Новые подходы к оплате и учету молекулярно-генетических исследований в системе обязательного медицинского страхования Свердловской области
Доля таргетных препаратов в общем объеме химиотерапии в Свердловской области по итогам 2023 г. составила 26% от общего объема случаев и 52% от общей стоимости химиотерапевтического лечения: сумма расходов на прицельную лекарственную терапию ЗНО превысила 3 млрд руб. (табл. 1).
Таблица 1. Динамика объемов и финансирования таргетной противоопухолевой лекарственной терапии за счет средств обязательного медицинского страхования в условиях дневного стационара (Свердловская область, 2019–2023 гг.)
Примечание. ЛП – лекарственные препараты; ХТ – химиотерапия.
Учитывая сложившуюся в последние годы динамику, одной из важнейших задач, стоящих перед органами управления здравоохранением субъекта, экспертным сообществом и в значительной мере перед руководителями системы ОМС, стало сохранение доступности и безопасности противоопухолевого лечения для населения Свердловской области при одновременном повышении эффективности расходования средств на его (лечения) оплату. При этом оптимальным с экономической и организационной точки зрения решением выглядело расширение перечня диагностических исследований для верификации онкологических и онкогематологических заболеваний, а также выбора мишеней для назначения таргетной терапии.
Материал и методы
Впервые к подобной работе Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС) Свердловской области приступил в 2016 г.: при поддержке экспертного медицинского сообщества в регионе впервые был тарифицирован ряд иммуногистохимических исследований биопсийного материала при гастроинтестинальных стромальных опухолях и ЗНО молочных желез. Число таких исследований было относительно невелико: 800–900 услуг в год, – но оно показало необходимость расширения и внедрения современных диагностических методик для объективной оценки морфологических и молекулярно-генетических характеристик опухоли.В 2019 г. руководители Министерства здравоохранения Свердловской области и ТФОМС Свердловской области вместе со специалистами по взрослой и детской онкологии, онкогематологии и клинической лабораторной диагностике и при поддержке экспертов Национального медицинского исследовательского центра онкологии им. Н.Н. Блохина приступили к определению объема потребности населения в молекулярно-генетических исследованиях (МГИ) и определению затрат на их проведение. Специалисты проанализировали действующие клинические рекомендации по лечению заболеваний онкологического профиля, определили перечень химиопрепаратов,при назначении которых требуется проведение МГИ, и рассчитали объем расходов на проведение каждого вида исследований на основании разработанного ТФОМС чек-листа.
Благодаря проведенной работе уже в 2020 г. в Свердловской области было тарифицировано и доступно для применения в медицинских организациях 73 метода для исследований 63 уникальных генов, к 2023 г. эта цифра выросла до 95 исследований и 68 генов.
Сегодня МГИ для поиска мутаций проводятся с помощью 4 методов:
- флуоресцентная гибридизация in situ –FISH;
- хромогенная гибридизация in situ – CISH;
- полимеразная цепная реакций – ПЦР;
- различные варианты секвенирования,в том числе высокопроизводительное.
Расходы на оплату МГИ для пациентов с онкологическими и онкогематологическими заболеваниями за счет средств системы ОМС Свердловской области составили (млн руб.):
- в 2020 г. – 99,4;
- в 2021 г. – 114,9;
- в 2022 г. – 163,9;
- в 2023 г. – 178,3.
Результаты и обсуждение
Увеличение количества тарифицированных в системе ОМС МГИ и новый подход к их учету, по замыслу авторов инновации, должны были привести к увеличению частоты проведения МГИ (в перспективе – до 100% случаев, предусмотренных клиническими рекомендациями) для выбора методов диагностики и последующего лечения онкозаболевания (определения объема хирургического вмешательства, выбора наиболее эффективной схемы химиотерапии, выявления ранних рецидивов заболевания, уточнения прогноза течения болезни и т.д.).Таблица 2. Показатели заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО) и 5-летнегонахождения на учете при ЗНО в отдельных субъектах РФ*
* – по данным Ассоциации онкологов России: https://oncology-association.ru
Первые результаты проведенной работы позволяют утверждать, что поставленная цель в основном достигнута.
Так, объем МГИ, проведенных в Свердловской области в 2023 г., более чем в 4 раза превышает установленный для субъекта федеральный норматив и составляет 26 исследований на 10 тыс. застрахованных граждан.С 2024 г. в информационно-аналитической системе ТФОМС Свердловской области реализован форматно-логический контроль обязательности предварительного (предшествующего назначению терапии) проведения МГИ при онкологических и онкогематологических заболеваниях, для которых есть показания к применению таргетных препаратов. Аналогичное положение содержится в Методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи за счет средств ОМС на 2024 г. (письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 февраля 2024 г. № 31-2/200).
Косвенным подтверждением эффективности проведения (а соответственно, и назначения по результатам исследований) таргетной терапии являются данные о количестве пациентов, имеющих подтвержденный диагноз ЗНО ≥5 лет (табл. 2). Сегодня этот показатель в Свердловской области растет опережающими страну темпами, несмотря на значительно более высокий в сравнении со среднероссийским уровень заболеваемости.
Вместе с этим объем проводимых исследований даже в Свердловской области, где обеспеченность МГИ кратно выше, чем в других субъектах РФ (табл. 3), остается недостаточным. Так, по данным реестров ТФОМС и анализа первичной медицинской документации Свердловского областного онкологического диспансера, исследование назначается только в 87% случаев, где МГИ является обязательным – в остальных случаях исследования проводятся за счет личных средств граждан, средств Российского общества клинической онкологии и ряда других некоммерческих организаций.
Таблица 3. Нормативы молекулярно-генетических исследований с целью диагностики онкологических заболеваний, установленные в отдельных регионах РФ Программой государственных гарантий и Территориальной программой обязательного медицинского страхования на 2023 г.*
* – подготовлено авторами на основании данных, предоставленных Территориальными фондами обязательного медицинского страхования субъектов.
Дефицит установленных объемов МГИ может повлечь следующие негативные последствия:
-
рост необоснованного назначения дорогостоящей противоопухолевой лекарственной терапии;
-
серьезные дефекты хирургического этапа лечения;
-
несвоевременную диагностику рецидивов онкогематологических заболеваний, преимущественно у детей;
-
перевод МГИ в платный сегмент.
Заключение
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Шелякин Валерий Александрович (Valery A. Shelyakin) – кандидат экономических наук, директорТФОМС Свердловской области, Екатеринбург, Российская Федерация
https://orcid.org/0000-0003-1014-8781
Третьяков Дмитрий Александрович (Dmitry A. Tretyakov) – заместитель директора по медико-экспертной работе ТФОМС Свердловской области, Екатеринбург, Российская Федерация
https://orcid.org/0000-0001-7509-920X
Худяев Андрей Сергеевич (Andrey S. Khudyaev) – заместитель директора по экономике ТФОМС Свердловской области, Екатеринбург, Российская Федерация
https://orcid.org/0000-0001-7509-920X
Цаур Григорий Анатольевич (Grigory A. Tsaur) – доктор медицинских наук, заведующий лабораторией молекулярной биологии, иммунофенотипирования и патоморфологии ГАУЗ СО «ОДКБ»; доцент кафедры медицинской микробиологии и клинической лабораторной диагностики ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России, Екатеринбург, Российская Федерация
https://orcid.org/0000-0002-9881-6221