматизма, против следования авторитетам при поиске истины выступал и Леонардо да Винчи. Он писал: «Кто спорит, ссылаясь на авторитет, тот применяет не разум, а память». Схоластов и теологов он называл «заклинателями», стоящими на вершине глупости [9]. Природа щедро одарила Ибн Сину талантами, как и гениального итальянского живописца. Вот только баловнем судьбы, каким был флорентийский художник XV в., его не назовешь. Вечный скиталец и вечный изгой, он прожил жизнь, полную лишений и тревог. Рожденный в мусульманском мире он стал человеком мира. Его имя стоит рядом с бессмертными именами великих мыслителей. Его богатейшее наследие занима- ет почетное место в истории развития мировой цивилизации.
Ибн Сина ушел из жизни «нищим и свободным» [4], как и хотел. Его последние слова: «Мы умираем и с собой уносим лишь одно – сознание того, что мы ничего не знаем» [1]. Только великий философ на склоне лет мог подвести такой скромный итог своему богатейшему наследию. Он все узнал и все смог, кроме одного:
От праха черного и до небесных тел
Я тайны разгадал мудрейших слов и дел.
Коварство я избег, распутал все узлы,
Лишь узел смерти я распутать не сумел… [3].
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Османова Фиала Магомедовна (Fiala M. Osmanova) – кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, экономики здравоохранения, ФГБОУ ВО ДГМУ Минздрава России, Махачкала, Российская Федерация
E-mail:
fiala.osmanova@mail.ru
Алиева Лейла Акиловна (Leyla A. Alieva) – кандидат медицинских наук, ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, экономики здравоохранения, ФГБОУ ВО ДГМУ Минздрава России, Махачкала, Российская Федерация
E-mail:
leila501@mail.ru
https://orcid.org/0000-0003-3311-9780
Гасанова Людмила Гамзатовна (Lyudmila G. Gasanova) – ассистент, заведующий учебной частью кафедры стоматологии детского возраста, ФГБОУ ВО ДГМУ Минздрава России, Махачкала, Российская Федерация
E-mail:
2626828@mail.ru