Владимир Александрович Неговский – крупнейший патофизиолог, создатель реаниматологии, родоначальник школы отечественных реаниматологов, основатель первого в мире Научно-исследовательского института общей реаниматологии – родился в 1909 г. в небольшом городке Козелец Черниговской губернии Российской империи в семье учителей. Отец Александр Тимофеевич проработал в школе свыше 50 лет; мать Варвара Семеновна учительствовала около 30 лет, несмотря на большую семью (9 детей) и домашние заботы. За исключением Владимира Александровича и его брата Николая, ставшего ученым-биологом, остальные дети пошли по стопам родителей. Жизнь у многодетной семьи была нелегкой. Дети воспитывались в труде. В детские годы Владимир несколько лет них сезонов работал пастухом.
Решение сына стать врачом нашло понимание со стороны родителей. «В 1928 г. поступил и в 1933 г. окончил 2-й медицинский институт (в то время медицинский факультет 2-го Московского университета)», – спустя годы указал В.А. Неговский в своей автобиографии [1].
Наставником В.А. Неговского в студенческие годы был профессор Ф.А. Андреев, опубликовавший еще в 1913 г. работу «Опыты восстановления деятельности сердца, дыхания и функции нервной системы». Владимир Александрович твердо решил, что проблема продления жизни, преодоления смерти должна стать содержанием его научной деятельности [2, с. 84].
После получения диплома В.А. Неговский вел врачебную практику, а в 1934 г. стал младшим научным сотрудником в Институте экспериментальной физиологии и терапии, которым руководил профессор С.С. Брюхоненко.
Идея борьбы со смертью все более увлекала Владимира Александровича. Он написал письмо председателю Совнаркома СССР, в котором просил предоставить возможность работать в области оживления организма, и был приглашен в Управление научными институтами Наркомздрава СССР. В результате был издан приказ № 118 от 19 октября 1936 г. об организации лаборатории специального назначения по проблеме «Восстановление жизненных процессов при явлениях, сходных со смертью». Профессор Н.Н. Бурденко дал согласие принять лабораторию в состав Института нейрохирургии [3, с. 64].
На сайте Института нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко (
http://nsicu.ru/) можно прочитать следующее: «Выдающийся советский нейрохирург, академик Н.Н. Бурденко, одним из первых понявший и оценивший теоретическое и практическое значение нового научного направления, дал согласие организовать небольшую лабораторию в Институте нейрохирургии.
В 1936 г. была организована лаборатория экспериментальной физиологии Института нейрохирургии, заведывание которой было поручено В.А. Неговскому.
В 1941 г. в связи с эвакуацией работа в лаборатории была временно прекращена [3, с. 64]. В.А. Неговский вместе с организованной им бригадой выехал в полевой госпиталь под Смоленском. Здесь, у передовой, впервые экспериментальные исследования проверялись практикой. «Около 40 раненых бойцов, находившихся в состоянии агонии или клинической смерти <…> были спасены» [3, с. 64]. Накопленный опыт 34-летний В.А. Неговский обобщил в своей первой монографии, вышедшей в 1943 г. на газетной бумаге в издательстве Наркомздрава, – «Восстановление жизненных функций организма, находящегося в состоянии агонии или клинической смерти» [4].
Рецензируя эту книгу, член-корреспондент АН СССР, профессор Э.А. Асратян в газете «Медицинский работник» (25 мая 1943 г.) написал следующее: «Оживление организма и восстановление его жизненных функций по мере развития медицины приобретает значение актуальной и практической проблемы. Известно, что острая кровопотеря, обморок, тяжелые формы раннего травматического шока, асфиксия, глубокий наркоз, различного рода травмы и т.д. часто вызывают смерть организма прежде, чем в его жизненно важных органах и системах развиваются необратимые патологические изменения. Препятствовать в подобных случаях переходу так называемой клинической смерти в биологическую, вырвать у смерти еще не изживший себя организм – вот одна из труднейших и благороднейших задач современной медицины» [Цит. по: 2, с. 87].
В 1945–1946 гг. книга «Восстановление жизненных функций организма, находящегося в состоянии агонии или клинической смерти» была опубликована на английском языке в 8 выпусках журнала «American Review of Soviet Medicine» [5]. А в 1945 г. в московском издательстве «Медгиз» вышла вторая монография В.А. Неговского – «Опыт терапии состояний агоний и клинической смерти в войсковом районе» [6].
Из воспоминаний майора медицинской службы Е.Б. Красовского: «Вскоре после второго ранения мне было дано задание от начальника санитарной службы 5-й армии подвозить реанимационную бригаду, возглавляемую В.А. Неговским, к местам боев, т.е. к тем госпиталям первой линии 5-й армии и медсанбатам, на которые шел основной поток раненых. Реанимационная бригада оказывала эффективную помощь многим раненым, которые вследствие большой кровопотери и шока находились в состоянии агонии или клинической смерти.
Иногда работа бригады шла под бомбежками. 14 января 1944 г. войска Первого Белорусского фронта перешли в наступление. Во время прорыва обороны фашистов было очень много тяжелораненых, которым проводили реанимацию по методике В.А. Неговского, используя аппаратное искусственное дыхание и внутриартериальное нагнетание крови» [Цит. по: 2, с. 85].
«За образцовое выполнение задания правительства по лечению больных бойцов и командиров», так было сказано в Указе президиума Верховного Совета СССР от 11 июля 1945 г., Владимир Александрович Неговский был награжден орденом Красной Звезды [2, с. 86].
Кроме того, в военные годы В.А. Неговский защитил кандидатскую и докторскую диссертации. В кандидатской диссертации (1942 г.) он решил, как считают специалисты, «один из кардинальных вопросов лечения терминальных состояний – вопрос о значении раннего восстановления функции бульбарных центров для успешного оживления организма» [7, с. 6]. В своей докторской диссертации (1943 г.) В.А. Неговский изложил основные положения патофизиологии терминальных состояний и принципы комплексного метода оживления организма, которые в дальнейшем получили клиническое применение [там же]. В 1947 г. Владимир Александрович получил звание профессора [3, с. 65].
Лаборатория экспериментальной физиологии Института нейрохирургии, действовавшая под руководством В.А. Неговского в 1936–1941 гг., в 1943 г. была восстановлена на базе Всесоюзного института экспериментальной медицины (ВИЭМ), а в 1948 г. выделена в самостоятельное учреждение – Лабораторию экспериментальной физиологии по оживлению организма при Академии медицинских наук СССР. Размещалась она на ул. 25 Октября (Никольская ул.), 9, в минуте ходьбы от Красной площади; по словам тех, кто был близок к ней, «между Кремлем и Богом» [3, с. 65].
Первый шаг, который сделал В.А. Неговский на пути становления новой медицинской науки – реаниматологии – разделение смерти клинической и смерти биологической. Он выдвинул положение о том, что клиническая смерть, т.е. состояние организма, определяемое, согласно медицинским канонам, как остановка сердца и прекращение дыхания, есть на самом деле переходный процесс от жизни к смерти биологической, необратимой. Было еще одно принципиальное положение в логическом ряду концепции ученого – оно касалось роли мозга.
В послевоенные годы практическая деятельность Лаборатории экспериментальной физиологии по оживлению организма значительно расширилась. Основные исследования носили экспериментальный характер и были направлены на выяснение патогенетических механизмов критических и терминальных состояний. В.А. Неговский прилагал много усилий для внедрения методов реаниматологии в клиническую практику. Фронтовой опыт свидетельствовал, что это вполне возможно. Поэтому в 1946 г. в хирургической клинике А.Н. Бакулева было создано клиническое реанимационное подразделение.
В 1958 г. Министерство здравоохранения СССР разослало инструктивное письмо об организации специальных подразделений реанимации.
Проблема борьбы с фибрилляцией сердца, как отмечают специалисты, стала объектом активного изучения в лаборатории, руководимой В.А. Неговским. Были сформулированы теоретические положения о процессах возникновения и поддержания фибрилляции желудочков сердца, а также ее прекращения с помощью им- пульсов электрического тока, доказана универсальность метода электроимпульсной терапии при разных аритмиях сердца. Впервые в мире предложен метод дефибрилляции сердца импульсом биполярной формы, признанный за рубежом как наиболее эффективный и безопасный [2, с. 89–90].
В 1959 г. по инициативе В.А. Неговского в Городской клинической больнице имени С.П. Боткина был создан центр по лечению шока и терминальных состояний. В 1964 г. там же было организовано первое в стране реанимационное отделение общего профиля. На его базе начал работу Московский выездной реанимационный центр, обслуживающий стационары Москвы [7, с. 6].
Изучение патогенеза терминальных состояний позволило понять сущность ряда важных процессов, происходящих при умирании и последующем оживлении организма. За эти исследования в 1952 г. В.А. Неговскому и его сотрудникам М.С. Гаевской и Е.М. Смиренской, а также профессору Ф.А. Андрееву была присвоена Сталинская (Государственная) премия.
В 1958 г. лабораторию В.А. Неговского посетил сенатор США Г. Хемфри. Его поразили глубина и размах проводимых работ. В обращении к Конгрессу США он писал: «Что я предлагаю? Организовать под эгидой национальных институтов здравоохранения специализированные центры или институты физиологии смерти, оживления и связанных с ними проблем. Я предлагаю, чтобы США соревновались с СССР в смелом научном поиске путей к хотя бы частичной победе над смертью» [7, с. 7–8]. В своем предисловии к английскому изданию книги В.А. Неговского «Оживление организма и искусственная гипотермия» [8] его поддержал известный ученый Клод Бек: «У русских в Москве есть институт, где они изучают все эти проблемы. Они сконцентрировали все силы для выполнения своих замыслов. Они перспективно мыслят и осознают, что появилась новая медицинская специальность, задача которой – профилактика и терапия смерти. < …> Последняя книга по этому предмету выставляет напоказ для всего мира их работу по оживлению. Очевидно также, что миру придется смотреть на их работу» [Цит. по: 7, с. 8].
Опираясь на результаты собственных исследований, а также на данные других авторов, В.А. Неговский выступил на Международном конгрессе травматологов в Будапеште (1961 г.) с сообщением о возникновении новой медицинской науки – реаниматологии, предметом изучения которой являются «неспецифические общие патологические реакции организма, патогенез, терапия и профилактика терминальных состояний, жизнеобеспечение при критических состояниях» [2, с. 91].
В 1974 г. в изданной в Италии книге «Великие имена XX столетия – медики» материал о В.А. Неговском был озаглавлен так: «Padre Reanimazzioni» (отец реаниматологии).
Университет в Питтсбурге (США), где находится Исследовательский центр по оживлению, в 1981 г. вручил В.А. Неговскому Свидетельство о признании в знак «провидческих и первооткрывательских исследований в течение 40 лет». Руководитель центра, знаменитый ученый Питер Сафар, в канун 80-летия В.А. Неговского в 1989 г. писал ему: «...Вас всегда будут считать в мире основоположником реаниматологии, зачинателем научных исследований умирания и реанимации. Вы разработали много фундаментальных определений и концепций в этой новой отрасли науки. Я учился на Ваших концепциях и видении» [9; см. также 10].
В 1985 г. в нашей стране был создан первый в мире Научно-исследовательский институт общей реаниматологии (НИИОР) АМН СССР. В.А. Неговский руководил институтом до 1988 г., а затем, вплоть до своей смерти в 2003 г., работал там советником.
Отметим также, что с 1952 г. под руководством В.А. Неговского регулярно проводились всесоюзные и международные конференции и симпозиумы по актуальным проблемам реаниматологии. При участии В.А. Неговского вышли 3 издания учебника «Основы реаниматологии» [11]. Существенный вклад в понимание процессов, развивающихся в оживленном организме, внесла монография В.А. Неговского, А.М. Гурвича, Е.С. Золотокрылиной «Постреанимационная болезнь» [12], вышедшая также на английском языке [13]. Всего В.А. Неговским опубликовано более 400 научных работ, более 100 их них издано за рубежом на 16 языках мира.
Труды В.А. Неговского отличают энциклопедический подход, скрупулезность и тщательность исследований, глубина анализа, смелость и широта теоретических обобщений, высокая патофизиологическая обоснованность терапевтических мероприятий, клинических рекомендаций. Вся история современной клинической и экспериментальной реаниматологии непосредственно связана с новаторской научной деятельностью В.А. Неговского, считает Виктор Васильевич Мороз, лауреат премии Правительства РФ, заслуженный врач России, директор (1996–2016) НИИ общей реаниматологии РАМН, в настоящее время научный руководитель института [7, с. 10].
Сам В.А. Неговский в автобиографии так оценил свои научные и творческие достижения: «Создана новая медицинская наука – реаниматология, имеющая как фундаментальное, так и прикладное значение. Проведены исследования природы патологии критических, терминальных и постреанимационных состояний на органном, клеточном и биохимическом уровнях; механизмов развития необратимости мозга и вопросы ее профилактики, неврологические нарушения, нарушения функций кровообращения, дыхания, эндокринной, иммунной кинин-калликреиновой систем, гомеостаза при терминальных состояниях и последующем восстановлении жизненных функций организма. Создана научная школа, представленная исследователями, работающими в области экспериментальной и клинической патофизиологии критических, терминальных и постреанимационных состояний, учеными, занимающимися клиническими аспектами реаниматологии» [1].
Во Владимире Александровиче сочетались широкий разносторонний талант, трудолюбие, исключительная целеустремленность и организованность. Если присоединить к этим качествам подлинно энциклопедическую образованность, огромный клинический и практический опыт, прекрасные человеческие качества, становятся понятны истинные масштабы его личности.
Хорошо знавший В.А. Неговского В.В. Мороз отмечал во время чествования ученого в связи с его 90-летием: «Судьба одарила В.А. Неговского выдающимся умом, сильным характером, долголетием. Одной из отличительных черт В.А. Неговского является его удивительная научная интуиция ко всему новому. Владимир Александрович сумел вобрать в себя множество качеств профессионала, сплавленных в гармоничный образ современного ученого. Он любит природу, много путешествует, не оставляет туристические и лыжные походы, любит Баха, Гойю и Боттичелли. И несмотря на кажущуюся несовместимость этих художников есть внутренняя логика пристрастий В.А. Неговского – сложного, одаренного, цельного человека» [10].
Результаты научной деятельности В.А. Неговского были по достоинству оценены современниками. Он был награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Ленина, Отечественной войны II степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почета»; отмечен Сталинской премией II степени (1952 г.) за научные исследования и разработку методов восстановления жизненных функций организма, находящегося в состоянии агонии или клинической смерти, и Государственной премией СССР (1970 г.) за предложение, разработку и внедрение в медицинскую практику электроимпульсной терапии аритмий сердца.
К сожалению, богатое наследие В.А. Неговского мало известно некоторым нашим современникам, позиционирующим себя в качестве знатоков первой и скорой медицинской помощи, а также сердечно-легочной реанимации (СЛР). Эти «специалисты» активно продвигают свои «мастер-классы» по СЛР, но им не мешало бы чаще вспоминать великого ученого и обращаться к его наследию. «Мастер-классы» по СЛР в настоящее время популярны, однако нужно помнить и хорошо знать глубинные позиции, заложенные патофизиологами и реаниматологами.
В статье Ф.М. Османовой, Л.А. Алиевой и Л.Г. Гасановой, опубликованной в первом номере настоящего журнала за 2023 г., справедливо отмечено: «В наш век конформизма и приспособленчества необходимо напомнить будущим врачам, что путь к истине сложен, тернист, но в истории навсегда сохраняются имена тех, кто шел до конца, не изменяя своим идеям в угоду бытующего мнения» [14, с. 111]. Одно из таких имен – Владимир Александрович Неговский.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Серебренников Сергей Владимирович (Sergey V. Serebrennikov) – кандидат исторических наук, доцент Кемеровского регионального института повышения квалификации им. В.П. Романова – фили-
ала ФГАОУ ДПО ПЭИПК, Кемерово, Российская Федерация