1. Введение
На заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам 21 декабря 2023 г. Президент РФ В.В. Путин поставил перед правительством задачу разработать 5-летний прогноз кадровой потребности экономики в разрезе отраслей и профессиональных квалификаций с учетом состояния рынка труда
1. Этот прогноз должен учитываться при установлении контрольных цифр приема в техникумы, колледжи и вузы, а также при формировании программ профессиональной переподготовки. Исходя из этой задачи следует выстраивать и вектор развития системы медицинского образования на среднесрочную перспективу.
Для формирования политики развития медицинского образования на среднесрочную перспективу сначала необходимо
провести оценку его состояния и деятельности сегодня,
спрогнозировать потребности здравоохранения в структуре и квалификации медицинских кадров, затем выстроить научно обоснованную программу
совершенствования высшего профессионального медицинского образования (ВО) и дополнительного профессионального образования (ДПО). От успешности этой программы зависят результаты деятельности системы здравоохранения на ближайшие десятилетия.
Состояние и деятельность системы образования зависят от внутренних условий, внешних воздействий и потребностей рынка труда в здравоохранении, как текущих, так и перспективных. К внутренним условиям относятся кадровая, финансовая, инфраструктурная, информационная обеспеченность, сроки обучения, структура и объем образовательной программы. К внешним воздействиям – ускоренное появление новых знаний (увеличение объемов медицинской информации на 40% ежегодно
2) и внедрение цифровых технологий. Вследствие этих воздействий встают вопросы периодичности обновления учебных программ, необходимости своевременного повышения квалификации педагогических кадров и разработки печатных и электронных информационно-образовательных ресурсов, внедрения новых образовательных технологий и форм представления медицинских знаний. Об этом мы писали в предыдущих работах [1]. Текущие потребности системы здравоохранения определяются дефицитом медицинских кадров
3 и необходимостью повышения их квалификации [2]. Перспективные потребности системы здравоохранения в кадрах прогнозируются на основании трендов в развитии медицинских технологий, демографических процессов, конкуренции с другими отраслями по условиям труда и привлекательности профессии.
Очевидно, что для принятия обоснованных решений по развитию системы образования необходимы качественные научные исследования. На этом акцентировала внимание Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в рекомендациях по «Трансформации и расширению масштабов медицинского образования» (
Transforming and scaling up health professionals’ education and training: World Health Organization guidelines, 2013) [3].
При проведении исследований в сфере медицинского образования мы обратили внимание, что в открытых источниках информации (журналы по медицинскому образованию и отдельным медицинским специальностям) практически нет работ, посвященных прогнозам потребности в медицинских кадрах (количество, структура и уровень квалификации), положению педагогических работников в системе медицинского образования (трудовая нагрузка, показатели оценки деятельности), финансовому и материально-техническому обеспечению медицинских вузов, развитию библиотечного дела. Например, в части положения педагогических работников нам удалось найти
только 2 публикации ВШЭ по опросам преподавателей, но они касались вузов всех направлений [4, 5]. И это при том, что средняя оплата труда профессорско-преподавательского состава медицинских вузов равна оплате труда практикующих врачей и в сопоставимых показателях
в 2,5 раза ниже, чем в советское время (1957 г.), кроме того, имеются существенные различия в ее значениях в разных регионах РФ [2].
Следует отметить, что за рубежом публикуется много обзоров литературы о медицинском образовании. Это традиционные литературные обзоры, обзоры предметного поля и систематические обзоры. По данным L. Maggio и соавт. (США, 2021 г.), за последние 20 лет зарубежными авторами в области медицинского образования были опубликованы
341 систематический обзор и 88 обзоров предметного поля [6]. Темы этих публикаций охватывали самый разнообразный круг вопросов: применение современных технологий, психологическое состояние студентов, улучшение качества образования и др.
Для справки: обзор предметного поля – это изучение публикаций (их количества, тематики, содержания, выводов) по выбранной широкой теме. Этот вид обзора применяется для определения пробелов в научных исследованиях. От традиционного обзора литературы он отличается наличием методологии, которая подразумевает систематизацию статей по установленным критериям. Как правило, обзор предметного поля предшествует систематическому обзору. Систематический обзор обычно проводится по более узкой теме, чем обзор предметного поля, отвечая на конкретный исследовательский вопрос. Он анализирует научные статьи, выполненные по определенной методологии, оценивает качество исследований и обоснованность выводов каждого из них [7–10].
Согласно исследованию T. Marshall (Великобритания, 2019 г.), около 80% опубликованных научных работ в области медицинского образования проведены преимущественно учеными из 4 стран: США, Великобритания, Австралия и Канада [11]. Однако в последние годы стали появляться качественные научные исследования из стран со средним уровнем доходов. Так, в 2023 г. в Иране A. Poursheikhali и соавт. сделали обзор литературы о трендах развития медицинского образования в мире, на основании чего дали рекомендации для своей страны. Обзор был дополнен интервью с различными экспертами в области медицинского образования Ирана: с сотрудниками регуляторных органов, руководителями университетов и профессиональных сообществ, медицинскими специалистами [12]. В вышеназванной статье подчеркнуто, что система образования должна адаптироваться и развиваться исходя из меняющихся внешних и внутренних условий (внедрение новых технологий, демографические процессы и потребности системы здравоохранения). В 2022 г. V. Kandi из Индии опубликовал работу о переосмыслении роли преподавателей медицинских вузов в связи с накопившимися проблемами в этой сфере, среди них – появление «псевдописателей», пишущих научные работы за преподавателей, и «псевдовузов» (когда преподаватели одного вуза одновременно представляют свою и другую организацию) [13]. В 2023 г. L.J. Jensen также из Индии опубликовали обзор предметного поля в области применения цифровых технологий в образовании врачей, где подчеркиваются наличие таких методологических проблем, как отсутствие сравнения новых технологий с традиционными методами обучения, использование только количественных методов исследования и недостаточный объем материалов для анализа [14].
В настоящем исследовании мы поставили целью изучить количество, направленность и основные выводы научных публикаций (научных статей, аналитических и статистических работ) о системе медицинского образования РФ за период 2010–2023 гг.
2. Цель и задачи
Цель – сформировать рекомендации для развития медицинского образования РФ и определить темы для дальнейших научных исследований в этой области на основе изучения научных публикаций за период 2010–2023 гг.
Задачи:
- Сформировать классификатор для распределения статей по темам (разделам) и определить последовательность анализа статей предметного поля – «система высшего медицинского образования РФ».
- Провести поиск, отбор и анализ распределения статей по темам, сравнить полученные результаты с развитыми странами.
- Провести анализ содержания части публикаций, обобщить их результаты и выводы, сравнить полученные результаты с развитыми странами.
- Сформировать выводы и рекомендации по развитию медицинского образования в РФ и темам для дальнейших научных исследований в этой области.
3. Материал и методы
Источники информации. В анализ были взяты обзорные и оригинальные исследования, опубликованные в научных журналах, а также статистические и аналитические отчеты государственных органов власти в сфере здравоохранения, профессиональных ассоциаций врачей и медицинских преподавателей. Выборка публикаций проводилась с 2010 по 2023 г.
Поисковые слова: высшее медицинское образование, управление высшим медицинским образованием, развитие медицинского образования, финансирование высшего медицинского образования, кадровое обеспечение высшего медицинского образования, планирование потребностей в медицинских кадрах, материально-техническое обеспечение высшего медицинского образования, учебно-методическое обеспечение высшего медицинского образования, образовательные технологии, психология медицинского образования.
Журналы, информационные базы и поисковые системы:
-
Журнал «Медицинское образование и профессиональное развитие», издается с 2010 г. 4 раза в год при поддержке Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России. С 2015 г. входит в Перечень ведущих рецензируемых журналов и изданий, которые рекомендованы ВАК4.
-
Журнал «Медицинское образование и вузовская наука», издавался с 2012 по 2019 г. Первым Московским государственным медицинским университетом им. И.М. Сеченова под руководством Координационного совета в области образования «Здравоохранение и медицинские науки»5.
-
Журнал «Виртуальные технологии в медицине», издается с 2008 г. 4 раза в год общероссийской общественной организацией «Российское общество симуляционного обучения в медицине», РОСОМЕД6. Не входит в Перечень ВАК.
- Журнал «Медицинское образование сегодня», выходит с 2018 г. 4 раза в год. Учредитель – ФГБОУ ВО «Кировский государственный медицинский университет» Минздрава России7. Не входит в Перечень ВАК.
- Журнал «Непрерывное медицинское образование и наука», выходит с 2003 г. 4 раза в год. Учредитель – ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России8. Не входит в Перечень ВАК.
- Google Академия (Scholar) – поисковая система академической литературы, которая объединяет базы данных научных статей: «Российский индекс научного цитирования» (РИНЦ, elibrary.ru), «Кибер-Ленинка» (cyberleninka.ru)9.
- Яндекс.поиск для нахождения статей и отчетов по отдельным темам, не вошедших в Google Академию.
- База данных PubMed, Google Scholar для поиска литературы на английском языке.
Методология исследования строилась по принципу «обзор предметного поля» (scoping review) [8–10]. Это подразумевает системный поиск публикаций по определенной теме и их систематизацию
(подробно классификатор для анализа статей по темам и этапы исследования изложены в результатах задачи 1, разделы 4.1.2 и 4.1.3).
4. Результаты
4.1. Формирование классификатора для разбивки статей по темам и определение последовательности анализа предметного поля: «высшее медицинское образование РФ» (задача 1)
4.1.1. Подходы к классификации научных статей за рубежом
Существует множество рубрик (тем), по которым можно описывать систему медицинского образования. Например, в рекомендациях ВОЗ 2013 г. выделены следующие 5 разделов [3]:
-
учреждения для получения медицинского образования (еducation and training institutions);
- аккредитация специалистов и регулирование (accreditation and regulation);
- финансирование и устойчивость (financing and sustainability);
- мониторинг, внедрение новых технологий и оценка деятельности (monitoring, implementation and evaluation);
- руководство и планирование (governance and planning).
В 2012 г. J. Rotgans (США) опубликовал обзор публикаций по медицинскому образованию за последние 20 лет, в котором выделил 29 тем для изучения медицинского образования, приводим некоторые из них [15]:
-
экзамены и оценка студентов (Student assessment & evaluation);
-
обучение клиническим навыкам (Clinical skills training);
-
клиническая подготовка (Clinical clerkships);
-
проблемно-ориентированное обучение (Problem-based learning);
-
обучение в группах (Community-based training);
-
оценка клинических навыков и компетенций (Clinical competence assessment);
-
обучение навыкам коммуникации (Communication skills training);
- безопасность пациентов (Patient safety), что подразумевает изучение возможных угроз безопасности пациентов при прохождении студентами клинической практики.
4.1.2. Принятый авторами классификатор для сортировки статей
За основу классификации научных статей по медицинскому образованию нами были приняты стандартные подходы к анализу сложных систем, а именно разделы: управление, финансирование, материально-техническое и кадровое обеспечение, процессы, психология взаимоотношений. Мы также использовали понятия, принятые в российской нормативно правовой базе по образованию:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 04.08.2023), Письмо Минобрнауки России от 02.05.2023 № МН-5/169012 «О разработке ФГОС ВО нового поколения». Схематично структура анализа представлена на рис. 1. Всего по теме «высшее медицинское образование» сформировано 8 разделов (тем), каждый с несколькими подтемами. В 9-м пункте собраны темы, относящиеся к другим видам медицинского образования.
1. Управление:
- государственное регулирование и нормативно-правовая база – НПА (ФГОС, ФУМО, профессиональные стандарты, образовательные программы и др.);
- стратегическое развитие – средне- и долгосрочное планирование;
- оперативное управление;
- обеспечение и контроль качества медицинского образования;
- аккредитация;
- прогнозирование потребности в медицинских кадрах и их квалификации.
2. Финансовое обеспечение:
- базовые нормативы затрат и коэффициенты;
- план ФХД;
- структура бюджета доходов и расходов.
Рис. 1. Классификация для анализа публикаций по теме «Высшее медицинское образование в РФ»
3. Учебный процесс и научно-методическая деятельность:
- структура, объем и содержание образовательной программы;
- профессиональные компетенции;
- результаты освоения программы и оценка;
- факультативные модули;
- научная деятельность студентов;
- учебная и производственная практика.
4. Образовательные технологии:
- дистанционные;
- симуляционные;
- геймификация;
- обучение в группах.
5. Обеспечение педагогическими кадрами (нормативы/требования и фактическое состояние):
- обеспеченность;
- трудовая нагрузка;
- оплата труда;
- уровень квалификации;
- система оценки преподавателей.
6. Материально-техническое обеспечение (нормативы/требования и фактическое состояние):
- помещения и клинически е базы;
- технические средства обучения;
- ИТ-обеспечение.
Рис. 2. Последовательность поиска, отбора и анализа содержания научных публикаций
7. Учебно-методическое обеспечение и библиотеки:
- информационно-образовательные ресурсы;
- профессиональные базы данных;
- обеспеченность библиотекарями;
- организация библиотечного пространства.
8. Психология образования:
- мотивация студентов;
- выгорание;
- самооценка студентов;
- психологические типы студентов.
9. Дополнительные темы, относящиеся к другим видам медицинского образования:
- среднее профессиональное медицинское образование;
- фармацевтическое образование;
- дополнительное профессиональное образование.
4.1.3. Последовательность поиска, отбора и анализа содержания статей
Выделено 3 этапа анализа (рис. 2):
1. Поиск и отбор статей. Поиск статей проводился по словосочетанию «высшее медицинское образование в РФ» в следующей последовательности: журналы, затем Google Академия и Яндекс.поиск. Поисковые системы использовались для нахождения статей по темам, которые не встречались в специализированных журналах, для этого использовались более специфичные словосочетания из классификатора. Всего было найдено
18 524 статей.
Затем из найденного пула публикаций было исключено 15 912 статей, опубликованных до 2010 г., а также статьи из стран СНГ, дубликаты и не относящиеся к медицинскому образованию. В результате осталось
2612 научных статей.
2. Распределение статей по разделам классификатора. Для этого анализировалась репрезентативная выборка статей: все отобранные на первом этапе статьи из специализированных журналов «Медицинское образование и профессиональное развитие» с 2018 по 2023 г. и «Медицинское образование и вузовская наука» с 2018 по 2019 г. (с осени 2019 г. журнал не издается). Всего было просмотрено и проклассифицировано
332 статьи.
3. Полнотекстовый анализ статей для оценки методов исследования, их результатов и выводов. По итогам группировки оказалось, что по разделам классификации статьи распределены крайне неравномерно. По широко представленным темам (учебный процесс и научно-методическая деятельность, образовательные технологии в медицинском образовании) мы выбирали только отдельные статьи за последние 2–3 года, стараясь исключать схожие по выводам. В основном это публикации из специализированных журналов. По темам, которые представлены небольшим количеством статей, мы отбирали из более широкого периода времени – 2010–2023 гг. Это в основном научные работы, найденные в поисковых системах, которые отобраны на первом этапе. В результате для полнотекстового анализа отобрано
55 статей. Для анализа содержания этих публикаций сформированы 4 таблицы, объединившие несколько ключевых разделов классификатора:
-
управление и финансирование медицинского образования (20 статей);
- учебный процесс и научно-методическая деятельность, образовательные технологии в медицинском образовании (20 статей);
- кадровое, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение медицинского образования (10 статей);
- психология медицинского образования (5 статей).
По темам 3 и 4 найдено мало статей, поэтому в полнотекстовый анализ включено всего 10 и 5 статей соответственно. В каждой таблице материал разбит на следующие рубрики: подтема, год публикации, первый автор, регион, название статьи, методы; масштаб исследования, главные выводы и заключение, ссылка. Содержание рубрик «методы» и «главные выводы» отличается от оригинального текста статей, так как оно сокращено и унифицировано авторами настоящей статьи для облегчения восприятия материала.
4.2. Поиск и отбор статей, распределение их по темам (задача 2)
4.2.1 Поиск и отбор статей
Количество статей в разрезе специализированных журналов по медицинскому образованию приведено по поиску сайта РИНЦ (elibrary.ru), где представлены метрики научных журналов в РФ, ключевая фраза «высшее медицинское образование в РФ». Всего в 3 журналах («Медицинское образование и профессиональное развитие», «Виртуальные технологии в медицине», «Медицинское образование и вузовская наука») вышли
2324 статьи. Журналы «Медицинское образование сегодня» и «Непрерывное медицинское образование и наука» из дальнейшего анализа исключены, так как они оказались посвящены не медицинскому образованию, а другим вопросам медицинской науки и здравоохранения. После отбора (см. раздел 4.1.3) осталось
332 научные статьи из специализированных журналов. Как указано выше, уже на первом этапе исследования стало очевидно, что большинство журнальных статей посвящены образовательным технологиям, учебной и научно-методической деятельности медицинских вузов. В этой связи мы продолжили поиск публикаций по другим темам в Google Академия и Яндекс.поиск.
Сначала поиск в Google Академия осуществлялся по ключевой фразе «высшее медицинское образование в РФ», он дал 15 600 источников. Из них большинство посвящено не медицинскому образованию, а высшему образованию в целом, поэтому они исключены из анализа. Далее поиск в Google Академии проводился по более специфичным ключевым фразам, таким как «финансирование высшего медицинского образования», «качество высшего медицинского образования» и др. В результате поиска найдены статьи, опубликованные как в вышеназванных журналах, так и в других источниках.
После исключения дублей и публикаций не по теме высшего медицинского образования осталось
278 научных статей. Среди них следующие содержательные публикации: Эккерт Н.В. «Проблемы развития российской законодательной базы и нормативно-правового регулирования в области дистанционных образовательных технологий в системе высшего медицинского образования» (
2016 г., журнал «Социальные аспекты здоровья населения») [16]; Семенова Т.В. «Итоги и успехи аккредитации специалистов в обеспечении системы здравоохранения квалифицированными медицинскими кадрами» (
2020 г., журнал «Медицина и организация здравоохранения») [17]; Литвинова Т.М. «Медицинское образование в России: векторы перезагрузки в условиях пандемии» (
2021 г., журнал «Национальное здравоохранение») [18].
Дополнительным источником информации по исследованиям в области управления медицинским образованием, а также по другим темам, отсутствующим в журналах и Google Академия, стал Яндекс.поиск, где было найдено 70 статей, из них отобрано 10. Следует отметить, что через Яндекс.поиск найдена единственная статья, посвященная развитию научных библиотек медицинских вузов (
Безродная Л.В. Роль научных медицинских библиотек в непрерывном образовании врачей, 2011 г.) [19].
4.2.2. Группировка статей по темам классификатора
Для сортировки по темам классификатора взята выборка 332 статей из двух специализированных журналов по медицинскому образованию –
«Медицинское образование и профессиональное развитие», «Медицинское образование и вузовская наука». Практически все статьи из журнала «Виртуальные технологии в медицине» посвящены применению симуляционных образовательных технологий в медицинском образовании, поэтому для целей классификации по темам этот журнал исключен. Распределение статей по 8 темам классификатора представлено на рис. 3. Видно, что большая часть статей
(39%) посвящена учебному процессу и научно-методической деятельности медицинских вузов. Далее следует тема образовательных технологий, по которой опубликовано
19% статей, по психологии медицинского образования найдено
13% статей. Незначительное количество статей посвящено следующим темам высшего медицинского образования: управлению –
6,3%, кадровому обеспечению –
2,5%, учебно-методическому обеспечению –
1,2%. Только в
одной статье изучается вопрос материально-технического обеспечения вузов. По дополнительным темам (
постдипломное образование, сестринское и фармацевтическое образование) в названных журналах опубликовано 19% статей. Без учета этих дополнительных тем, первые два раздела занимают около 70% в структуре публикаций в области высшего медицинского образования. Далее следуют вопросы психологии образования (16%). Ни в специализированных журналах, ни в поисковых системах не найдено ни одной статьи по прогнозированию потребности в медицинских кадрах, средне- и долгосрочному стратегическому планированию развития медицинских вузов, а также финансированию высшего медицинского образования с количественной оценкой данных.
4.2.3. Анализ структуры публикаций по вопросам высшего медицинского образования за рубежом
На английском языке за период 2010–2023 гг. в Google Scholar словосочетанию «высшее медицинское образование» («high medical education») количество статей составило 5 750 000, т.е. за аналогичный период доля российских исследований при поиске через Google Академия составила около 0,3%10 от общего числа исследований на русском и английском языках.
Рис. 3. Распределение статей журнала «Медицинское образование и профессиональное развитие» и «Медицинское образование и вузовская наука» по разделам классификатора
На английском языке выпускается много научных журналов, посвященных исследованиям в области медицинского образования. L. Maggio в своем исследовании упоминает 14 между-
народных журналов, посвященных этой теме [6]. Перечислим главные из них:
- Академическая медицина (Academic Medicine), выпускается в США 12 раз в год; учредителем является Американская ассоциация медицинских колледжей (вузов)11. В журнале освещаются вопросы академического образования, развития наукив университетах, информационных технологий, развития сотрудничества между университетами.
- Медицинское образование (Medical Education), выпускается в США 12 раз в год. Журнал издается издательством Wiley и Ассоциацией по изучению медицинского образования (The Association for the Study of Medical Education)12. Журнал изучает вопросы оперативного и страте- гического развития медицинского образования.
- Достижения в преподавании наук о здоровье (Advances in Health Sciences Education), выпускается в Канаде 5 раз в год издательством Springer13.
- Преподаватель в медицине (Medical Science Educator), издается 6 раз в год издательством Springer, учредитель – Международная ассоциация преподавателей в медицине (International Association of Medical Science Educators)14.
- Журнал серии «Биомед» по медицинскому образованию (BMC Medical Education), издается онлайн-издательством Springer. Специализируется на вопросах развития программы обучения, оценки качества обучения и потребностях образовательного процесса)15.
- Медицинский преподаватель (Medical Teacher: An International Journal of Education in the Health Sciences), выпускается 12 раз в год онлайн издательством Taylor & Francis16.
- Обучение и преподавание в медицине (Teaching and Learning in Medicine), издается онлайн 5 раз в год; издательство Taylor & Francis Online17.
- Портал по медицинскому образованию (MedEdPORTAL: The Journal of Teaching and Learning Resources), открытый интернет-ресурс по образованию Ассоциации американских медицинских колледжей (AAMC)18.
Несколько журналов в сфере медицинского образования посвящено исследованиям развития медицинских библиотек, они описаны в предыдущей публикации [1]. Кроме того, Американская ассоциация медицинских колледжей
(вузов) проводит исследования и публикует отчеты по системному анализу медицинских образовательных организаций. В частности, в отчете 2022 г. «Экономическая значимость медицинских вузов и клиник» говорится о высоком позитивном влиянии медицинских вузов на экономику США (“Economic Impact of AAMC Medical Schools and Teaching Hospitals”)
19.
4.3. Анализ содержания части публикаций, обобщение их результатов и выводов (задача 3)
Для анализа содержания научных статей о высшем медицинском образовании в РФ нами отобрано 55 научных статей, которые разбиты на 4 таблицы по укрупненным разделам классификатора (принципы отбора статей, перечень таблиц и их рубрики представлены в разделе 4.1.3).
Управление и финансирование высшего медицинского образования (20 статей):
- Распределение по подтемам: 7 статей посвящено вопросам оперативного управления, 5 – НПА, 4 – управлению качеством образования, 4 – аккредитации. Не найдены исследования по прогнозированию потребностей здравоохранения в медицинских кадрах, средне- и долгосрочному планированию развития высшего медицинского образования, финансированию высшего медицинского образования и планированию затрат вуза с количественными оценками.
- Распределение по географии: больше всего статей исследователей из Москвы и Санкт-Петербурга (5 и 4 соответственно), по одной статье – из республик Татарстан, Якутия и Мордовия, Приморского и Краснодарского краев, Курской, Иркутской, Ростовской, Смоленской, Самарской и Свердловской областей.
- Масштаб исследования: больше всего исследований (14 статей) касается РФ в целом, в 4 анализируется опыт одного вуза, в двух сочетаются общие данные и материалы одного вуза. Только в двух статьях по качеству образования (Буханова Н.В., 2014.; Малов И.В., 2010) приведено сравнение с зарубежными странами [20, 21].
- Методы анализа: чаще всего используются анализ нормативной документации и анализ опыта вуза. Мало используются такие методы, как прогнозирование, анкетирование, сравнение с другими вузами РФ и других стран. Не используются такие методы, как фокус-группы и метод Дельфи (многоэтапные интервью с экспертами), которые позволяют выявить мнение людей о реальных проблемах и тенденциях.
- Основные выводы: авторы указывают на успешный опыт внедрения процедуры аккредитации. В нескольких работах по оперативному управлению (Балахонов А.В., 2020; Пешев Л.П., 2017; Дьяченко В.Н., 2017) [22–24] подчеркивается недостаточное финансирование медицинского образования. Однако в этом и в ряде других исследований отсутствуют количественные показатели, что снижает обоснованность выводов. Во многих статьях не приведены рекомендации по внедрению результатов исследования.
- Наиболее содержательные исследования. Это статьи Т.В. Семеновой (2020 г.) «Итоги и успехи аккредитации специалистов в обеспечении системы здравоохранения квалифицированными медицинскими кадрами», О.Н. Тропининой (2020 г.) «Характеристика системы нормативных актов в сфере подготовки медицинских кадров», В.Г. Дьяченко (2017 г.) «Стандартизация высшего медицинского образования, производственный контекст» [17, 25, 24].
- Зарубежные публикации по теме. За рубежом исследования по разделу «управление и финансирование медицинского образования» отличает масштабный анализ литературы, проведение многоэтапных интервью с экспертами, прогнозирование тенденций развития. Например, в 2022 г. иранские исследователи N. Abbasi Abianeh и соавт. выпустили статью «Глобальные перспективы тенденций высшего медицинского образования» (Global perspectives on trends in health higher education), где исследованы общие тенденции и факторы, влияющие на развитие медицинского образования (социальные, технологические, экономические, экологические, политические и ценностные). Учеными проведен серьезный обзор литературы (210 источников) и опрос экспертов [26]. Также регулярно за рубежом публикуются работы по теме финансирования медицинского образования. В 2013 г. в Великобритании D. Jacres и соавт. подготовили статью о необходимости большей прозрачности данных о финансировании медицинского образования как в целом по стране, так и в разрезе отдельных вузов [27]. В 2014 г. в США Национальной академией медицины (National Academy of Medicine) опубликовано исследование (233 с.) о финансировании ординатуры, в котором подчеркивается необходимость учета потребностей здравоохранения в отдельных специалистах, в том числе по штатам, а также необходимость достаточного финансирования20.
Учебный процесс, научно-методическая деятельность и образовательные технологии в медицинском образовании (20 статей):
- Распределение по подтемам: 4 статьи посвящены анализу структуры и содержания образовательной программы, 4 – результатам освоения программ, 4 – симуляционным технологиям, 2 – факультативным модулям, 2 – профессиональным компетенциям, 2 – геймификации, по одной статье – внедрению дистанционных технологий и производственной практике. Исследуются разнообразные темы: дистанционное образование; планирование, проведение и оценка результатов экзаменов; обучение навыкам коммуникации; применение симуляционных технологий; проведение олимпиад; внедрение наставничества; организация студенческих научных кружков. Не встретились исследования по безопасности медицинской деятельности студентов во время производственной практики; по трудоустройству и карьере выпускников; по изучению оптимального размера студенческих групп; по оценке влияния медицинского образования на результаты лечения пациентов.
- Распределение по географии: больше всего статей от исследователей из Москвы и Санкт-Петербурга (6 и 3 соответственно), 2 – из Свердловской области, по одной статье – из Приморского и Красноярского краев, Курской, Архангельской, Рязанской, Оренбургской, Омской, Нижегородской и Ростовской областей.
- Методы анализа: чаще всего используются методы обобщения собственного опыта и опросы студентов. Не используется такие методы, как проведение фокус-групп с преподавателями, глубинные интервью, сравнение новых образовательных технологий с традиционными путем проведения контролируемых исследований.
- Основные выводы. По теме учебной и научно-методической работы сделаны выводы о положительных сторонах внедрения новых программ и методик, среди них: программа по академическому письму (Грибкова И.В., 2023) [28], студенческие олимпиады, организация научных кружков и неформальное наставничество (Свистельникова Е.В., 2023; Михайлова Е.А., 2023; Ханиев А.А., 2023) [29–31]. Во всех работах по симуляционным технологиям делается вывод о положительном эффекте их внедрения (Логвинов Ю.И., 2022; Стегний К.В., 2022 и др.) [32, 33]. В работе Д.А. Калиниченко (2022) [34] дана позитивная оценка геймификации лекций.
- Наиболее содержательные работы: Балкизов З.З. «Руководство. Планирование оценки. Матрица экзамена» (2023); Свистельникова Е.В. «Методологические аспекты и опыт проведения студенческой олимпиады по кардиологии» (2023); Зорина Е.В. «Выбор технологии клинического ситуационного обучения студентов медицинского вуза» (2022) [29, 35, 36].
- Зарубежные публикации по теме. За рубежом по обозначенной теме много внимания уделяется исследованиям по безопасности оказания медицинской помощи во время обучения. В частности, в 2015 г. в Иране был проведен опрос студентов об их отношении к медицинским ошибкам [37]. В том же 2015 г. M. Kirkman и соавт. опубликовали систематический обзор, где суммировались результаты 26 исследований о безопасности пациентов, в большинстве из них принимали участие студенты медицинских вузов [38]. В последние 20 лет в международном сообществе активно обсуждается качество научных исследований в области медицинского образования, а именно: источники финансирования работ, ее планирование и внедрение результатов в практику. С начала XXI в. в образовании, как и в клинической медицине, стала внедряться концепция «обучения, основанного на доказательствах» (Best Evidence Medical Education)21, соответственно, появились научные работы, оценивающие качество исследований в сфере медицинского образования. Так, в 2007 г. ученые из Великобритании M. Todres и соавт. провели анализ качества публикаций по медицинскому образованию, в котором выявили следующие проблемы: сложности в финансировании исследования, низкая доказательность выводов, неясная клиническая значимость [39]. Авторами предлагается увеличить государственное финансирование, например предусмотреть специальные гранты для улучшения качества исследований.
Кадровое, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение медицинского образования (10 статей):
- Распределение по темам: 5 статей посвящено теме обеспечения педагогическими кадрами, 4 – учебно-методическому обеспечению, 1 – развитию библиотек.
- Распределение по географии: из каждого региона (Москва, Санкт-Петербург, Приморский и Ставропольский края, Волгоградская, Курская, Новосибирская, Ростовская, Рязанская и Свердловская области) было по одной статье.
- Методы анализа: чаще всего используются методы обзора литературы и опросы преподавателей. Не обнаружены исследования по количественной оценке нагрузки на педагогических работников медицинских вузов и оплате их труда (кроме работы Улумбековой Г.Э. и соавт., 2023) [2]. Отметим, что для других образовательных организаций высшего образования исследования по оплате труда педагогических работников проводит Высшая школа экономики [4, 5, 40].
- Основные выводы исследований и наиболее содержательные работы: в 2011 г. Л.В. Безродная из Новосибирской области опубликовала исследование «Роль научных медицинских библиотек в непрерывном образовании врачей» [19], в котором предложила создать на базе медицинских библиотек региональные центры научных знаний. Также тема информационного обеспечения медицинских вузов освещается в работе Т.М. Литвиновой и соавт. [1]. В статье М.С. Благодарева «Формы сотрудничества высших медицинских учебных заведений и клинических баз на примерах мирового опыта» (2019 г., Свердловская область) [41] предлагается по примеру Франции объединить клинические базы и медицинский университет в единую организацию. Низкая оплата труда преподавателей медицинского вуза косвенно продемонстрирована в работе К.Р. Амлаева (2020) и соавт. из Ставропольского края [42]. При опросе преподаватели данного вуза в 20% случаев хотели бы увеличения заработной платы. Тем не менее авторы делают не совсем очевидный вывод, что «Респонденты в абсолютном большинстве удовлетворены организацией труда, питания, медицинского обслуживания, охраной труда, а также возможностями повышения педагогической научной квалификации». В статье В.С. Просаловой (2023) предлагаются меры по нематериальной мотивации преподавателей [43]. Однако возникают вопросы с обоснованностью выводов этого исследования, так как в качестве инструментов нематериальной мотивации преподавателей предлагаются такие меры, как «предоставление консультаций и методической поддержки», «применение шаблонов и типовых технических решений», «использование регламента взаимодействий». По данным литературы, эти меры являются не методами мотивации, а прямыми обязанностями работодателя и преподавателей по организации рабочего процесса. К методам нематериальной мотивации, как правило, относят предоставление дополнительных отпусков, проведение корпоративных мероприятий, поздравление сотрудников со значимыми датами и т.д. [44].
- Зарубежные публикации по теме. В других странах кадровому обеспечению медицинского образования уделяется большое внимание. В частности, в США Ассоциация медицинских колледжей (American Association of Medical Colleges) ежегодно публикует отчет о заработной плате преподавателей (опросный метод) в разрезе должностей, стажа работы, кафедр, региона, пола22.
Психология медицинского образования (5 статей):
- Распределение по географии: 2 статьи написаны исследователями из Москвы, по одной – из Красноярского края, Приморского края и Оренбургской области.
- Методы анализа: чаще всего используется метод опроса студентов. Не используются качественные методы исследования (фокус-группы, глубинные интервью). Не найдены публикации по одновременному опросу преподавателей и студентов для выявления разных взглядов на проблему, например, по теме успеваемости и выгорания.
- Основные выводы и наиболее содержательные работы. В 2020 г. В.В. Кузнецов из Приморского края опубликовал исследование «Приверженность интерактивным коммуникациям и самооценка качества жизни, связанного со здоровьем, у студентов медицинских университетов», в котором делается вывод о низкой самооценке студентов младших курсов и избыточном использовании ими интерактивных платформ, что отрицательно влияет на качество их жизни [45]. В статье И.А. Соловьевой «Анализ отношения выпускников медицинского вуза к самостоятельной практической деятельности» (2020 г., Красноярский край) приводятся данные, что 71% выпускников согласны с утверждением «Да, медицина – это мое», а 29% – дают другие ответы [46]. Для сравнения в 2020 г. в США R. Ellis опубликовал опрос 7409 ординаторов общей хирургии, в котором только 6% респондентов ответили, что хотели бы уйти из профессии, остальные, даже если им не нравится общая хирургия, хотят остаться в медицине, но практиковать по другой специальности [47].
В российских исследованиях по психологии образования не изучаются причины разочарования выпускников медицинских вузов в выбранной профессии (Соловьева И.А., 2020) и положения преподавателей (Амлаев К.Р. и соавт., 2020) [42, 46]. Другими словами, никто из авторов не делает выводы о связи этих данных, например, с финансированием медицинских вузов и другими проблемами медицинского образования: отсутствие собственных клинических баз в ряде вузов; недостаточное информационное и материально-техническое оснащение; установленная оплата труда педагогических работников. В рассмотренных нами научных статьях, к сожалению, не предлагается никаких управленческих мер для исправления сложившейся ситуации.
5. Выводы и рекомендации
5.1. В РФ за период с 2010 по 2013 г. опу-бликовано более 18,5 тыс. научных статей по теме «высшее медицинское образование» (0,3% от публикаций, сделанных за тот же период на английском языке). Из них непосредственно к теме медицинского образования относится 2,6 тыс. статей. Большая часть из них опубликована в 3 специализированных журналах: «Медицинское образование и профессиональное развитие», «Медицинское образование и вузовская наука», «Виртуальные технологии в медицине». Только один из них («Медицинское образование и профессиональное развитие») входит Перечень ВАК.
5.2. Основные темы, которые изучаются в научных статьях в сфере высшего медицинского образования РФ: учебный процесс и научно-методическая деятельность, образовательные технологии (около 70% от всех статей по этой теме). В последние 3 года стали появляться статьи по психологии медицинского образования (около 16% от всех статей по изучаемой теме). Не встречаются научные публикации по стратегическому развитию высшего медицинского образования; прогнозированию потребности в медицинских кадрах и финансированию с количественной оценкой данных.
5.3. Большая часть публикаций представлена авторами
из Москвы, Санкт-Петербурга, Приморского края и Свердловской области.
5.4. Методология проведения научных исследований в ряде случаев имеет следующие недостатки: анализируется опыт только отдельного вуза; отсутствуют количественные показатели; не проводятся сравнения с другими вузами и странами. При анализе образовательных технологий не выполняются сопоставления новых технологий с традиционными; опросы не включают глубинные интервью и экспертные оценки. Как правило, выводы недостаточно структурированы и не сопровождаются практическими рекомендациями.
5.5. Полнотекстовый анализ опубликованных научных статей по теме высшего медицинского образования позволяет сделать следующие
выводы:
-
внедрение аккредитации положительно сказывается при отборе кадров для допуска к практической деятельности, позволяет выявить недостатки в профессиональной подготовке;
-
симуляционные технологии позволяют повысить качество подготовки студентов в части практических навыков;
-
на качество медицинского образования положительно влияют такие методы, как геймификация лекций, проведение олимпиад, наставничество, организация научных кружков;
-
применение дистанционных технологий оптимально в экстремальных условиях, в обычных обстоятельствах авторы рекомендуют проведение обучения в смешанном режиме (сочетание очного обучения и дистанционных технологий);
-
преподаватели медицинских вузов в 20% случаев хотели бы улучшить свое материальное положение.
5.6. Рекомендации:
-
в РФ при организации учебного процесса и его методическом обеспечении важно, чтобы руководители образовательных организаций ВО были осведомлены о результатах научных исследований, проведенных российскими и зарубежными авторами в этой сфере, и учитывали их в практической деятельности;
-
в РФ для выполнения задачи, поставленной Президентом В.В. Путиным 21 декабря 2023 г. по разработке 5-летних прогнозов кадровой потребности экономики в разрезе отраслей и профессиональных квалификаций, необходимо организовать научные исследования по следующим темам: прогнозирование потребности в медицинских кадрах по количеству и компетенциям, стратегическое развитие медицинского образования;
-
после построения вышеназванных прогнозов и формирования стратегии развития медицинского образования необходимо определить необходимые условия для ее успешной реализации: финансовые, кадровые, материально-технические и организационные, что также потребует научного обоснования.
1 http://www.kremlin.ru/events/president/news/73083
2 IDC White Paper, The Digitization of the World from Edge to Core, #US44413318, November 2018, URL: https://www.seagate.com/www-content/our-story/trends/files/idc-seagate-dataage-whitepaper.pdf (дата обращения 25.12.2023). Ряд авторов пишет о том, что новая информация в медицине удваивается почти каждые 3 мес. Densen P. Challenges and opportunities facing medical education // Trans. Am. Clin. Climatol. Assoc. 2011. Vol. 122. P. 48–58.
3 М.А. Мурашко рассказал о дефиците кадров в здравоохранении: URL: https://ria.ru/20221123/vrach-1833626894.html
4 https://www.medobr.ru/
5 https://www.sechenov.ru/pressroom/biblioteka/meditsinskoe-obrazovanie-i-vuzovskaya-nauka/
6 https://rosomed.ru/news/novyi-vypusk-zhurnala-virtualnye-tehnologii-v-meditsine-2022-07-26-095500-03...
7 https://medobrtoday.ru/index.php/medobrtoday/about
8 https://susmu.su/science/zhurnal-nepreryvnoe-meditsinskoe-obrazovanie-i-nauka/informatsiya-o-zhurnal...
9 https://scholar.google.ru/schhp?hl=ru
10 [5600 / (5 750 000 + 15 600)] × 100%.
11 https://journals.lww.com/academicmedicine/pages/default.aspx
12 https://asmepublications.onlinelibrary.wiley.com/loi/13652923
13 https://link.springer.com/journal/10459
14 https://link.springer.com/journal/40670
15 https://bmcmededuc.biomedcentral.com/articles
16 https://www.tandfonline.com/journals/imte20
17 https://www.tandfonline.com/journals/htlm20
18 https://www.mededportal.org/about/journalinformation
19 https://www.aamc.org/data-reports/teaching-hospitals/data/economic-impact-aamc-medical-schools-and-t...
20 https://nap.nationalacademies.org/download/18754#
21 https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/15383347/22 https://www.aamc.org/data-reports/workforce/report/aamc-faculty-salary-report
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Литвинова Татьяна Михайловна (Tatyana M. Litvinova) – кандидат фармацевтических наук, про-ректор по учебно-воспитательной работе ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва, Российская Федерация
Улумбекова Гузель Эрнстовна (Guzel E. Ulumbekova) – доктор медицинских наук, MBA Гарвардского университета (Бостон, США); руководитель (ректор) Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ), Москва, Российская Федерация https://orcid.org/0000-0003-0986-6743
Худова Ирина Юрьевна (Irina Yu. Khudova) – кандидат медицинских наук, MBA Университета Дарема (Дарем, Великобритания); руководитель аналитических и консалтинговых проектов Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ), Москва, Российская Федерация