Креативность по умолчанию относится к профессионально важным качествам врача. Речь идет о стремлении быстро приобретать практические навыки, постоянно учиться, экспериментировать, проявлять инициативу при принятии врачебных решений, абстрактно мыслить и конкретно представлять последствия своих действий. В исследовании, проведенном с 2016 по 2017 г. в 9 медицинских учреждениях США, выявлено, что больницы с наилучшими показателями поощряли вовлечение сотрудников в креативный маркетинг новых программ, отдавали приоритет регулярному практическому обучению персонала, усиленной работе над практическими навыками (еженедельными, ежемесячными, ежеквартальными тренингами). Пассивная дидактика включалась в творческую коммуникацию с помощью подведения итогов работы департаментов, структурированного обзора современной литературы. Позитивные изменения в медицинских учреждениях были связаны с работой команд руководителей, которые выслушивали рационализаторские предложения сотрудников и затем адаптировали управленческие решения к потребностям персонала [1].
Проблема воспитания креативности обсуждалась в исследовании, проведенном в ирландском и бельгийском университетах. Оно включало медицинских работников, инженеров, а также студентов-медиков. Согласно опросу, 7,5% персонала и 25% студентов считают, что каждый студент креативен. Большинство (71%) студентов и 82% персонала не верят, что креативность нельзя развить. Респонденты (91% персонал, 80% студенты) не согласились с тем, что предоставление эффективных методов для решения проблем препятствует творчеству [2]. Значимость креативности в будущей профессиональной деятельности специалистов медицинского профиля актуализирована в психолого-педагогических исследованиях. Выявлены и описаны различия вербальной и образной областей креативности, а также таких ее компонентов, как бег лость, гибкость и оригинальность [3]. 10 лет назад нами было проведено тестирование профессиональной самооценки аспирантов и ординаторов, которое выявило, что способность к активному воображению и абстрактному мышлению блокируется образовательным процессом в медицинском вузе [4]. Пролонгация исследования в последующие годы не показала позитивных изменений в самооценке креативных качеств, что, очевидно, обусловлено существующими жесткими медицинскими стандартами и сосредоточенностью молодых врачей на наработке профессионального опыта [5]. Известно, что нарушение стандартов оказания медицинской помощи рассматривается как врачебная ошибка, в то же время врач в конкретной клинической ситуации должен обойти препятствия на пути оптимизации режима диагностики и лечения, т.е. найти персональные пути маршрутизации, финансирования лечебного процесса, вербализации в отношениях врача и пациента, способы оперативного решения неожиданных профессиональных задач. Соответственно, молодые люди интуитивно ищут возможности наращивания своего креативного потенциала. Для этого необходимо создавать условия: насыщать самостоятельную работу учащихся творческими заданиями [6].
Для дидактической поддержки воспитания креативности при освоении профессии врача мы использовали одну из особенностей врачевания – нарративность.
Нарративное знание возникает из различных рассказов и является описанием жизненного мира. В медицине аналитика успешно сочетается с нарративностью – рассказом, повествованием как свободным художественным размышлением. Врач обязан много писать: нарратив историю болезни расширяет до истории жизни, истории семьи. В то же время профессиональный рост молодого врача, безусловно, связан с совершенствованием мануальных навыков, освоением медицинской техники, необходимых в работе инструментов. Мы задались вопросом «Можно ли использовать нарратив как творческий метод освоения медицинского оборудования?».
Цель – с помощью контент-анализа выявить креативные латентные интенции молодых врачей в работе с инструментами.
Материал и методы
В рамках практикума для ординаторов наслучай временного перевода дисциплины «Педагогика» в дистанционный формат учащимся было предложено пофантазировать: представить себя на месте фиброскана, микроскопа, ларингоскопа и записать свой рассказ или взять интервью, например, у аппарата для ультразвукового исследования (УЗИ). Ординаторы имели право выбора: из 8 предложенных заданий можно было выполнить только 5, притом предложенный нарратив проигнорировать. Обработка данных осуществлялась методом контент-анализа с помощью платформы Microsoft 365 (Office) и сервиса «Антиплагиат» (http://psma.antiplagiat.ru № документа: 883)1.
В качестве единицы анализа рассматривался один нарратив.
Например: «День добрый», «Здравствуйте»,«Какой план на сегодня» – обычные реплики для начала операционного дня. Медсестра собирает меня, проверяет, работает ли лампочка, заряжены ли батарейки, все ли номера клинков у нас есть. Я – ларингоскоп. Проверку прошел, 5 минут, полет нормальный. Меня разобрали обратно, лежу на столике по соседству с коллегами – эндотрахеальная трубка, воздуховод, ларингеальная маска и набор для экстренной коникотомии. Все в сборе, но работать придется сегодня только нам с трубкой, я надеюсь.
Привозят пациента, медсестра осуществляет венозный доступ, подключает инфузию. Анестезиолог уже здесь, опрашивает пациента, когда тот в последний раз употреблял пищу, как спал, рассказывает еще раз, как все будет проходить.
Медсестра уже набрала лекарства, которые попросил доктор: тиопентал натрия, фентанил, рокуроний. Стандартный набор, который чаще всего используется для быстрой последовательной индукции перед интубацией.Фентанил уже введен пациенту. Рубленые отработанные фразы звучат между медсестрой и анестезиологом «Фентанил 0,1 ушел», «Понял», «Приготовь тиопентал». Такая немногословность вызвана не плохим настроением, не неприязнью, не напряженными взаимоотношениями, просто все работает слаженно, как хорошо смазанный механизм. И я тоже готовлюсь к своей минуте славы, уже скоро. Вводится тиопентал, рокуроний. Анестезиолог оксигенирует пациента и пока отвернулся к аппарату, чтобы настроить параметры вентиляции, медсестра отошла к столику, взять нас с трубкой поближе, 90 секунд и будем интубировать.
Пока она несет меня, замечаю красные пятна на груди пациента, расползающиеся от шеи и ниже. Хочется сказать: «Смотрите, посмотрите же, что-то не так», но я могу только светить. Пытаюсь мигнуть лампочкой, не получается. Врач оборачивается и замечает то же, что и я. Уже не до настройки параметров аппарата, кажется, у пациента аллергическая реакция. Пока неизвестно на что, это может быть рокуроний или тиопентал. Да это сейчас и не важно, главное, действовать, а действовать – это значит запротектировать верхние дыхательные пути, провести интубацию, пока это возможно, пока нет отека и пока не сомкнулись отекшие голосовые связки.
Звучит команда «Ларинг оскоп», и я уже готов, клинок уже введен в ротовую полость, отодвигаю выступом распухающий на глазах язык, оказываюсь в валекуле, над надгортанником и свечу изо всех сил, чтобы анестезиолог увидел еще трепещущие голосовые связки, просвет между которыми уменьшается с каждой секундой. Опытные руки быстро хватают эндотрахеальную трубку, даже не глядя, потому что и я, и доктор сейчас сосредоточенны на том, чтобы успеть, не упустить момент. Трубка проходит голосовые связки, манжета раздувается, и тогда я могу уйти, убедившись в том, что мы на месте. Оказываюсь в стороне, но понимаю, что сейчас важнее пациент, важнее ввести кристалловидные растворы, адреналин и ряд других лекарств, чтобы купировать развивающийся анафилактический шок. Моя работа выполнена, пациент будет дышать, не остановится его сердце, не умрет от гипоксии мозг.
Все сделано, все могут выдохнуть, пациент стабилизирован, переводится в реанимацию. Медсестра поднимает меня, обрабатывает и кладет на место к моим коллегам. Как я и надеялся, работать пришлось только нам с интубационной трубкой, хотя впереди еще три операции и закон парных случаев никто не отменял, так что продолжаем светить.
Смысловыми единицами выявления творческого отношения к рабочим инструментам мы посчитали понятия, простые суждения и абзацы текста. Процедура анализа сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы.
В основу системы кодирования заложены частота, направленность, интенсивность и пространство содержания текста.
Частота – подсчет того, что имеет или неимеет место, если да, как часто: сколько участников практикума выбрали творческое задание, какова их доля в общем потоке, сколько нарративов свидетельствует о твердом намерении самостоятельно выполнять задание.
Направленность – указание внутри содер-жания нарратива на принадлежность к творческой парадигме самоактуализации или парадигме социализации новаций.
Интенсивность – это сила или мощь сообще-ния в заданной направленности. Пространство письменного текста измеряется путем подсчета абзацев, по тому или иному разделу исследования.
В ходе анализа были выделены 3 лексико-семантических поля, репрезентирующие концепт «креативность»: творческое мышление, творческая самореализация, творческое внедрение новаций в процесс оказания медицинской помощи. Смысловые единицы творческого мышления выделены на основе тестов Дж. Гилфорда и Е.П. Торренса [7, с. 72–92]. Эмпирический материал нарративов был подвергнут частотному анализу (при n≥5), на основании которого проведен отбор языковых терминов, отражающих суть феномена «креативность» в парадигмах профессионального роста и внедрения новаций в мир повседневности.
Результаты
Частота. В самостоятельной работе в течение 2 лет приняли участие 479 человек, из них творческое задание выбрали 131 (27%). Проверка нарративов сервисом «Антиплагиат» (http://psma.antiplagiat.ru) выявила оригинальность 86,78% при нулевом цитировании и самоцитировании, что свидетельствует о твердом намерении ординаторов самостоятельно выполнять творческую работу.
Направленность – принадлежность 2216 единиц счета к трем исследуемым лексико-семантическим полям понятия «креативность» представлена в таблице, подсчитаны частота и проценты встречаемости смысловых единиц.
Общая характеристика понятия «креативность» по результатам контент-анализа (
n=2216)
Интенсивность. Основанием для оценки интенсивности использования смысловой единицы служат интерпретации, толкования и контексты. Например, характеристика сложности работы с инструментами снижается по мере роста профессионализма (скорости реакции, своевременной анестезии, сокращения до нескольких секунд времени на инвазивные манипуляции) и повышается из-за непреодолимого страха пациента, особенно ребенка. Блокирует креативность «тревожность, злость всех вокруг». «Современные врачи видят себя специалистами, в ходе выполнения своих профессиональных обязанностей сталкивающимися с серьезным стрессом, физическими и эмоциональными нагрузками, которые чаще приводят к межличностному непониманию и конфликтам. Это в свою очередь снижает уровень безопасности и доброжелательности в атмосфере лечебного учреждения – места, в которое люди обращаются за помощью и с надеждой на понимание» [8, с. 28].
В нарративах обнаружены новации формирования комплаентности, поскольку инструменты объективно свидетельствуют, что будет, если врачебные рекомендации по лечению и профилактике соблюдать или не соблюдать. Клинические ситуации: штатные, нештатные, экстренные – работают креативно на профессиональный рост, потому что они трудные, а щекотливые ситуации требуют творческого подхода к пациенту: «Доктор был слишком деликатен и не посмел приложиться ухом к груди юной пациентки. Он проявил находчивость в столь щекотливой ситуации – свернул в трубку листы бумаги и стал слушать через нее. Звук получился более отчетливым, чем при прямом прикладывании уха. Рене Лаэннек ухватился за свою идею, развил ее до деревянной слуховой трубки, которая и стала первым стетоскопом».
В результате контент-анализа интенсивности высказываний зафиксирована специфика феномена креативности в работе с инструментами: с одной стороны, «нет инструмента плохого или хорошего, каждый инструмент дает лучший результат в определенных обстоятельствах и в определенных руках», с другой стороны, если клиническое мышление клиентоориентированно, оно находит выходы даже из безвыходных ситуаций.
Пространство письменного текста состоит из 442 абзацев, из них 374 (84,6%) находится на лексико-семантическом поле, репрезентирующем концепт «креативность» как профессиональный рост, творческая самореализация, 68 (15,3%) описывают творчество как внедрение новаций в процесс оказания медицинской помощи. Контент-анализ пространства нарративов выявил, с одной стороны, стремление ординаторов к детальному изучению тонкостей работы с различными инструментами для повышения своей квалификации, с другой – актуальные возможности использования медицинского оборудования в сложных клинических случаях.
Обсуждение
Частотный анализ понятия «креативность»показал, что распределение смысловых единиц по трем логико-семантических полям не равнозначно (см. таблицу). Относительно небольшая частота использования смысловых единиц раздела «Творческое мышление» (2,25%) определяется содержанием нарративов, в котором когнитивный ресурс присутствовал лишь подспудно. Тем не менее именно на этом поле очевидны драйверы креативности для молодых врачей – быстрота и легкость. Видимо, ординаторы солидарны с авторами книги «Фокусированное управление производством для организаций здравоохранения» в том, что современные управленческие подходы основаны на простоте и здравом смысле: «того, что не является простым, просто не будет» [9, с. 86]. Творчество для молодых востребовано как о берег от запредельной нагрузки: «Легко это сделать можно, – говорят американцы, – а если напрячься – нельзя».
Медицина, апеллируя к «исключительным интересам науки и общества» [10], иногда поощряет агрессивные начинания: достаточно вспомнить злоупотребления, имевшие место при проведении медицинских исследований на людях, внедрение в практику роботов-хирургов при отсутствии доказательств, демонстрирующих улуч-шение результатов лечения пациентов с их использованием, оперативное лечение гендерной дисфории, появление медицинских технологий, разрушающих ценности традиционного брака, тайны зарождения жизни, смысла материнства, старения. Об утратах от амбиций исследователей свидетельствуют инциденты утечек из биологических и химических лабораторий. Однако именно в творчестве человек может испытать и реализовать свои возможности, обеспечить самоидентификацию, стать ученым, квалифицированным врачом. Возможно поэтому «Творчество как самореализация, профессиональный рост» в нашем исследовании на логико-семантическом поле доминирует (58,3%).
Работа в команде (8,07%) понимается как первейшее условие самосовершенствования. Есть желание сказать себе: «Могу!» (3,6%), могу делать «осмотр» (2,79%), владеть «набором инструментов» (3,33%), «диагностировать» (2,26%), «дифференцировать» (2,26%), «искать ответы и решать задачи» (2,62%), осваивать современные методы с помощью «роботов, видео-капсул, зеркал, мониторов, пистолетов» (5,91%), «рассматривать, визуализировать изображения» (1,36%), распространять эффективные технологии (1,4%), «точно ориентироваться в показателях» (1,8%). Вместе с тем следует «соблюдать нормы, опираясь на основы» (2,48%), «совершенствовать навыки, развиваться, получая опыт, проходя специализации» (3,38%).
В конце рейтинга – смысловые единицы тревоги: «на самом деле нужны защита, терпение, помощники, реальные возможности» (3,85%). Это объяснимо. В недавно проведенном метаанализе депрессия зафиксирована у 28,8% врачей-ординаторов, причем смертность от самоубийств среди врачей выше, чем среди населения в целом [11].
Творчество в медицине не ограничено профессиональным ростом, овладением прорывными технологиями, оно также реализуется в парадигме сопряженности креативности врача с жизненным миром пациентов. В этом смысле интересны размышления специалистов о перспективах развития в малоинвазивной хирургии. Они считают, если роботы будут экономически эффективны (дополнят, а потом и заменят людей для решения технически сложных задач), если найдутся решения этических проблем (возложение на робототехнику ответственности за ошибки, согласование протоколов лечения с ценностями пациента), если искусственный интеллект позволит хирургам тратить меньше времени на сбор и анализ данных, то может появиться «больше времени на взаимодействие с пациентами и уделение внимания срочным, критическим (потенциально более ценным) аспектам ухода за ними» [12].
Именно этому в нашем исследовании отведено поле «Творчество как ответственность за внедрение новаций» (39,44%). Здесь креативность, по данным контент-анализа, требуется прежде всего «для снятия боли и устранения дискомфорта» (7,1%), сокращения времени на решение проблем пациента (4,7%). Также нужно преодолевать «сложности» (1,7%), учитывать «чувства мужчин, женщин и детей» (4,72%), искать выходы из безвыходных «ситуаций» (1,3%), «ответы на все вопросы» (3,3%), просчитывать «риски осложнений» (1,67%), вместе с пациентами преодолевать «страх» (0,77%), выслушивать их «истории» (0,58%), обеспечивать «безопасность, неинвазивность процедур» (1,13%), «нагрузку, с которой можно справиться» (0,72%), «удобство» (0,67%), давать «совет для каждого» (0,67%). Добросердечность (11,47%) посчитана нами как сумма 7 смысловых единиц анализа: «добро», «люблю», «желаю», «спасибо», «приятно», «очень важно для людей», «Ура!».
Выводы
1. Творческая активность человека реализуется в двух парадигмах: либо субъект подчиняет объект своим целям, либо связывает творчество с ответственностью за внедрение новаций в жизнь [13, с. 43–44]. Креативные способности молодых врачей одновременно реализуются и в медицине высоких технологий, и в стремлении улучшать качество жизни пациентов. В результате обработки данных контент-анализа выявлено, что камертоном принятия решений для молодых врачей являются скорость, работав команде, комфортность оказания медицинской помощи. Эмоциональный интеллект ординаторов развивается за счет клиентоориентированности клинического мышления.
2. На основе проведенного исследования даны рекомендации по дидактическому сопровождению воспитания креативности будущих специалистов: работать быстро, не спеша; искать комфортные для пациента решения, не упрощая клинические ситуации; подчиняться и выполнять команды в команде, постепенно обретая свой голос при принятии решений.
3. Контент-анализ выявил перспективные, не эксплицированные в нарративах направления развития креативных способностей ординаторов: работа над врачебными ошибками, внедрение в повседневные практики россиян пациентских навыков самообслуживания с использованием цифровых технологий.
1 Начало загрузки: 02.03.2023, 12:04:36. Длительность загрузки: 00:00:34. Имя исходного файла: инструменты.docx. Название документа: инструменты. Размер текста: 296 кб. Символов в тексте: 303 572. Слов в тексте: 41 754. Число предложений: 3759. Совпадения: 13,22%. Самоцитирования: 0%. Цитирования: 0%. Оригинальность: 86,78%.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Ягодина Анна Юрьевна (Anna Yu. Yagodina) – кандидат медицинских наук, доцент кафедры фило-софии, ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России, Пермь, Российская Федерация
E-mail: annayagodina@rambler.ru
https://orcid.org/0000-0001-6498-9346
Серова Ирина Анатольевна (Irina A. Serova) – доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии, ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России, Пермь, Российская Федерация
E-mail: irinaserova55@mail.ru
https://orcid.org/0000-0002-6896-0505