Государственные стоматологические организации в цифровую эпоху: актуальность информационной прозрачности и достоверности данных

04 декабря 2023
Вестник_№2_2023
Автор: Ханиев А.А., Ардавова А.А.
Цифровизация общества открывает новые возможности для медицинских организаций (МО), врачей и пациентов [1]. Ключевой основой для принятия правильных решений всех заинтересованных сторон в здравоохранении являются актуальные и прозрачные информационные данные [2].

В последние годы внимание к прозрачности в здравоохранении значительно выросло, поскольку она имеет решающее значение для всех аспектов систем здравоохранения – от работы
отдельных врачей, МО и страховых компаний до работы правительств [3].

Можно определить информационную прозрачность в здравоохранении как открытое и честное взаимодействие между системой здраво охранения, МО, врачами и пациентами в раскрываемости информации о своей профессиональной деятельности.

Многие исследования показывают, что прозрачность укрепляет доверие пациентов, улучшает качество медицинской помощи и опыт потребителей медицинских услуг [4].

Цифровые технологии улучшают и облегчают медицинское обслуживание и общественное здравоохранение [5]. Появление интернета и распространение использования компьютеров в 1980–1990-х гг. привело к серьезным изменениям в медицине и стоматологии. Интернет стал важным источником информации о здоровье человека, а посещения медицинских веб-сайтов чаще всего заключаются в поиске информации о симптомах, заболеваниях, состоянии здоровья или лечении, лечащего врача, МО и др. [6, 7].

Качественная и точная информация на интернет-сайтах повышает прозрачность, доступ к которой помогает людям сделать осознанный выбор в отношении своего лечения, врача и МО, улучшая эффективность работы и вероятную экономическую выгоду в долгосрочной перспективе [5–7].

Формирование информационного ресурса для пациентов регламентируется двумя федеральными законами: № 326-ФЗ от 29 ноября 2010 г. «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (ст. 20 «Права и обязанности медицинских организаций») и № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 79 «Обязанности медицинских организаций») [8].

Более подробно требования к содержанию, техническим параметрам и форме предоставления информации на официальном сайте определены приказом Минздрава России от 30 декабря 2014 г. № 956н. Официальный сайт МО должен быть наиболее полным и достоверным источником официальной информации о МО (ее деятельности, характере оказываемых услуг, правах и обязанностях пациентов, информации о специалистах и др.) для пациентов [9].

Кроме того, Правительство Российской Федерации приняло 2 постановления в области цифровой трансформации российского здравоохранения: «О стратегическом направлении в области цифровой трансформации здравоохранения» в декабре 2021 г. и «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения» в феврале 2022 г. [10].

С целью повышения доступности медицинской помощи для граждан нашей страны в декабре 2022 г. Минздравом России совместно с коллегами из Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения были составлены методические рекомендации по организации записи пациентов к врачам через единый портал государственных и муниципальных услуг, а также через единые региональные колл-центры.

Эти рекомендации предназначены для руководителей и специалистов органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья, руководителей и специалистов медицинских информационно-аналитических центров, руководителей и их заместителей МО [11].

Однако с учетом того, что имеется законодательная база и регламентирующие документы, без заинтересованности высшего руководства МО процесс внедрения организационных решений и изменений не даст ощутимого эффекта [1, 2, 11].

Цель исследования – анализ прозрачности информации о деятельности государственных стоматологических МО на официальных сайтах организаций.

Материал и методы

Был проведен контент-анализ 8 официальных сайтов государственных стоматологических МО в административных центрах 8 федеральных округов Российской Федерации, с 1 января по 1 февраля 2023 г., включая следующее показатели:
  • информация о возможности удаленной записи на прием к врачу-стоматологу;
  • наличие информации об использовании медицинских технологий в указанной МО;
  • доступность индивидуальных данных о врачах-стоматологах;
  • обратная связь.

Результаты

Российская Федерация – самая большая стра-на в мире с 11 часовыми поясами, 8 федеральными округами, 89 субъектами, состоящими из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов [12, 13]. В каждом регионе функционируют государственные медицинские стоматологические организации (см. рисунок) [14].

Контент-анализ информации с официальных сайтов показывает различную прозрачность данных (см. таблицу).

Табл.1_2_2023.pngТабл.2_2_2023.pngТабл.3_2_2023.png

Источник: составлено авторами на основании анализа официальных сайтов стоматологических медицинских организаций [15–22].


Информация о возможности удаленной записи на прием к врачу по телефону/ с использованием сети «Интернет» и т.п.

Возможность удаленной записью к врачу характеризуется фиксацией на прием к врачу в медицинском центре, а также переносом и отменой приема врача. Услугой могут пользоваться граждане определенного населенного пункта, у которых есть полис обязательного медицинского страхования (ОМС) и статус прикрепления к конкретной поликлинике. Предварительная запись на прием осуществляется за 2-недельный срок. Возможность записи на конкретное время зависит от расписания и загруженности врача-специалиста, а также от количества талонов (карточек), выделенных медицинским центром для приема пациентов.

Основной способ удаленной записи – это телефон, затем идут запись через автоматы и инфоматы в стоматологических организациях, интернет-запись через сайты и направления на запись к врачу-стоматологу через Федеральный портал государственных услуг. В Москве есть возможность записи через локальные интернет-порталы, такие как mos.ru или emias.info; через мобильное приложение «ЕМИАС.ИНФО», «Госуслуги Москвы» и «Моя Москва». В Санкт-Петербурге пациенты могут записаться через портал государственных и муниципальных услуг Санкт-Петербурга (gu.spb.ru). Аналогичные порталы есть и в других регионах: Единый портал здраво охранения Ставропольского края (zdrav26.ru), Единая электронная регистратура Новосибирской области (reg.nso.ru), Единый сервис записи на прием к врачу Приморского края (er25.ru), Портал медицинских услуг Ростовской области (gosuslugirostov.ru), Региональный портал медицинских услуг Свердловской области (registratura96.ru), Региональный портал медицинских услуг Нижегородской области (mis.mznn.ru) [15–22].

Источник информации: составлено авторами на основании анализа официальных сайтов государственных стоматологических медицинских организаций и Федеральной службы государственной статистики (Росстат) [14].


Наличие информации об использовании отдельных медицинских технологий (лечебных, диагностических) в указанной медицинской организации

В каждом регионе территориальные программы государственных гарантий оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации различаются по виду, объемам и условиям их предоставления. В рамках обязательного медицинского страхования оказывается первичная медицинская помощь, в том числе профилактическая деятельность, неотложная медицинская помощь, специализированное медицинское лечение. Терапевтические и хирургические стоматологические услуги действуют в рамках Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Стоматологическая медицинская помощь оказывается в рамках ОМС при предъявлении паспорта и страхового полиса ОМС.

При острой боли терапевтическая и хирургическая помощь оказывается в день обращения на основании талона живой очереди пациента, выдаваемого в регистратуре МО. Другие плановые стоматологические процедуры и манипуляции проводятся по предварительной записи. В систему государственных гарантий обязательного медицинского страхования не входят ортопедическая стоматология, протезирование, подготовка к зубочелюстному протезированию и эстетическая стоматология. На большинстве сайтов указаны услуги платно или по ОМС, перечень услуг по направлениям стоматологической специальности: терапевтическая, хирургическая, ортопедическая, детская, ортодонтия и др. [15–22].

Доступность индивидуальных данных о врачах: профиль (специализация, уровень квалификации, научная деятельность, проводимые вмешательства); нагрузка; показатели, отражающие результаты работы

Пациенты выбирают врача, когда обращаются за медицинской помощью. Им важны детали, связанные с профессиональными характеристиками врачей-специалистов.

Основная информация касается ФИО, должности, специализации, квалификации, опыта и графика работы, срока длительности сертификата. На сайтах «Стоматологическая поликлиника № 2 Департамента здравоохранения г. Москвы», «Областная стоматологическая поликлиника» Нижнего Новгорода, «Стоматологическая поликлиника № 1» г. Екатеринбурга есть качественные цветные фотографии сотрудников, должность специалиста, указан год окончания и название высшего учебного заведения. На сайте «Городская стоматологическая поликлиника № 2» г. Санкт-Петербурга информация представлена на отдельной вкладке сайта в виде таблицы (включая ФИО сотрудника, должность, вуз, квалификационную категорию, сертификаты/аккредитация, время последнего усовершенствования и повышения квалификации), без фотографий врачей-специалистов. На сайте «Стоматологическая поликлиника № 1» г. Ростова-на-Дону информация о сотрудниках представлена в виде двух файлов: врачей-специалистов, оказывающих услуги в рамках ОМС и платно; их необходимо скачивать, чтобы ознакомиться. На сайте «Городская стоматологическая поликлиника» г. Пятигорска и «Клиническая стоматологическая поликлиника № 1» г. Новосибирска информация о сотрудниках представлена в виде списка врачей, с указанием ФИО, должности, наименования вуза, года повышения квалификации, но не указаны фотографии врачей. На сайте «Владивостокской стоматологической поликлиники № 1» указана только информация об администрации и руководстве МО, список врачей-сотрудников не доступен [15–22].

Обратная связь

Обратная связь с пациентами – неотъемлемая часть современного здравоохранения. Ее объективная необходимость и полезность для изменения вектора развития и перемен очевидна. Эффективная система обратной связи – это не только хорошая возможность для пациентов быть услышанными и требовать принятия лучших решений, но и полезная и важная информация для руководителей самих медицинских учреждений. У большинства медицинских стоматологических организации есть обратная связь с пациентами. Она представлена в виде вопросов-ответов, жалоб, анкет пациентов, отзывов, обращения к главному врачу и др. [15–22].

На удовлетворенность пациентов медицинскими услугами влияют такие факторы, как качество медицинских услуг, простота записи на прием и доступ к необходимым услугам.

Обсуждение

За последние два десятилетия отношения между пациентом и врачом изменились от патерналистских к совместному принятию решений и разделению ответственности. Расширение участия и ответственности за собственное здоровье и медицинское лечение привело к появлению моделей здравоохранения, ориентированных на пациента. Модели здравоохранения, ориентированные на человека, способствуют самостоятельности, под которым понимаются любые действия, предпринимаемые для распознавания, лечения и управления собственным здоровьем или хроническими заболеваниями. Принятие обоснованных решений требует доступа к качественной информации.

Таким образом, в наш век информационных технологий большинство людей являются активными пользователями интернет-ресурсов, и официальные сайты МО могут служить информационной платформой для взаимодействия с пациентами. Официальные сайты МО должны соответствовать требованиям нормативно-правовой базы в сфере здравоохранения. Сайты МО должны быть предназначены для активного информационного взаимодействия между МО и пациентом, а не для формального соблюдения нормативно-правовых требований. Содержание сайтов МО различается по информационному наполнению, функциональности и удобству для пациентов от периферии до центра нашей страны.

Заключение

Актуальная информация является ключевым ресурсом для современного общества, улучшая качество, доступность, экономические издержки, безопасность и эффективность здравоохранения.

На интернет-сайтах государственных стоматологических МО отсутствие соответствующей информации, а также ее низкое качество объясняются формальным подходом, вследствие чего пациенты владеют меньшей информацией о МО, врачах-специалистах, предоставляемых услугах, что в дальнейшем делает их менее доступными.

Руководство МО должно быть заинтересованно в необходимости использовать современные цифровые возможности, которые позволят привлечь и удержать потребителей медицинских услуг как в рамках обязательного медицинского страхования, так и оказания платных медицинских услуг.

Создание и функционирование качественного интернет-сайта должно быть обязательной частью работы медицинской стоматологической организации.


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Ханиев Анзор Анатольевич (Anzor А. Khaniev) – врач-стоматолог, магистр программы «Управление и экономика здравоохранения», НИУ ВШЭ, Москва, Российская Федерация
E-mail: Alimenti07@mail.ru
https://orcid.org/0000-0002-3072-4144

Ардавова Амина Анатольевна (Amina A. Ardavova) – врач-стоматолог, Стоматологическая клиника «Рудента», Москва, Российская Федерация
E-mail: han2or@yandex.ru
https://orcid.org/0009-0001-0729-8626