Социальные гарантии военнослужащих женского пола как объект гигиенического контроля

21 ноября 2023
Вестник_№2_2023
Автор: Цуциев С.А.
Одна из характерных особенностей современных вооруженных сил (далее – ВС) любого государства – это большая численность военнослужащих женского пола, военно-профессиональная принадлежность которых имеет весьма широкий спектр. В ряде государств (США, Израиль и др.) полностью сняты ограничения на военно-профессиональные и карьерные амбиции женщин в погонах [1]. Несмотря на то что причины активного и разнообразного применения женского труда в ратном деле в различных государствах сильно отличаются, большинство государственных руководителей, ученых, исследователей и пр. убеждены: женщина и армия – понятия совместимые [1–3].

Тем не менее военная служба, как и много веков назад, по-прежнему представляет собой особый вид трудовой деятельности, предполагающий повседневное преодоление многочисленных и разнообразных тягот и лишений, вне зависимости от занимаемой должности, воинского звания и половой принадлежности, суть которых сводится к беспрекословности добровольного подчинения воле командира выполнять поставленную боевую задачу в любое время (суток, года) при любых условиях внешней среды (погодных, климатических и пр.), что предполагает высокую вероятность воздействия многочисленных и самых неожиданных опасностей и профессиональных рисков повреждения здоровья, вплоть до гибели. Это логично, так как профессиональная трудовая деятельность по подготовке и непосредственно защите Отечества не приемлет никаких условностей: поставленная командиром боевая задача должна быть выполнена точно и в срок [4].

Вместе с тем биологических особенностей женского организма тоже никто не отменял: давно доказано, что лица женского пола при прочих равных условиях не в состоянии длительно, с одинаковой как у мужчин результативностью, выполнять физическую работу без негативных последствий для своего организма. Достаточно быстро в женском организме развиваются утомление, переутомление и наступает срыв адаптации, что проявляется развитием различных заболеваний, и в первую очередь это касается специфических воспалительных заболеваний органов малого таза. По этой причине государство наделило военнослужащих женского пола, в отличие от военнослужащих-мужчин, целым пакетом дополнительных социальных гарантий. Их цель – сгладить, насколько это возможно, воздействие неблагоприятных факторов ратного труда на женский организм, максимально снизить вероятность наступления профессиональных рисков повреждения здоровья, в том числе репродуктивного. От того, насколько своевременно, точно и адресно будут реализованы эти льготы и компенсации, будет зависеть здоровье призванных исходно здоровыми военнослужащих женского пола. Поэтому вопрос планирования и контроля полноты реализации социальных гарантий этой категории личного состава ВC РФ является актуальной гигиенической задачей, решаемой в формате системы обеспечения безопасности военной службы.

Цель исследования – сбор доказательств наличия в ВC РФ достаточных ресурсов (документарных, людских, инструментально-лабораторных и пр.) для проведения гигиенического контроля полноты реализации социальных гарантий, установленных для военнослужащих женского пола.

В настоящей статье мы не ставили перед собой задачу охватить анализом все актуальные льготы и компенсации для женщин – военнослужащих ВС РФ. Мы решили остановиться на не столь очевидных на первый взгляд гарантиях, имеющих принципиальное значение в прикладном отношении, – от степени их реализации во многом зависят жизнь и здоровье не только женщин в погонах, но и будущих поколений.

Материал и методы

Были изучены и проанализированы основ-ные нормативно-правовые и иные акты федерального, ведомственного уровней, устанавливающие требования к службе войск, безопасности военной службы, гигиеническому нормированию условий труда лиц женского пола. Использованы методы научного анализа и сопоставления исследований.

Результаты и обсуждение

Установлено, что органы военного управления располагают определенными документарными и визуальными методами контроля полноты обеспеченности военнослужащих женского пола социальными гарантиями в ВС РФ. Однако, как оказалось, этого недостаточно: в ряде случаев для обеспечения точности и надежности полученных результатов необходимы инструментальные и лабораторные методы исследований с последующей гигиенической оценкой условий военной службы. В настоящее время медицинская служба войскового звена ВС РФ не располагает ресурсами для проведения таких исследований. Организационные структуры, имеющие в своем составе испытательные лаборатории, также не в состоянии выполнить рассматриваемые задачи, так как они не предназначены для широкомасштабной идентификации опасностей, определения уровня вредных и (или) опасных факторов военной службы с окончательной гигиенической оценкой условий военного труда на всех рабочих местах в воинской части. В результате женщины-военнослужащие, в частности в период беременности и грудного вскармливания, не могут получить точный и надежный вариант временного трудоустройства на рабочие места с безопасными условиями военной службы со всеми вытекающими из этой ситуации негативными последствиями как для женского организма, так и для организма плода.

Все льготы и компенсации, законодательно установленные для военнослужащих-женщин, целесообразно условно разделить на 2 группы. Первая группа включает социальные гарантии, преимущественно направленные на охрану семьи, материнства и детства. Это дополнительный отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком [5, 6], продолжительность которых засчитывается в срок военной службы [6, 7]. При этом сохраняется право на основной отпуск за все время пребывания в дополнительном. Трудно прокомментировать целесообразность названных выше льгот и компенсаций. Полагаем, преимущественно они носят рекламный характер, убедительно демонстрируя привлекательность военной службы в ВС РФ для лиц женского пола. Количество женщин, желающих пополнить ряды ВС РФ, более чем достаточно: численность военнослужащих-женщин в ВС стран мира колеблется от 10,6% (Канада) до 20% (Израиль); в большинстве стран Африки «женская» квота достигает 30% [20]. Контроль реализации такого рода социальных гарантий не предполагает проведения сложных диагностических процедур: достаточно сначала документарной, а потом визуальной (осмотр рабочего места) проверки, но самое главное, эти гарантии имеют весьма отдаленное отношение к системе обеспечения безопасности военной службы для женщин в погонах.

Вторая группа социальных гарантий вызывает, на наш взгляд, больший интерес (см. таблицу).

Социальные гарантии военнослужащих женского пола, реализуемые в формате системы обеспечения безопасности военной службы в ВС РФ


Как видно из данных, приведенных в таблице, все эти льготы и компенсации направлены на минимизацию неблагоприятного воздействия факторов военной службы на женский организм. Методы контроля своевременности и полноты реализации социальных гарантий в своем большинстве не вызывают затруднений, так как не требуют применения сложных методов и методик. Однако есть неожиданные исключения, заслуживающие, на наш взгляд, пристального внимания.

Как известно, военнослужащие-женщины на период беременности и грудного вскармливания приобретают особый статус прохождения военной службы, который заключается в том, что они, во-первых, освобождаются от строевой и физической подготовки, несения нарядов. В этой связи первоначально проверяется наличие соответствующей справки от врача-гинеколога, на основании которой принимаются необходимые решения. В дальнейшем изучению подлежат учетно-отчетные документы и проводится непосредственное посещение занятий на плацу (в спортзале и пр.). В целом, все предельно очевидно и не предполагает проведения дополнительных исследований.

Во-вторых, женщины на этот период временно переводятся на должности (работы), исключающие воздействие вредных и (или) опасных факторов военной службы. Казалось бы, простая  процедура, однако попытки ее практической реализации порождают массу очень непростых вопросов, неправильные (или неточные) ответы на которые могут иметь для военнослужащих-женщин нежелательные последствия. Первоначально необходимо убедиться в том, что замещаемая в настоящее время должность (рабочее место) является источником воздействия на военнослужащего женского пола вредных и (или) опасных факторов военной службы. Если это так, нужно найти в воинской части свободные должности (рабочие места) с безопасными условиями военной службы. В противном случае никаких временных замен осуществлять не надо. Однако получить убедительные (объективные и достоверные, точные и надежные) ответы на эти вопросы только на основании документарной проверки («Перечень воинских должностей, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами женского пола»1) и визуального осмотра рабочего места невозможно, так как нельзя полностью исключить вредного воздействия факторов военного труда на конкретном рабочем месте на женский организм и на организм плода. Необходимо выявить опасности, провести инструментальные (лабораторные) измерения вредных и (или) опасных факторов военного труда на этих рабочих местах с определением их уровней. На основании полученных результатов делается гигиеническая оценка условий военной службы: допустимые условия, вредные или опасные, соответственно. Именно эти результаты должны быть положены в основу решений о целесообразности и необходимости временного перевода беременного военнослужащего женского пола.

Другой аналогичный пример: в нашей стране, как известно, действует система ограничений на применение труда лиц женского пола, принятая на федеральном уровне и получившая распространение на ведомственном практически без изменений, в частности в Министерстве обороны РФ (далее – Минобороны России). Это касается предельно допустимой нормы разового подъема тяжестей (без перемещения), которая для женщин составляет 15,0 кг [8]. Строгое соблюдение этого норматива – главное условие привлечения военнослужащих женского пола к погрузочно-разгрузочным работам. Логично, что объективный и достоверный контроль реализации этой льготы, предполагает инструментальное исследование (весовой метод). В Минобороны России действует также достаточно внушительный перечень работ, должностей и пр., запрещенный к замещению лицами женского пола [9]. Приведенные в этом документе работы, как правило, связаны либо с управлением, либо с обслуживанием различной подвижной техники, что актуально для ВС РФ, так как степень их насыщенности различными образцами вооружения, военной и специальной техники весьма высока.

Еще примеры имеющихся льгот: к военнослужащим-женщинам не может быть применен дисциплинарный арест, а также они не привлекаются к несению караульной службы. Контроль реализации этих гарантий не требует каких-либо сложных методик и пр. Первоначально осуществляется документарная проверка; далее, в случае необходимости, проводится визуальный осмотр.

Полагаем, что вопрос адресности в планировании и реализации контрольных мероприятий за соблюдением социальных льгот и компенсаций, установленных для военнослужащих женского пола, легким не назовешь. Законодательно закрепленные гарантии для начала необходимо знать. Устав внутренней службы ВС РФ [4] предписывает начальнику медицинской службы воинской части (организации) в формате его должностных обязанностей осуществлять контроль за условиями и характером военной службы (размещением, водоснабжением, питанием, условиями ратного труда и пр.) личного состава. Все эти действия осуществляются в формате системы обеспечения безопасности военной службы [4, 11–12]. При этом каких-либо указаний на соблюдение конкретных требований при реализации контрольных мероприятий в зависимости от специфики военной службы отдельных категорий личного состава воинской части мы в этих документах не найдем. Складывается впечатление, что характерных особенностей прохождения военной службы у отдельных категорий военнослужащих нет. Фактически это не так: Руководство по медицинскому обеспечению [13], в частности, предписывает должностным лицам медицинской службы знать и реализовывать особенности лечебно-профилактических мероприятий в отношении отдельных категорий личного состава, в том числе женского пола [13, пп. 88–91]. Детальное изучение обязанностей начальника медицинской службы воинской части показало, что вся его деятельность по этому направлению главным образом сводится к организации медицинского контроля за состоянием здоровья военнослужащих-женщин [10, 13]. Это касается, во-первых, проведения углубленного медицинского обследования, во-вторых, учета беременных военнослужащих женского пола, а в последующем – их направления в соответствующие медицинские организации; в-третьих, организации амбулаторного приема, обследования и лечения военнослужащих женского пола, которые должны проводиться отдельно от военнослужащих мужского пола. Для этого в военно-медицинских подразделениях (частях, организациях) оборудуются отдельные кабинеты, палаты и санузлы [13]. Особое внимание войсковой медицины должно приходиться на период беременности и грудного вскармливания военнослужащих-женщин: они, как уже говорилось выше, освобождаются от несения нарядов, строевой и физической подготовки, а также временно переводятся на работы, исключающие воздействие вредных и (или) опасных факторов военной службы, что является общеизвестным фактом. Однако прикладной аспект этих процедур далее не освещается и механизм контроля их реализации не описан. Порядок гигиенического контроля реализации иных социальных гарантий (см. таблицу) ни в руководстве [13], ни в других руководящих документах Минобороны России, медицинской службы не приводится.

Проведение инструментальных (лабораторных) измерений (исследований) на рабочих местах военнослужащих вообще и женского пола в частности предполагает решение, как оказалось, непростого вопроса о выделении соответствующих ресурсов медицинской службе ВС РФ: аккредитованных лабораторий (с соответствующей разрешительной областью деятельности), экспертов.

Регламент медицинского контроля условий военной службы в воинской части устанавливает старший медицинский начальник в зависимости от санитарно-эпидемической обстановки в зоне ответственности, а также с учетом Перечня инструментальных (лабораторных) измерений, регламентированного Номенклатурой обязательных гигиенических и санитарно-микробиологических исследований [13]. По нашим данным, порядка 90% всех запланированных к реализации в воинской части инструментальных (лабораторных) исследований приходится на гигиенический контроль вопросов организации питания и водоснабжения, и примерно 10% касается размещения военнослужащих (в том числе термометрия воздуха в жилых, служебных и производственных помещениях). В названную выше номенклатуру [13] не вошли интересующие нас вопросы:

  • идентификация и определение уровней вредных и (или) опасных факторов военной службы на рабочих местах военнослужащих, в том числе женского пола;
  • определение массы поднимаемого вручную груза военнослужащими-женщинами [13].
Гигиенический контроль проведения погрузоразгрузочных работ в рассматриваемом случае приобретает особый смысл, так как имеет непосредственное отношение к физическому развитию, физической подготовленности лиц женского пола: на наш взгляд, действующая система отбора военнослужащих в ряды ВС РФ [14] позволяет выявлять физически крепких и выносливых мужчин, а также женщин – физически примерно в 3 раза слабее мужчин [20]. Уже является установленным фактом: у военнослужащих-женщин в процессе прохождения военной службы зачастую наблюдается чрезмерное напряжение функциональных резервов организма, проявляющееся в развитии различных заболеваний. Мнение исследователей различных специальностей едино: у военнослужащих женского пола по сравнению с таковыми мужского пола, а также с гражданским населением имеют место достоверно более высокие уровни общей и первичной заболеваемости, а также госпитализации. Кроме того, установлено, что с увеличением продолжительности военной службы у женщин в погонах нарастает уровень специфических воспалительных заболеваний органов малого таза [1–3, 15].

Применительно к рассматриваемой проблематике медицинская рота имеет большие возможности: в ее организационную структуру входит санитарно-эпидемиологическое отделение (взвод), содержащее гигиеническую и бактериологическую лаборатории. Тем не менее анализ Номенклатуры обязательных гигиенических и санитарно-микробиологических исследований [13] показал, что возможности гигиенической лаборатории ограничены. Разрешенные к исполнению инструментальные (лабораторные) исследования не предполагают полномасштабной идентификации опасностей, определения уровней вредных и (или) опасных факторов военной службы и гигиенической оценки условий военного труда. Подобного рода структуры, имеющие в своем составе испытательные лаборатории, можно найти в соединениях (отдельные медицинские батальоны), объединениях, военных округах (Центры государственного санитарно-эпидемиологического контроля центрального, окружного подчинения) [13, 16]. Однако формат их деятельности ограничен проведением медицинского контроля и государственного санитарно-эпидемиологического контроля (далее – ГСЭК) на объектах зоны ответственности Минобороны России.

ГСЭК, как известно, направлен на обнару-жение и пресечение нарушений санитарно-эпидемиологических требований, устранение их последствий и восстановление правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений [13, 16]. По существу, это выборочный контроль отдельных факторов трудового процесса на отдельных рабочих местах.

В нашем случае необходима плановая и систематическая работа по идентификации опасностей, определению уровней вредных и (или) опасных факторов трудового процесса и итоговой гигиенической оценке условий военной службы. Для решения задач такого рода вполне может подойти модель «Специальная оценка условий труда на рабочих местах» (далее – СОУТ), введенная в действие, как известно, с 01.01.2014 на федеральном уровне [17], которая обязательна, за редким исключением, для всех работодателей и организаций всех форм собственности. Примечательно, что для лиц гражданского персонала ВС РФ процедура СОУТ обязательна. В отношении военнослужащих такой ясности пока достичь не удается, несмотря на то что потребность в ее реализации в формате ВС РФ очевидна.

Что касается социальных гарантий, то во-прос, на наш взгляд, необходимо поставить еще шире и более адресно: результаты гигиенической оценки условий военной службы использовать для принятия решения о назначении (отмене) социальных гарантий в виде дополнительных льгот и компенсаций в связи с прохождением военной службы в особых условиях. Сейчас решение принимается на основании специальных перечней, введенных в действие установленным порядком [18, 19]. Однако проведенные исследования показали, что идентификация особых условий службы не имеет надлежащего научного обоснования и является преимущественно субъективной, основанной на личном опыте и визуальных методах исследования [20]. Реализуя процедуру гигиенической оценки условий военной службы на системной основе органы военного управления Минобороны России получают полную и достоверную информацию о вредных и (или) опасных факторах, профессиональных рисках, социальных гарантиях по каждой воинской должности (виду работ и пр.) применительно к конкретной во- инской части. А это значит, появляется возможность фактически управлять процессом сохранения жизни и здоровья призванных исходно здоровыми военнослужащих женского пола, в частности.

Заключение (выводы и рекомендации)

Таким образом, подводя итог проведенно-му исследованию, мы пришли к заключению: социальные гарантии для военнослужащих женского пола, декларированные в нормативных правовых и иных актах РФ, в прикладном отношении в ВС РФ фактически остаются без объективного гигиенического сопровождения (контроля).

Анализ создавшейся ситуации позволяетсделать следующие выводы:
  • Медицинская служба войскового звена(полк) в настоящее время в состоянии провести документарную проверку и визуальный осмотр рабочего места военнослужащего, в том числе женского пола, что позволяет получить лишь приблизительный ответ, который не соответствует степени важности решаемой задачи.
  • В войсковом звене (полку) ВС РФ давноуже созрела потребность в проведении инструментального контроля условий военной службы лиц женского пола, особенно в период беременности и грудного вскармливания, однако отсутствуют необходимые ресурсы, позволяющие осуществлять объективный и достоверный контроль, в частности необходимости и адекватности временного перевода беременных военнослужащих женского пола на рабочие места с безопасными условиями военной службы.
Вышеперечисленные несостыковки можноуспешно избежать, если реализовать следующие предложения:
  • Расширить формат гигиенического конт-роля – действующие ныне медицинский контроль и ГСЭК сделать частью вновь введенной модели процедуры СОУТ для ВС РФ.
  • Для организации и проведения гигиени-ческой экспертизы условий военной службы военнослужащих на рабочих местах в каждой воинской части выделить необходимые ресурсы, в частности разработать нормативное правовое регулирование, обеспечить инструментально-лабораторную базу, подготовку экспертов по гигиенической оценке условий военной службы, организовать информационное обеспечение и пр.
  • В каждой воинской части сформироватьперечни вредных и (или) опасных факторов военной службы, воинских должностей (рабочих мест, видов работ), связанных с воздействием неблагоприятных факторов военной службы, личного состава части, подверженного воздействию неблагоприятных факторов ратного труда. Эти 3 документа подлежат ежегодной актуализации инструментальными методами контроля.
Это позволит получить исчерпывающие отве-ты на поставленные и многие другие непростые вопросы, которые дают возможность органам военного руководства оперативно управлять системой обеспечения безопасности военной службы с целью сохранения жизни и здоровья исходно призванных здоровыми военнослужащих.



СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Цуциев Сергей Александрович (Sergej A. Tsutsiev) – доктор медицинских наук, старший научный сотрудник, ФГБУ «ГНИИИ ВМ» Минобороны России, Санкт-Петербург, Российская Федерация
E-mail: sdsot@yandex.ru