Возраст, определенный Всемирной организацией здравоохранения как молодой (18–44 года) и средний (45–59 лет) [1], является периодом активной трудоспособности – в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, люди старше 18 лет имеют право трудиться полный рабочий день, а лица старше 59 лет выходят на пенсию.
Изучение одной из детерминант смертности от внешних причин в регионе, а именно смертности непосредственно от отравлений этиловым спиртом, среди населения возрастной категории 18–59 лет обусловлено высочайшей биосоциальной, экономической и медицинской значимостью в аспекте снижения насильственной смертности, уменьшения алкоголизации населения, продления возраста трудоспособности. Вышеуказанные факторы являются вызовами для современного отечественного здравоохранения, формируя повышенный интерес со стороны организаторов здравоохранения и специалистов по общественному здоровью.
В качестве исследуемого региона выбрана Челябинская область – данный субъект Российской Федерации является типичным среди мегаполисов и имеет характерные для крупных городов России особенности демографических сдвигов (урбанизация, замедление естественного прироста, специфические миграционные потоки) [2].
В несколько последних десятилетий показатели смертности в России нестабильны [3], и это особенно выражено среди мужского и женского населения трудоспособного возраста [4]. Некоторые ученые считают, что такие колебания в показателях смертности связаны с употреблением алкоголя [5, 6], в частности с отравлениями этанолсодержащими напитками. Как правило, смертность в трудоспособном возрасте относится к предотвратимой, а смертность от отравлений алкоголем – к группе причин предотвратимой смертности, обусловленной поведенческими особенностями и предотвращаемой эффективными превентивными мерами [7]. Таким образом, смертность от отравлений этанолом всегда предотвратима и чаще всего преждевременна, что также бросает вызов менеджерам здравоохранения в аспекте разработки эффективных превентивных организационно-методических мероприятий. Существенный вклад прямых алкогольных потерь в смертность от внешних причин отмечается разными учеными на протяжении многих лет [8].
В связи с низким уровнем санитарно-социальной просвещенности населения России отмечается отсутствие или недостаток здоровьесберегающего поведения, основанного на принципах здорового образа жизни. А это не может не сказываться на культуре употребления спиртных напитков, особенно учитывая северный паттерн употребления алкоголя, характерный для России.
Выявленные тенденции смертности с учетом корреляционных и причинно-следственных связей позволят разработать релевантные персонализированные меры профилактики в соответствии с местом жительства, гендерным паттерном [9] и другими определенными в ходе исследования факторами, а также оценить и предложить методы усовершенствования уже существующих превентивных мер.
Цель – исследовать динамику смертности населения Челябинской области в возрасте 18–59 лет от отравлений этанолсодержащими напитками за период 2012–2021 гг.
Задачи:
-
изучить предварительную и окончательную причину смерти «Токсическое действие этанола»;
-
проанализировать распределение смертности от отравлений этанолом среди мужчин и женщин, в городской и сельской местности, соотношение показателей между собой;
-
оценить динамику показателя «смертность населения» от отравлений этанолом в двух возрастных группах (18–44 года и 45–59 лет) в Челябинской области с учетом различий для городской (включая особенности в крупнейших городах региона) и сельской местности, а также принимая во внимание распределение по половой принадлежности и в сравнении между собой.
Материал и методы
Информационным массивом для исследо-вания послужила специальная форма № 170/у «Заключение судебно-медицинского эксперта (экспертиза трупа)» (далее – заключение). Анализ проводился на основе выкопировки данных из заключений [10–12]. Использовался метод сплошной выборки. Исследовано 3808 заключений за 2012–2021 гг., где в качестве предварительной причины смерти был указан код Т51.0 «Токсическое действие этанола» в соответствии с Международной классификацией болезней 10-го пересмотра и возраст умерших варьировал от 18 до 59 лет.
Для анализа и обработки полученных данных использовались методы интеллектуального анализа, синтеза, методы математико-статистического анализа с применением электронных таблиц Microsoft Excel.
Проведен анализ динамики изучаемых явлений и процессов (анализ информации по периодам времени, выявление тенденций изменений исследуемого явления, анализ интенсивности и направленности изменений явления).
Изучены тенденции смертности от отравлений этиловым спиртом среди населения Челябинской области в возрасте 18–59 лет за 2012–2021 гг. в абсолютном и относительном выражении, а также особенности распределения по полу, специфические тренды в сельской и городской местности, их взаимосвязь между собой. Анализ проводился в сравнении двух возрастных групп: молодой возраст 18–44 года и средний возраст 45–59 лет. Были проанализированы тенденции в изучаемых возрастных группах на каждой изучаемой территории в целом, а также с учетом распределения по полу.
Информационная база исследования представлена нормативно-правовыми актами различного уровня, данными Федеральной службы государственной статистики, данными, предоставленными ГБУЗ «Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы», и научной литературой.
Результаты и обсуждение
Для понимания специфики территориального распределения было рассмотрено административно-территориальное разделение Челябинской области. Данный субъект Российской Федерации включает 16 городских округов: 3 города закрытого типа – Снежинск, Озерск, Трехгорный (данные по ним не учитывались в связи с ведением отдельных форм отчетности) и 27 муниципальных районов (данные по 4 районам: Еткульский, Брединский, Кизильский, Нагайбакский – также ведутся в специальных отчетных формах). Соответственно, в данное исследование попали все имеющиеся в распоряжении ГБУЗ «Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» акты судебно-медицинского исследования трупов, за исключением закрытых городов и районов.
Из сплошной выборки в 3808 актов судебно-медицинского исследования трупов, где в качестве причины смерти было заподозрено токсическое воздействие этанола, в результате исследования трупа диагноз был подтвержден в 1098 случаях, что составляет 29%. В дальнейшем более подробный анализ проводился по данным актов, где отравление алкоголем было установлено и подтверждено как непосредственная причина смерти и указано в медицинском свидетельстве о смерти в пункте Iа (болезнь или состояние, непосредственно приведшее к смерти) [12]. В 27 случаях в актах не указан возраст исследуемого, в связи с чем эти данные были выбракованы и не учитывались для анализа.
В Челябинской области за 2012–2021 гг. подтвержденных диагнозов «отравление этанолом» среди лиц молодого возраста (18–44 года) зафиксировано 507 случаев, что составляет 46%, а среди лиц среднего возраста (45–59 лет) – 591 случай, что составляет 54% соответственно. В целом можно говорить об относительно равномерном распределении исследуемой смертности среди изучаемых возрастных групп. Однако стоит отметить незначительное смещение частоты смертности от отравлений этиловым спиртом в сторону лиц среднего возраста по сравнению с населением молодого возраста за исследуемый период.
Ниже приведен краткий анализ по каждой исследуемой возрастной группе на предмет распределенности по половой принадлежности, по территориальному признаку (городская или сельская местность), а также соотнесение этих факторов между собой.
Среди населения молодого возраста из всех 507 случаев 348 приходится на городское население и 159 на сельское, что составляет 69 и 31% соответственно, т.е. смертность молодого населения Челябинской области от отравлений этанолом более чем на 2/3 состоит из представителей городов (в абсолютном выражении).
Из всех умерших от отравлений алкоголем в возрасте 18–44 года было 438 мужчин и 69 женщин, что составляет 86 и 14% соответственно. Из этих данных мы видим, что подавляющее большинство (более 4/5) умерших от изучаемой причины составляют мужчины.
Оценивая соотношение смертности молодого населения от отравлений алкоголем в городской среде с учетом половой принадлежности было выявлено 307 (88%) случаев смертей мужчин и 41 (12%) женщин, а в сельской местности – 131 (82%) мужчин и 28 (18%) женщин. Тенденция к преимущественно мужской смертности (>80%) от отравлений этанолом сохраняется как в городской, так и в сельской местности, однако в городах она достигает более 88%, а в селе лишь 82%, что свидетельствует о небольшом сдвиге в сторону женской смертности в сельской среде по сравнению с городской местностью.
Что касается населения среднего возраста (45–59 лет), из всех 591 случаев 69% (405 случаев) приходится на городское население и 31% (186 случаев) на сельское. Эти данные сопоставимы с информацией, полученной при анализе смертности населения молодого возраста Челябинской области от отравлений этанолом.
При анализе распределения смертности от отравлений этанолом по половой принадлежности населения в возрасте 45–59 лет 83% (492 случаев) составляют мужчины и 17% (99 случаев) женщины. По данному критерию в сравнении с показателями для лиц молодого возраста в среднем возрасте незначительно снижается доля умерших мужчин и, соответственно, возрастает доля умерших женщин. Однако сохраняется тенденция к преимущественно мужской смертности – более 80%.
При изучении распределения смертности населения среднего возраста по половой принадлежности в городе и селе было выявлено следующее: 84% (339 случаев) смертей мужчин и 16 (66 случаев) смертей женщин в городе; 82% (153 случая) смертей мужчин и 18% (33 случаев) в сельской местности. Полученные данные в городской местности сопоставимы с данными по молодому населению, однако в возрасте 18–44 лет отмечается больший сдвиг в сторону смертности мужского населения (>88%), тогда как в возрасте 45–60 лет лишь 83%. При этом в сельской местности показатели для молодого и среднего возраста оказались идентичны в относительном выражении.
Таким образом, для обеих изучаемых возрастных категорий определена преимущественно мужская смертность от отравлений этанолом (>80% случаев), при этом в группе населения среднего возраста увеличивается доля умерших женщин. Также в городской местности отмечен рост доли смертности мужчин молодого возраста по сравнению с мужчинами среднего возраста и, соответственно, снижение доли умерших женщин молодого возраста по сравнению с женщинами среднего возраста.
При изучении динамики смертности от отравлений этанолом населения Челябинской области проанализированы две возрастные группы (18–44 и 45–59 лет) в сравнении в динамике за 2012–2021 гг. Выявлен тренд на снижение изучаемого показателя смертности для обеих возрастных категорий, наиболее выраженный для среднего возраста (рис. 1). Также обнаруживается всплеск смертности в 2014–2015 гг. для населения как молодого, так и среднего возраста.
Для лиц в возрасте 18–44 лет отмечается тенденция к росту с 2012 по 2015 г. с дальнейшим постепенным снижением к 2020 г. и небольшим ростом к 2021 г. Необходимо отметить, что с 2012 по 2021 г. уровень смертности от отравлений этанолом в этой возрастной группе снизился в 2 раза.
Для населения в возрасте 45–59 лет отсутствуют столь явные тренды, не наблюдается стабильных тенденций к снижению или росту за определенный период, присутствуют постоянные колебания показателей в ту или иную сторону. Исключение составляет период с 2014 по 2017 г., когда после пика смертности отмечается стойкая тенденция к ее снижению.
При анализе отдельно категории сельского (рис. 2) и городского населения (рис. 3) Челябинской области также определяется тенденция к снижению смертности от отравлений алкоголем, более выраженная для среднего возраста.
Рис. 1. Динамика смертности населения в возрасте 18–59 лет Челябинской области от отравлений этанолом за период 2012–2021 гг., чел.
Рис. 2. Динамика смертности сельского населения Челябинской области в возрасте 18–59 лет от отравлений этанолом за 2012–2021 гг., чел.
Рис. 3. Динамика смертности городского населения Челябинской области в возрасте 18–59 лет от отравлений этанолом за 2012–2021 гг., чел.
Для молодого населения городов прослеживаются тенденции, схожие со всем регионом в целом: рост показателей от 2012 к 2015 г. и дальнейшее снижение до 2020 г. Для городского населения среднего возраста отмечается рост с 2012 по 2014 г. с дальнейшим постепенным снижением к 2017 г.; далее происходят колебания в отсутствие определенных трендов к росту или снижению.
При этом для сельского населения от года к году также не наблюдается конкретных тенденций на фоне постоянных колебаний показателей смертности от отравлений этанолом.
В результате анализа смертности населения г. Челябинска выявлен тренд на снижение для среднего возраста и незначительное повышение для молодого возраста (рис. 4). В Челябинске для среднего возраста определяется пик показателя смертности от отравлений этанолом не столько в 2014 г., сколько в 2015-м (максимально) и в 2016 г.
Анализ тенденций смертности в Магнитогорске показал рост для населения 45–60 лет при сохра- нении относительно стабильных показателей для лиц молодого возраста (рис. 5). В Магнитогорске для населения молодого возраста обнаруживается резкий всплеск смертности в 2015 г. и в 2020 г., а для населения среднего возраста – в 2014–2015 гг. и в 2020 г. Так, для Магнитогорска пиковыми стали не только 2014–2015 гг., но и 2020 г.
Далее был проведен анализ с учетом распределения по половой принадлежности.
Так, по Челябинской области в целом для городского населения определяется тренд на снижение смертности от отравлений этаноломдля мужского населения, особенно среднего возраста, и менее выраженный тренд на снижение для женского населения, примерно сопоставимый для молодого и среднего возраста (рис. 6).
Рис. 4. Динамика смертности от отравлений этанолом населения г. Челябинска в возрасте 18–59 лет за период 2012–2021 гг., чел.
Рис. 5. Динамика смертности населения г. Магнитогорска в возрасте 18–59 лет от отравлений этанолом за период 2012–2021 гг., чел.
Рис. 6. Динамика смертности городского населения Челябинской области в возрасте 18–59 лет от отравлений этанолом с учетом распределения по половой принадлежности за 2012–2022 гг., чел.
Рис. 7. Динамика смертности сельского населения Челябинской области в возрасте 18–59 лет от отравлений этанолом с учетом распределения по половой принадлежности за 2012–2021 гг., чел.
В сельской местности был выявлен тренд на снижение как для мужского, так и для женского населения, особенно выраженный для лиц 45–59 лет (рис. 7).
Показатели непосредственно в административном центре Челябинской области – в г. Челябинске демонстрируют уже другие тенденции (рис. 8). Определяется тренд на снижение для мужчин среднего возраста и менее выраженный тренд на снижение для женщин молодого и среднего возраста. При этом выявлена четкая тенденция к росту для мужчин молодого возраста.
В Магнитогорске выявлены новые (иные) тренды: относительно стабильные цифры для мужского населения молодого возраста при вы- раженном росте для мужчин среднего возраста, а также незначительный рост для женщин молодого возраста при незначительном снижении для женщин среднего возраста (рис. 9).
Рис. 8. Динамика смертности населения г. Челябинска в возрасте 18–59 лет от отравлений этанолом с учетом распределения по половой принадлежности за 2012–2021 гг., чел.
Рис. 9. Динамика смертности населения г. Магнитогорска в возрасте 18–59 лет от отравлений этанолом с учетом распределения по половой принадлежности за период 2012–2021 гг., чел.
На каждой диаграмме определяется пик смертности от отравлений этанолом в 2014–2015 гг. При этом в целом отмечается тренд на снижение смертности населения от токсического воздействия этанола, что имеет некоторые специфические особенности для крупных городов, сельской и городской местности, особенно при учете распределения по половой принадлежности на каждой изучаемой территории.
При обнаруженных трендах на снижение смертности от отравлений алкоголем для населения 18–59 лет в Челябинской области определяется тренд на рост такой смертности пожилого населения (60–75 лет) [13].
В дальнейшем будет проводиться оценка уровня смертности от отравлений этанолом населения молодого и среднего возраста в относительном выражении с определением места смертности в общей структуре смертности населения региона от всех причин и в структуре смертности от внешних причин в Челябинской области.
Заключение
В результате проведенного исследования была выявлена четкая тенденция на снижение смертности населения Челябинской области в возрасте 18–59 лет от отравлений этанолом в абсолютном выражении.
В городской и сельской местности выявлен тренд на снижение смертности от отравлений этанолом за период 2012–2021 гг. на 55% для мужского и женского населения. При этом в крупных городах (Челябинск, Магнитогорск) растет смертность мужчин молодого (для г. Челябинска) и среднего (для г. Магнитогорска) возраста, а также увеличивается смертность женщин молодого возраста (в г. Магнитогорске).
На основании полученных данных можно отследить некоторую эффективность существующих превентивных мероприятий, направленных на снижение употребления алкоголя и курения, здоровый образ жизни, популяризацию спорта и т.п., о чем свидетельствует постепенное снижение смертности непосредственно от отравлений этанолом. Однако, учитывая достаточно высокие сохраняющиеся цифры смертности от данной причины, сохраняется актуальность разработки новых и совершенствованияимеющихся организационно-методических мероприятий.
На наш взгляд, необходимо дополнительноекомплексное изучение социально-гигиенических, организационных и медико-психологических факторов риска чрезмерного употребления этанолсодержащих напитков, что должно быть включено в работу первичного амбулаторного звена в рамках превентивных мероприятий.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Ботова Мария Александровна (Mariay A. Botova) – аспирант кафедры общественного здоровьяи здравоохранения, ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко», Москва, Российская Федерация
E-mail:
sme_74@list.ru
https://orcid.org/0000-0003-3421-304X