Некоторые вопросы регламентации приказа № 116н Минздрава России «Порядок оказания медицинской помощи взрос лому населению при онкологических заболеваниях» с позиции регионального опыта

31 июля 2024
Вестник_№1_2024
Автор: Ахохова А.В., Тхабисимова И.К., Медалиева Р.Х., Тхабисимова А.Б., Пиакартова З.М., Хажнагоева А.А., Пшукова А.А., Аттаева М.Ж., Шукурова Д.А.
В рамках Национального проекта «Здравоохранение» осуществляется реализация федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями», сроки окончания которого определены 31.12.2024 [1]. Этот федеральный проект направлен на обеспечение достижения обозначенной в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» национальной цели развития Российской Федерации – повышение ожидаемой
продолжительности жизни до 78 лет к 2024 г. (к 2030 г. – до 80 лет) [2].

19 февраля 2021 г. министр здравоохранения РФ подписал приказ, реформирующий Порядок оказания медпомощи по профилю «онкология» взрослым пациентам (далее – Порядок, приказ № 116н), вступивший в силу с 1 января 2022 г. [3].
 
Данному новшеству предшествовал масштабный отклик более 2000 голосов «против» анонсированного Порядка [4], а также негативные оценки экспертного сообщества и команды рабочей группы по здравоохранению Комиссии по реализации механизма «регуляторная гильотина» при Правительстве России. Данный механизм в первую очередь направлен на создание в сферах регулирования новой системы понятных и четких требований, снятие избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности, снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым ценностям [5].

Вместе с тем «новый» Порядок оказания онкологической помощи продолжает вызывать беспокойство со стороны пациентских сообществ, медицинских и общественных организаций. Минздрав России учел ряд рекомендаций, но основные противоречивые моменты остались без изменений [6].

Цель исследовательского вопроса – проведение правового анализа «новых» требований к организации и порядку оказания онкологической помощи взрослому населению медицинскими организациями на региональном уровне, в том числе частной системы здравоохранения, осуществляющей деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (ОМС).

Задачи – провести анализ действующей нормативной правовой базы по вопросам организации помощи онкологическим пациентам, в том числе на региональном уровне в целях ее совершенствования и внесения предложений для корректировки существующих и принятию новых законодательных актов.

Материал и методы

Материалы исследования – работы российских и зарубежных ученых, связанных с анализом и полученным опытом по результатам реализации «нового» приказа Минздрава здравоохранения РФ, утверждающего порядок оказания медицинской помощи взрослым пациентам, страдающим онкологическими заболеваниями. Поиск публикаций для анализа, посвященных изучаемой проблеме, проводился в базах данных (Medline, Cochrane Controlled Trials Register и др.). Отбор научно-исследовательских работ и статей осуществлялся из электронных баз данных Научная электронная библиотека eLibrary.ru, информационно-коммуникационной сети «Интернет» и справочно-правовой системы по законодательству Российской Федерации ООО НПП «Гарант-Сервис-Университет» с 2002 г. по настоящее время.

В целях изучения исследовательского вопроса проанализированы 24 источника литературы, напрямую или косвенно затрагивающие проблемы практического применения норм действующего законодательства, утверждающего порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «онкология», в том числе на опыте региона.

Использовались методы системного анализа,сравнения, системный и комплексный подходы, а также метод проблемного моделирования, основанный на оценке тенденций изменения смоделированной проблемной ситуации.

Результаты и обсуждение

Кто лечит доброкачественные новообразования?
В «новом» Порядке, в отличие от предшествовавшего [7], четко определены нозологические единицы злокачественных новообразований, входящие в рубрики Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра [8]. Приказ № 116н устанавливает правила организации оказания медицинской помощи взрослым с онкологическими заболеваниями, входящими в рубрики С00–С97, D00–D09, D21, D31–D33 и D35–D48, а также с подозрением на онкологические заболевания [3, 8].

Пункт 1 Порядка утверждает правила предоставления медицинских услуг пациентам со злокачественными новообразованиями (далее – ЗНО) (по кодам МКБ-10 С00–С97), с новообразованиями in situ (D00–D09), доброкачественными новообразованиями (соединительной и других мягких тканей (D21), глаза и его придаточного аппарата (D31), мозговых оболочек (D33), эндокринных желез (D35), других и неуточненных локализаций (D36). В перечень также включена группа доброкачественных опухолей неопределенного или неизвестного характера (D37–D48) [3, 9].

Вместе с тем данный приказ № 116н [3] затронул не весь номенклатурный перечень доброкачественных новообразований. При этом критерии включения доброкачественных новообразований, которым руководствовался законодатель, для внесения в действующий Порядок, не ясны [10].

Отнесение приказом № 116н доброкачественных новообразований легких, средостения и плевры (группа D по МКБ-10) к компетенции врачей-онкологов и, соответственно, онкологических отделений – одно из новшеств Порядка [10]. Традиционно эта группа заболеваний относилась к компетенции врачей-пульмонологов, торакальных хирургов, врачей-фтизиатров.

При этом никаких отличительных особенностей в медицинском обеспечении пациентов с данными заболеваниями (состояниями) Порядок не устанавливает. Соответственно, на общих условиях с ЗНО диагнозы, относящиеся к группе доброкачественных новообразований, будут устанавливаться врачами-онкологами, а выбор и определение схем лечения и ведения пациентов будет определяться консилиумом врачей медицинской организации. Данное новшество вызвало резонанс, так как не понятна роль профильных врачей-специалистов, которые обязаны предоставлять медицинские услуги в рамках трудовой функции, определенной профессиональными стандартами [10].

А переобучение данных специалистов по профилю «онкология» допустимо только после окончания ординатуры по одноименной специальности, что регламентировано приказом Министерства здравоохранения РФ от 2 мая 2023 г. № 206н «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием» [11].

Таким образом, регулятор монополизировал услуги врачей-онкологов в области диагностики и лечения доброкачественных новообразований, а это может вести к снижению качества оказания медицинских услуг, в части ее полноты и своевременности. Соответственно переход рубрик доброкачественных новообразований в зону ответственности врачей-онкологов должен был быть синхронизирован с пересмотром клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи в части:
  • возможности постановки диагноза доброкачественного новообразования врачами-специалистами (эндокринолог, дерматовенеролог и др.), а не единоличного решения, принятого врачом-онкологом. Трудовая функция врача-онколога закреплена профессиональным стандартом [12], которым определены трудовые действия и навыки, направленные на профилактику, диагностику, лечение онкологических заболеваний или при подозрении на них.
Согласно Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «эндокринология» [13] правила организации оказания медицинской помощи взрослому населению распространяются также на заболевания или состояния с кодами Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра – D35 (Доброкачественное новообразование других и неуточненных эндокринных желез). Разграничить трудовую функцию между врачом-эндокринологом и врачом онкологом в рамках компетентностного подхода станет затруднительным.

В соответствии со Стандартом медицинской помощи взрослым при кистах челюстно-лицевой области и шеи (диагностика и лечение) [14] в подрубрику «нозологические единицы» входит диагноз, код по МКБ-10: D21. Доброкачественное новообразование соединительной и других мягких тканей головы, лица и шеи. Вместе с тем в перечне наименований медицинских услуг для диагностики заболевания, состояния «Прием (осмотр, консультация) врача-онколога первичный, повторный» отсутствует. Соответственно осмотр врачом-специалистом по профилю «онкология» пациента с диагнозом D21 не обязателен (не предусмотрен), хотя приказ № 116н содержит данную нозологическую единицу по данному коду МКБ-10.

Архитектурные изменения онкологической службы
Управленческая расстановка сил в архитектонике онкологической службы также была трансформирована после вступления в силу Порядка [3]. Так, в 2019 г. приказом Министерства здравоохранения РФ от 5 февраля 2019 г. № 48н «О внесении изменений в Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю “онкология”, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. № 915н» (документ утратил силу) [15] внесены изменения, предусматривающие комплексный мультидисциплинарный подход на этапе оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи пациентам с онкологическими заболеваниями с формированием центра амбулаторной онкологической помощи (далее – ЦАОП).

Из Методических рекомендаций по организации ЦАОП в субъектах Российской Федерации (утв. Министерством здравоохранения РФ 16 августа 2021 г.) следует: «…Целесообразно в первую очередь планировать открытие Центров для населения, проживающего на территории, где отсутствуют первичные онкологические кабинеты (ПОК), а также замещение первичных онкологических кабинетов на Центры в медицинских организациях, имеющих соответствующие Порядку условия…» [16, 17].

В соответствии с изменениями Порядка [3], вступившими в силу с 1 января 2022 г., пересмотрены подходы к организации первичной специализированной медико-санитарной помощи [16], а также рекомендовано упразднить первичные онкологические отделения. В соответствии с действующими методическими рекомендациями [16] ПОК и первичные онкологические отделения организуются только там, где отсутствует возможность организовать ЦАОП. Как именно определить территорию обслуживания и условия для создания ЦАОПа, в приказе № 116н не регламентировано.

В приказ № 116н не вошли правила организации первичного онкологического отделения, которые ранее были закреплены требованиями приказа № 915н [7], при этом только часть функций отделения пересекается с функциями пришедшего на смену ЦАОПа.

Сравнительный анализ Приказа № 915ни Методических рекомендаций, первичного онкологического отделения и ЦАОП установил отсутствие у Центра таких функций, как учет больных с онкологическими заболеваниями, оценка направления в онкологический диспансер сведений о впервые выявленных случаях онкологических заболеваний, ведение регионального сегмента Федерального ракового регистра, сбор данных для регистров, ведение которых предусмотрено законодательством и др.

На основании вышеизложенного можно заключить, что нововведение приведет к полному поглощению первичных онкологических кабинетов и отделений ЦАОПами, а значит, к упразднению ПОК врачей-онкологов в поликлиниках, в том числе в частных клиниках, возможно, даже не работающих в системе ОМС [17, 18].

Маршрутизация пациентов. Чей выбор?
В настоящее время в приказе № 116н регламентирован маршрут онкологического пациента, который с 1 января 2022 г. может получать медицинскую помощь только в медицинских организациях, которые определит орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, т.е. региональное министерство здравоохранения [19, 20].

Данное обстоятельство противоречит основному закону [21], определяющему порядок оказания медицинской помощи в Российской Федерации ст. 21 «Выбор врача и медицинской организации».

Ст. 28 приказа № 116н, по сути, определяет право пациента на получение медицинской помощи только по месту жительства. Порядком легализована обязанность региональных чиновников органа исполнительной власти формировать перечни медицинских организаций, которым в системе ОМС будет оплачено лечение онкологических пациентов данного региона. При этом в приказе № 116н отсутствуют критерии включения или исключения данных медицинских организаций в данный перечень.

Законодатель, наделяя полномочиями региональные медицинские организации, оказывающие онкологическую помощь в субъекте, по сути, ограничивает возможности пациентов на получение качественной медицинской услуги. При относительно редкой локализации злокачественной опухоли, отсутствии опыта терапии в регионе или невозможности проведения биопсии для диагностики и верификации диагноза [22] пациент должен будет выехать за пределы региона.

Таким образом, Порядок [20, 31] маршрутизации пациентов является главным нормативным документом, а региональное министерство – распределителем в регионе. Онкологический пациент не сможет получить бесплатную онкологическую помощь без направления лечащего врача, а тот, выдавая направление, должен будет руководствоваться порядком маршрутизации пациентов, утвержденным региональным Минздравом [20].

При этом необходимо отметить, что лица, обратившиеся в медицинскую организацию за пределами субъекта, должны будут соблюсти порядок ее выбора в качестве медицинской организации в соответствии с приказом № 1342н [23]. Согласно пп. 7–11 приказа № 1342н, выбор медицинской организации занимает несколько рабочих дней; кроме того, выбор медицинской организации, кроме случаев переезда со сменой регистрации, возможен не чаще одного раза в год. Учитывая необходимость своевременности оказания медицинской помощи данной категории пациентов, вопрос приобретает особую актуальность.

Следовательно, получение направления лечащего врача той медицинской организации, которую пациент выбрал в соответствии с приказом № 1342н, является одним из обязательных условий для получения специализированной плановой медицинской помощи застрахованными лицами как по месту жительства, так и за пределами субъекта РФ, в котором проживает застрахованное лицо [24].

Региональный опыт. Замкнутый круг
Проведенный анализ нормативных правовых актов субъекта показал, что механизм, призванный обеспечить доступную и своевременную медицинскую помощь онкологическим пациентам, не работает…

Так, в соответствии с распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики утверждена региональная программа [19], согласно которой определены порядок и схемы маршрутизации пациентов из районов и городов региона с учетом территориального расположения медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь онкологическим пациентам [20].

Согласно одному из приложений подзаконного акта – приказа субъекта (далее – приказ № 262-П) в Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий, включена единственная медицинская организация, относящаяся к частной системе здравоохранения [20].

Однако в приложении № 2 приказа № 262-П[20], а именно в схеме взаимодействия медицинских организаций, ЦАОП и государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Онкологический диспансер» при оказании медицинской помощи взрослым пациентам с онкологическими заболеваниями, частный медицинский центр отсутствует.

Данное обстоятельство привело к тому, что в настоящее время ни одного случая оказания медицинской помощи пациентам по данному профилю медицинским центром не зарегистрировано, хотя объемы медицинской помощи по онкологии и финансовое обеспечение Комиссией по разработке территориальной программы ОМС в Кабардино-Балкарской Республике на 2023 г. до медицинской организации доведены.

Таким образом, в настоящее время организованная региональная комиссия Минздрава субъекта (принцип работы, критерии выбора членов комиссии не определены) выбирает сама из перечня схемы маршрутизации, в какую из медицинских организаций, «оказывающих онкологическую помощь», направить пациента на лечение за счет средств территориального фонда ОМС. Однако критерии включения, исключения медицинских организаций в(из) перечень(я) в соответствии с порядком маршрутизации не утверждены. В итоге право выбора пациентом медицинской организации ограничено. По-видимому, на федеральном уровне необходимо рассмотреть вопрос разработки модели маршрутизации для практического применения в региональной онкологической службе.

Соответственно отсутствие медицинского центра в приложении № 2 приказа № 262-П противоречит порядку и схемам маршрутизации пациентов, определенных Региональной программой [19] и Положением об организации оказания специализированной помощи [25].

Несоответствие приказа № 262-П требованиям федеральных правовых актов и правовым актам субъекта нарушает основные принципы охраны здоровья граждан на доступность и своевременность медицинской помощи, которые обеспечиваются путем соблюдения права выбора пациентом медицинской организации и врача и определены нормами федерального законодательства [21, 23].

Помимо нарушений в правовом регулировании на уровне субъекта, с которыми сталкивается частный медицинский центр, сам приказ № 116н ограничивает участие частных медицинских организаций в оказании профильной помощи онкологическим пациентам. Так, п. 15 приказа № 116н установлено, что в сложных клинических случаях для уточнения диагноза врач-онколог может направлять биопсийный материал для повторного проведения патоморфологических, иммуногистохимических и молекулярно-генетических исследований в референс-центры либо в молекулярно-генетические лаборатории, организованные на базе федеральной медицинской организации. Данное обстоятельство нарушает антимонопольное законодательство, так как ограничивает участие частных клиник, имеющих разрешительные документы (лицензию) на оказание вышеуказанных диагностических услуг [26].

Пунктом 7 приказа № 116н пациент с подозрением или выявленным онкологическим заболеванием направляется для получения первичной специализированной медицинской помощи либо в ЦАОП, либо в ПОК медицинской организации или в поликлиническое отделение онкологического диспансера [3, 27].

При этом медицинская помощь может оказываться в любой медицинской организации независимо от ее ведомственной принадлежности, при наличии праворазрешительных документов и нахождении последней в реестре медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в сфере ОМС. Организация охраны здоровья должна основываться на функционировании и развитии государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, что закреплено нормами ст. 29 Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации [21].

Применение единого формата при разработке требований Порядка оказания онкологической помощи затрудняет его использование для управления ресурсами медицинской организации, так как снижает возможность дифференциации ресурсного обеспечения медицинских организаций в зависимости от условий, сложившихся в субъекте РФ (демографическая ситуация, уровень заболеваемости, особенности проживания населения, уровень оснащенности и др., количество участников ОМС, в том числе частного сектора здравоохранения) [28, 29].

Онкологический консилиум и консилиум врачей. В чем разница?
Впервые понятие «онкологический консилиум» появилось в «новом» порядке. В соответствии с п. 16 приказа № 116н [3] «тактика лечения устанавливается консилиумом врачей, включающим врачей-онкологов, врача-радиотерапевта, врача-нейрохирурга (при опухолях нервной системы) медицинской организации, в составе которой имеются отделения хирургических методов лечения злокачественных новообразований, противоопухолевой лекарственной терапии, радиотерапии (далее – онкологический консилиум), в том числе онкологическим консилиумом, проведенным с применением телемедицинских технологий, с привлечением при необходимости других врачей-специалистов…

Решение онкологического консилиума оформляется протоколом на бумажном носителе, разборчиво заполненном от руки или в печатном виде и подписанном участниками консилиума, либо в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи участников консилиума.

Решение онкологического консилиума, оформленное протоколом, вносится в медицинскую документацию пациента.

Рекомендуемый образец протокола онкологического консилиума приведен в приложении № 1 к настоящему Порядку [3]».

Согласно ч. 3, 4 ст. 48 Федерального закона[21] регулятором ранее дано определение понятию «Консилиум врачей – совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом…».

Подзаконным нормативным актом [30] урегулированы функции, порядок создания и деятельности врачебной комиссии. Вместе с тем подобный акт отсутствует в отношении порядка работы и функций «онкологического консилиума врачей».

В федеральных нормативных актах [3, 21] отсутствует определение понятия «онкологический консилиум», не утверждены порядок создания, деятельности и функции.

Кроме того, приказ № 116н [3] ущемляет интересы и права врачей иных профильных специальностей. Врачебный консилиум по профилю «онкология» может быть проведен медицинской организацией, где есть отделения хирургических методов лечения ЗНО, противоопухолевой лекарственной терапии, радиотерапии. Вместе с тем законодатель [21] не ставит в зависимость функции и порядок проведения консилиума от наличия в медицинской организации того или иного отделения, как это установлено п. 16 приказ № 116н [3].

Изложенные доводы требуют дополнительного рассмотрения и учета при внесении изменений в нормы действующего законодательства, регламентирующие Порядок оказания медицинской помощи онкологическим пациентам.

Заключение

С 2021 г. по настоящее время продолжаются дебаты с участием членов совета, главных внештатных специалистов-онкологов, профильных научный медицинский исследовательский центр, других заинтересованных специалистов в данной области по актуализации нормативного правового акта.

Вместе с тем по результатам проведенного исследования авторы полагают, что положения обсуждаемого приказа № 116н должны быть гармонизированы и приведены в соответствие с требованиями норм действующего законодательства, в части:
  • внесения изменений в основные документы (порядки, стандарты, клинические рекомендации), которыми руководствуется все медицинское сообщество для разграничения полномочий и зон ответственности между врачами-онкологами и врачами – специалистами других профилей, в функции которых входят диагностика, определение тактики лечения пациентов с доброкачественными новообразованиями;
  • пересмотра лидирующей позиции ЦАОП, которая изменила расстановку сил в организационной структуре онкологической службы, что привело к ликвидации кабинетов врачей-онкологов в поликлиниках, в том числе в частных клиниках. Данные обстоятельства влияют на доступность медицинской помощи, а значит, сказываются на качестве ее оказания;
  • реформирования порядка и схем маршрутизации онкологических пациентов в субъекте, путем пересмотра регионального законодательства. Данное обстоятельство противоречит основному Закону об основах охраны здоровья граждан, определяющему право пациента на выбор врача и медицинской организации. На федеральном уровне необходимо рассмотреть вопрос разработки модели маршрутизации для практического применения в региональной онкологической службе;
  • необходимости урегулирования вопросов работы комиссий (региональной комиссии и онкологического консилиума) для предупреждения двусмысленности и возможных противоречий на каждом уровне;
  • соблюдения открытости и желания взаимодействия федеральной законодательной и исполнительной власти с медицинским сообществом во благо пациентов.
Анализ действующей нормативной правовой базы по вопросам организации помощи пациентам с онкологическими болезнями в РФ свидетельствует об активной работе по профилактике, диагностике и лечению данных патологий. Однако постоянное совершенствование онкологической службы требует регулярной корректировки существующих и принятия новых законодательных актов, касающихся улучшения организации и оказания медицинской помощи пациентам с онкологическими болезнями.


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Ахохова Азис Владимировна (Azis V. Akhohova) – кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры общественного здоровья, здравоохранения и профилактической медицины, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»; заместитель главного врача, ООО Фирма «СЭМ», Нальчик, Российская Федерация
https://orcid.org/0000-0003-2370-9701  

Тхабисимова Ирина Корнеевна (Irina K. Tkhabisimova) – кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой общей врачебной подготовки и медицинской реабилитации ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», Нальчик, Российская Федерация
https://orcid.org/0000-0003-4065-989X

Медалиева Римма Хачимовна (Rimma Kh. Medalieva) – кандидат медицинских наук, доцент кафедры госпитальной терапии медицинской академии ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», Нальчик, Российская Федерация
https://orcid.org/0009-0006-7862-4333

Тхабисимова Анжела Борисовна (Anzhela B. Tkhabisimova) – кандидат экономических наук, независимый исследователь
https://orcid.org/0009-0003-2374-853X

Пиакартова Зарина Мухамедовна (Zarina M. Piyakartova) – ассистент кафедры общей врачебной подготовки и медицинской реализации ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», Нальчик, Российская Федерация
https://orcid.org/0009-0005-5357-4520

Хажнагоева Алена Анзоровна (Alena A. Khazhnagoeva) – врач-дерматовенеролог, преподаватель кафедры нормальной и патологической анатомии ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», Нальчик, Российская Федерация
https://orcid.org/0009-0009-7523-3646

Пшукова Альбина Анатольевна (Albina A. Pshukova) – кандидат медицинских наук, доцент кафедры нормальной и патологической анатомии ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», Нальчик, Российская Федерация
https://orcid.org/0000-0002-0168-0429

Аттаева Мадина Жамаловна (Madina Zh. Attaeva) – кандидат медицинских наук, доцент кафедры госпитальной терапии ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», Нальчик, Российская Федерация
https://orcid.org/0009-0008-8302-7976

Шукурова Диана Айдыновна (Diana A. Shukurova) – ассистент кафедры общей врачебной подготовки и медицинской реабилитации ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», Нальчик, Российская Федерация
https://orcid.org/0009-0003-3590-6961