Научное обоснование необходимости увеличения оплаты труда медицинских работников в РФ

10 ноября 2023
Вестник_№1_2023
Автор: Улумбекова Г.Э., Власов Я.В., Домников А.И., Гапонова Е.А.
18 июня 2022 г. Президент Российской Федерации (РФ) В.В. Путин подчеркнул фундаментальную роль здравоохранения в решении национальных целей и поставил задачу его дальнейшего развития: «Будем и дальше вместе с вами работать для того, чтобы наши граждане получали достойную медицинскую помощь. Это важно и для сохранения здоровья, и для будущего нации, ее приумножения и увеличения возраста жизни, для будущих поколений, для детей»1.

Во время пандемии СОVID-19 медицинские работники во главе со штабом отрасли предприняли героические и слаженные усилия для сохранения жизней и здоровья российских граждан. Однако ряд серьезных проблем, накопившихся в здравоохранении за последние десятилетия, не позволил избежать роста смертности в стране. В 2020 и 2021 гг. в РФ смертность по сравнению с 2019 г. увеличилась на 19 и 36% соответственно. В 2022 г. смертность снизилась, но по-прежнему не достигла уровня 2019 г. и превышает его на 107 тыс. чел.2. Важнейшая причина роста смертности – снижение доступности медицинской помощи для широких слоев населения вследствие дефицита медицинских кадров.

Принятие мер по повышению оплаты труда медицинских работников, начатое в 2013 г. (согласно Указу Президента РФ от 07.05.2012 № 597), не позволило повысить ее до уровня, который бы позволил ликвидировать их дефицит. По данным Минздрава, большинство субъектов РФ имеют дефицит врачей, среднего и младшего медицинского персонала: в 2022 г. – 26 451 врачей и 58 268 среднего медицинского персонала3. Возможность повышения оплаты труда медицинских работников и привлечение дополнительных кадров в отрасль, в свою очередь, упираются в недостаточное государственное финансирование здравоохранения.

Цель исследования – провести анализ обеспеченности и оплаты труда медицинских работников в РФ и субъектах РФ, а также главных факторов, которые влияют на уровень этих показателей.

Для получения ответа на поставленные вопросы было сформулировано 6 задач:
  1. Проанализировать исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
  2. Определить медианный уровень оплаты труда медицинских работников по РФ, доход и тарифную ставку (региональный разрез).
  3. Проанализировать доходы российских врачей в сравнении с развитыми странами.
  4. Сравнить оплату труда в регионах РФ и обеспеченность врачами в них.
  5. Провести анализ государственного финансирования здравоохранения РФ с 2019 г. и на плановый период 2024–2025 гг.
  6. Определить принципы оплаты труда медицинских работников и оценить необходимые финансовые ресурсы для повышения оплаты их труда.

Рис.1. Динамика среднемесячной заработной платы врачей и обеспеченность врачами в РФ

Источники данных для исследования: Росстат; ЦНИИОИЗ Минздрава России; опросы, проведенные Всероссийским союзом пациентов; данные по макроэкономическим показателям согласно «Основным направлениям бюджетной политики на 2023 г. и на плановый период 2024–2025 гг.», Минфин России 2022 г., а также в соответствии с проектом федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».

1. Исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

В корне дефицита медицинских кадров –длительное недофинансирование здравоохранения из государственных источников и ошибочное решение по оптимизации, спровоцированное финансово-экономическим блоком Правительства РФ в 2012 г. Так, с 2012 по 2018 г. государственное финансирование здравоохранения сократилось на 4% в постоянных ценах, а с 2018 по 2021 г. выросло на 34% в постоянных ценах, однако эти средства были направлены преимущественно на строительство инфраструктуры здравоохранения и лечение пациентов с новой коронавирусной инфекцией (см. раздел 5). В течение последних 20 лет государственное финансирование российского здравоохранения в доле ВВП было ~3%, что в 1,6 раза ниже, чем в «новых» странах ЕС, и почти в 2,5 раза ниже, чем в «старых» странах ЕС (соответственно 3,1; 5 и 7,5%; см. рис. 9). За годы оптимизации (с 2012 по 2018 г.) количество врачей в РФ сократилось на 46 тыс. (8%), стационарных коек – на 160 тыс. (13%). В результате система здравоохранения лишилась необходимых резервов в период пандемии, существенно выросла трудовая нагрузка на медицинский персонал и усилилась напряженность трудового процесса [1].

Именно поэтому принятие мер по повышениюоплаты труда медицинских работников во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597, начатое в 2013 г., оказалось недостаточным и не позволило ликвидировать дефицит медицинских кадров. Анализ показал, что с 2013 по 2022 г.(за 10 лет) среднемесячная оплата труда врачей с крайне низкой базы (141% от средней оплаты труда в экономике) выросла только на 20% в постоянных ценах, что не привело к увеличению обеспеченности практикующими врачами: она осталась на прежнем уровне – 3,7 на 1 тыс. населения (рис. 1). За этот же период оплата труда среднего медперсонала с низкой базы (80% от средней по экономике) в постоянных ценах выросла только на 6%, при этом обеспеченность ими сократилась на 11% (рис. 2).

Рис. 2. Динамика среднемесячной заработной платы среднего медперсонала и обеспеченность средним медперсоналом в РФ

2. Медианный уровень оплаты труда медицинских работников по РФ, доход и тарифная ставка (региональный разрез)

В 2021 г. в РФ среднемесячная начисленная заработная плата4 у половины врачей (273 тыс.) составила менее 75 тыс. руб., а у четверти – менее 65 тыс. руб. (рис. 3). У половины средних медработников (589 тыс.) она была менее 38 тыс. руб., а у четверти – менее 33,3 тыс. руб. (рис. 4). Без учета Москвы и Санкт-Петербурга (Мск и СПб) этот показатель еще хуже: у врачей – 71 тыс. руб., а у среднего медперсонала – 37 тыс. руб. Следует учесть, что в эти показатели входит оплата труда управленческого персонала, соответственно, у практикующих специалистов заработная плата будет еще ниже5. Это подтверждают опросы, проведенные Всероссийским союзом пациентов, которые показали, что средний суммарный уровень дохода у врачей терапевтических и хирургических специальностей составляет 52 тыс. руб.

рисунок 3.png

Рис 3. Медианное значение средней заработной платы врачей в регионах РФ в 2021 г.
Примечание. В нижней части столбиков представлена численность врачей в регионе.

рисунок 4.png

Рис 4. Медианное значение средней заработной платы среднего медицинского персонала в регионах РФ в 2021 г.
Примечание. В нижней части столбиков представлена численность среднего медицинского персонала в регионе.

Для получения вышеназванного дохода медицинские работники вынуждены существенно перерабатывать. Так, по официальным данным6, коэффициент совместительства у врачей составляет 1,3, а у средних медицинских работников – 1,2. Однако, согласно опросам, проведенным Всероссийским союзом пациентов, 60% врачей работают более чем на 1,5 ставки, а из них 30% – на 2 ставки и более. При этом фактическая трудовая нагрузка на медицинский персонал еще выше, так как штатные нормативы в соответствии с № 323-ФЗ носят рекомендательный характер [2]. Это, как правило, ведет к тому, что руководители медицинских организаций, сокращая штатные должности, устанавливают сверхнормативную трудовую нагрузку на одну должность. В развитых странах для врачей всех специальностей законодательно приняты ограничения по трудовой нагрузке – в среднем 8-часовой рабочий день, максимально – 10 ч, или работа на 1,2 ставки.

В 2021 г. в РФ гарантированный оклад (тарифная ставка на 1 должность) у половины врачей составил менее 23 тыс. руб., а у средних медицинских работников – менее 12,6 тыс. руб.7 Без учета Москвы и Санкт-Петербурга эти показатели составляют: у врачей – менее 22 тыс. руб., а среднего медперсонала – менее 12 тыс. руб. Иначе говоря, оклад у половины врачей составляет менее 1,7 МРОТ, а у среднего медицинского персонала – менее 0,86 МРОТ (рис. 5, 6). Эти данные совпадают с опросами, проведенными Всероссийским союзом пациентов: по их данным, средний оклад у врачей терапевтических и хирургических специальностей составляет 20,2 тыс. руб. По данным опросов профсоюзов работников здравоохранения, оклад врачей (З ПКГ8, 1 уровень) составляет не более 18 тыс. руб., а у средних медицинских работников (2 ПКГ, 1 уровень) – не более 12 тыс. руб.

рисунок 5.png

Рис. 5. Медианное значение оклада врачей (тарифная ставка) в регионах РФ в 2021 г.
Примечание. В нижней части столбиков представлена численность врачей в регионе.

рисунок 6.png

Рис. 6. Медианное значение оклада среднего медицинского персонала (тарифная ставка) в регионах РФ в 2021 г.
Примечание. В нижней части столбиков представлена численность среднего медицинского персонала в регионе.

3. Доходы российских врачей в сравнении с развитыми странами

В 2021 г. в РФ оплата труда врачей в сопоставимых ценах была значительно ниже, чем в странах ЕС, – в 4,6 раза ниже, чем в Германии,и в 1,4 раза ниже, чем в Польше (соответственно 40,6; 188 и 56 тыс. $ ППС на одного врача в год; рис. 7). Аналогично отношение среднегодового дохода врача к ВВП на душу населения (т.е. к тому, что зарабатывает страна на душу населения в год) в РФ было в 3 раза ниже, чем в Германии, и в 1,5 раза ниже, чем в Польше (соответственно 1,2; 3,6 и 1,8; рис. 8). Это говорит о несбалансированности экономики РФ и отражает длительное недофинансирование российского здравоохранения из государственных источников (рис. 9).

Рис. 7. Годовой доход на одного врача в среднем, тыс. $ППС (2021 г.)



Рис. 8. Коэффициент отношения среднегодового дохода врача к ВВП на душу населения



Рис. 9. Динамика государственных расходов на здравоохранение с 2000 по 2019 г. в РФ, «новых-8» и «старых» странах ЕС, доля в ВВП


Дополнительными (к низкой оплате труда) факторами, приводящими к оттоку медицинских кадров из отрасли, являются перегрузки, приводящие к выгоранию, которые усилились во время пандемии – сегодня от 70 до 90% медицинских работников испытывает серьезный стресс и выгорание [3]; избыточные требования и документооборот; давление вышестоящего начальства, контрольных и правоохранительных органов; отсутствие единой цели и видения будущего.

4. Оплата труда в регионах РФ и обеспеченность врачами в них

В результате низкой оплаты труда и пере-работок в 2020 г. в РФ обеспеченность врачами была на 5% ниже, чем в «старых» странах ЕС (соответственно 3,8 и 4,0 на 1 тыс. населения; рис. 10). При сравнении со странами ЕС следует учитывать, что в РФ в связи с низкой плотностью населения и худшими показателями здоровья нормативная потребность во врачах должна быть значительно выше, чем в этих странах.

Рис. 10. Обеспеченность практикующими врачами в РФ, «новых-8» и «старых» странах РФ


В РФ особенно выраженный дефицит кадров сложился в первичном звене здравоохранения: врачей участковой службы в 1,5 раза меньше, чем установлено нормативами, фельдшеров – в 2 раза меньше [4]. По данным Счетной палаты, в 2019–2021 гг. дефицит медицинских работников в первичном звене вырос: количество врачей уменьшилось на 2,6 тыс. чел., количество медицинских сестер – на 4,5 тыс. чел. [5].

Как следствие, сегодня в РФ на врача-терапевта участкового приходится в 1,6 раза больше населения, чем по нормативу, а на врача-педиатра участкового – в 1,3 раза больше. При этом доказано, что врач первичного звена НЕ может полноценно выполнять свои функции, если обслуживает более 1500 чел., на таких участках снижается качество медицинской помощи и растет смертность населения [6–8].

Привязка оплаты труда медицинских работников к средней оплате труда в регионах привела к существенным различиям в ней между разными субъектами РФ. Так, средневзвешенная оплата труда врачей по федеральным округам разнится в 2 раза (соответственно 110 тыс. и 55 тыс. руб.), а по регионам – в 5 и более раз (соответственно 241 тыс. и 48 тыс. руб.; рис. 11). Средневзвешенная оплата труда среднего медицинского персонала также существенно различается: по федеральным округам – в 1,8 раза, а по регионам – в 4 раза и более (рис. 12). Этот факт приводит к трудовой миграции специалистов, оставляя население в регионах с низкой оплатой труда без необходимой медицинской помощи.

рисунок_11_1_2023.png

Рис. 11. Среднемесячная заработная плата врачей в регионах РФ в 2021 г.
Примечание. Здесь и на рис. 12, 13: ЦФО – Центральный федеральный округ; СЗФО – Северо-Западный федеральный округ; ЮФО – Южный федеральный округ; СКФО – Северо-Кавказский федеральный округ; ПФО – Приволжский федеральный округ; УФО – Уральский федеральный округ; СФО – Сибирский феде-ральный округ; ДФО – Дальневосточный федеральный округ.

рисунок_12_1_2023.png

Рис. 12. Среднемесячная заработная плата среднего медицинского персонала в регионах РФ в 2021 г.

Вследствие трудовой миграции возникает неравенство в доступности медицинской помощи в регионах: обеспеченность врачами в регионах с высокой и низкой оплатой труда врачей различается в 2,6 раза, по ЦФО – в 1,7 раза (рис. 13). При этом доказано, что миграция врачей из регионов (стран) с низкой оплатой труда приводит к росту смертности населения и высоким экономическим потерям [9].

Нарастающий дефицит медицинских кадров особенно опасен в ситуации увеличения числа лиц, нуждающихся в оказании бесплатной медицинской помощи (это больные с острой и хронической формой новой коронавирусной инфекции и пациенты, которым медицинская помощь была отложена в предшествующие периоды). Продолжающееся сокращение реальных доходов населения (на 11% с 2013 по 2022 г.9) также потребует увеличения объемов бесплатной медицинской помощи, так как у многих людей не окажется средств для ее оплаты.

рисунок_13_1_2023.png

Рис. 13. Обеспеченность практикующими врачами в регионах РФ в 2021 г.

5. Государственное финансирование здравоохранения РФ: факты и прогнозы

В 2023 г., по прогнозам, по сравнению с 2022 г.государственные расходы на здравоохранение из всех трех источников в текущих ценах вырастут только на 4% (211,0 млрд руб.), это даже не покрывает уровень инфляции (по прогнозам, 5,8%). В постоянных ценах 2019 г. (т.е. с поправкой на инфляцию) они снизятся на 2% (если инфляция будет выше, то снижение расходов тоже будет выше, см. таблицу) [10]. Следует отметить, что выделяемые государством с 2019 г. дополнительные бюджетные средства на модернизацию первичного звена здравоохранения и НП «Здравоохранение» направлены преимущественно для обновления инфраструктуры отрасли, а рост государственного финансирования здравоохранения в 2020 и 2021 гг. был направлен на борьбу с пандемией, т.е. на лечение дополнительного потока пациентов. Этого недостаточно для решения острейшей проблемы отрасли с кадрами.

таблица_1_1_2023.png

Примечание. ВВП – валовый внутренний продукт; ФОМС – Фонд обязательного медицинского страхования.


6. Принципы оплаты труда медицинских работников и необходимые финансовые ресурсы для повышения оплаты их труда

В 2021 г. у выпускника военного училища(лейтенанта) оплата труда составила в среднем около 50 тыс. руб.10. По сути, это минимальный оклад, который составляет около 4 МРОТ11. У военного без офицерского звания окладпо контракту составляет около 25 тыс. руб., или 2 МРОТ.

В 2021 г. медианный оклад врача составилоколо 23 тыс. руб. в мес (рис. 5), а у среднего медицинского работника – 12,6 тыс. руб. (рис. 6). Эти показатели в 2 раза меньше, чем у соответствующих должностей военных. Исходя из этих показателей у медицинских работников необходимо установить единые по стране средние оклады в зависимости от уровня профессионально-квалификационной группы (по принципу тарифной сетки):
  • врач – 4 МРОТ;
  • медицинская сестра – 2 МРОТ;
  • младшие медицинские работники – 1-1,5 МРОТ;
  • профессорско-преподавательский состав вузов и НИИ – 5-8 МРОТ;
  • профессорско-преподавательский составмедицинских колледжей – 4-6 МРОТ.
Потребуется также установить единые принципы начисления стимулирующих и компенсационных выплат в регионах.

Повышение базовых окладов медицинскихработников в 2 раза потребует ежегодного увеличения фонда оплаты их труда также в 2 раза: с 1,5 трлн руб. до 3 трлн руб.12, т.е. на 1,5 трлн руб. С учетом средств на повышение оплаты труда младшего медицинского и немедицинского персонала (в том числе специалистов по информационным технологиям), а также увеличение численности медицинских работников потребуется ~2 трлн руб. к уровню 2022 г. ВВП. Это можно реализовать за 4 года. Сумма, равная 2 трлн руб., по отношению к 2023 г. будет составлять 1,3% ВВП (см. табл.). В 2023 г., по прогнозу Минфина России, государственное финан-сирование здравоохранения составит 4,1% ВВП, соответственно, в идеале для решения проблем с повышением оплаты труда медицинских кадров оно должно составлять 5,4% ВВП. Это именно тот сбалансированный уровень государственного финансирования здравоохранения, который должен быть достигнут за 4 года, к 2026 г., и который позволит обеспечить оптимальный уровень доступности бесплатной медицинской помощи при сложившейся в РФ возрастной структуре населения (23% старше 60 лет).

На первом этапе необходимо довестиоплату труда той половины врачей (273 тыс.чел.), у которой она менее 75 тыс. руб. в месяц (в среднем 65 тыс. руб.) до уровня средней в РФ (92,5 тыс. руб.), т.е. увеличить ее в 1,4 раза. Аналогично потребуется увеличить оплату труда для той части медицинских сестер (589 тыс. чел.), у которой она менее 38 тыс. руб. (в среднем 33 тыс. руб.) до уровня средней (46 тыс. руб.). Это означает, что в 2023 г. к запланированным Минфином расходам (см. таблицу) потребуется дополнительно не менее 270 млрд руб.13 (без учета младшего медицинского и немедицинского персонала), с их учетом – ~300 млрд руб. В 2024 г. к уровню 2023 г. будет необходимо дополнительно добавить столько же, чтобы продолжить выравнивание оплаты труда медицинских работников, а в 2025–2026 гг. довести ее до обновленных нормативов по всей стране, в том числе предусмотреть финансовые средства на оплату труда вновь привлеченных кадров.

Источником этих дополнительных средств может стать, например, увеличение налога на доходы людей, получающих оплату труда бо-лее 5 млн руб. в год (НДФЛ). Во всех развитых странах для людей, получающих сверхвысокие заработные платы, такой налог составляет 35–40% (в РФ сегодня – 15%). В 2021 г. увеличение НДФЛ с 13 до 15% (на 2%) для названных заработных плат дополнительно в бюджет дало 60 млрд руб. Соответственно увеличение налога на 20% (вместо 2%) даст в бюджет дополнительно 600 млрд руб. Более того, должны быть установлены дополнительные налоги на вывоз капитала за рубеж. Например, по данным ЦБ РФ, в 2021 г. только чистый отток капитала14 составил 74 млрд долл. США (4400 млрд руб.). Если бы эти средства были обложены налогом, например 10%, бюджет страны имел бы дополнительно 440 млрд руб.

Выводы

1. Основная причина дефицита медицинскихкадров в РФ – это низкая оплата труда в сочетании с высокой трудовой нагрузкой. В 2021 г. в РФ гарантированный оклад (тарифная ставка на одну должность) у половины врачей составил менее 23 тыс. руб., а у средних медицинских работников – менее 12,6 тыс. руб. Это вынуждает большинство врачей терапевтических и хирургических специальностей работать на 1,5–2 ставки, что усиливает отток кадров из отрасли. Дефицит кадров напрямую ведет к снижению доступности гарантированной медицинской помощи населению и, как следствие, к росту смертности (+28% в среднем за 2020 и 2021 гг. по сравнению с 2019 г.).

2. Длительное недофинансирование государственного здравоохранения, даже при условии необходимости выполнения Указа Президента от 07.05.2012 № 597, не позволило повысить оплату труда медицинским работников до уровня, позволяющего ликвидировать их дефицит. Так, государственные расходы на здравоохранение за период с 2012 по 2018 г. сократились на 4% в постоянных ценах, а их относительный рост в 2019–2021 гг. не былнаправлен на решение базовых проблем российского здравоохранения. Соответственно, за 10 лет (с 2013 по 2021 г.) средняя заработная плата врачей с очень низкого уровня (141% от средней оплаты труда в экономике) выросла только на 20% в постоянных ценах, а среднего медицинского персонала – на 6%. При этом обеспеченность врачами осталась на прежнем уровне, а у медицинских сестер сократилась на 11%.

3. Доходы российских врачей при болеевысоких нагрузках значительно ниже, чем в развитых странах. В 2021 г. в РФ отношение среднегодового дохода врача к ВВП на душу населения (т.е. к тому, что зарабатывает страна на душу населения в год) было в 3 раза ниже, чем в Германии, и в 1,5 раза ниже, чем в Польше (соответственно 1,2; 3,6 и 1,8). Это напрямую отражает недофинансирование российского здравоохранения из государственных источников и также привело к тому, что в 2020 г. в РФ обеспеченность врачами была на 5% ниже, чем в «старых» странах ЕС (соответственно 3,8 и 4,0 на 1 тыс. населения). И это при меньшей плотности населения и худшем здоровье населения в РФ, чем в странах ЕС!

4. Отсутствие единых принципов оплаты трудамедицинских работников приводит к неравенству в доступности к медицинской помощи по регионам РФ. В 2021 г. средневзвешенная оплата труда врачей по регионам отличалась в 5 раз и более (соответственно 241 тыс. и 48 тыс. руб.), а среднего медицинского персонала – в 4 раза и более, что приводит к трудовой миграции, вследствие которой возникает неравенство в доступности медицинской помощи в регионах: обеспеченность врачами в регионах с высокой и низкой оплатой труда врачей различается в 2,6 раза, по ЦФО – в 1,7 раза.

5. Государственные расходы на здравоохранение, предусмотренные на 2023 г., по сравнению с 2022 г. сокращаются на 2% в постоянных ценах, что не позволит решить проблему с увеличением оплаты труда медицинских работников, соответственно, привлечь дополнительные кадры в отрасль.

6. Для повышения доступности бесплатной медицинской помощи и прекращения оттока кадров из отрасли предлагается установить принципы и размеры окладов, принятые, например, в Министерстве обороны (по принципу единой тарифной сетки): врач – 4 МРОТ, медицинская сестра – 2 МРОТ, младшие медицинские работники – 1–1,5 МРОТ, профессорско-преподавательский состав вузов и НИИ – 5–8 МРОТ, медицинских колледжей – 4–6 МРОТ. Это потребует увеличения ФОТ медицинских работников минимум в 2 раза (на что дополнительно необходимо ~2 трлн руб. к уровню 2022 г.). Это можно осуществить поэтапно за 4 года, тогда в 2026 г. государственное финансирование здравоохранения достигнет не 4% ВВП, как сегодня, а 5,4% ВПП. В 2023 г. в качестве срочной меры необходимо повысить оклады и, соответственно, оплату труда тех медицинских работников, у которых они значительно ниже средних значений. В 2023 г. это потребует к запланированным Минфином России расходам на здравоохранение добавить ~300 млрд руб.


1 http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/speeches/68673
2 Источник: Росстат.
3 https://regulation.gov.ru/projects#npa=132218
4 Включает оклад, стимулирующие и компенсационные выплаты, с учетом управленческого персонала.
5 Из-за отсутствия учета оплаты труда управленческих кадров в здравоохранении точный расчет оплаты труда практикующих специалистов невозможен.
6 Форма № 30 «Сведения о медицинской организации».
7 Расчеты сделаны при условии, что врачи работают с коэффициентом совместительства 1,3 (данные по форме статистической отчетности № 30 за 2021 г.), а средние медицинские работники – 1,2 и что базовый оклад составляет около 40% в среднемесячной начисленной заработной плате (данные профсоюзов работников здравоохранения).
8 Профессионально-квалификационная группа.
9 Источник: Росстат.
10 https://base.garant.ru/73413281/a496d02287c1e8a2f8df9041972293a4/https://vumo.mil.ru/Socialnye-garantii/Denezhnoe-dovolstvie-mery-socialnoj-podd
11 МРОТ в 2021 г. составлял 12,8 тыс. руб.
12 Расчет: ФОТ врачей (92,5 тыс. руб. × 12 мес + 30,5% начисления на ФОТ) × 546 тыс. врачей = 791 млрд руб. ФОТ ср. медработников (37,7 тыс. руб. × 12 мес + 30,5% начисления на ФОТ) × 1178 тыс. ср. медработников = 670 млрд руб.
13 Расчет: {(92,5 тыс. руб. – 65 тыс. руб.) + 30,5% начисления на ФОТ)} × 12 месяцев × 273 тыс. чел. = 118 млрд руб. Аналогично расчет сделан для средних медицинских работников: {(46 тыс. руб. – 33 тыс. руб.) + 30,5%)} × 12 месяцев × 589 тыс. чел.=120 млрд руб. Всего для выравнивания оплаты труда врачей и средних медицинских работников в 2023 г. потребуется ~240 млрд руб. (118 млрд +120 млрд), а учетом инфляции 2022 г. (12%) – 270 млрд руб.
14 Cальдо вывоза и ввоза денежных средств.


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Улумбекова Гузель Эрнстовна (Guzel E. Ulumbekova) – доктор медицинских наук, MBA Гарвард-ского университета (Бостон, США); руководитель (ректор) Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ), Москва, Российская Федерация
E-mail: vshouz@vshouz.ru
https://orcid.org/0000-0003-0986-6743

Власов Ян Владимирович (Yan V. Vlasov) – доктор медицинских наук, сопредседатель Всероссий-ского союза общественных объединений пациентов, руководитель Совета общественных организаций по защите прав пациентов в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, Москва, Российская Федерация
E-mail: sams99@inbox.ru

Домников Анатолий Иванович (Anatoly I. Domnikov) – кандидат медицинских наук, председательПрофсоюза работников здравоохранения РФ, Москва, Российская Федерация
E-mail: ckprz@mail.ru

Гапонова Елена Анатольевна (Elena A. Gaponova) – кандидат технических наук, главный аналитикАналитического центра Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ), Москва, Российская Федерация
E-mail: gaponova-vshouz@yandex.ru