В терминах авиации "штопор" означает, что самолет находится в свободном падении, то есть падает с ускорением. Для выхода из него необходим форсаж или дополнительная тяга. Для здравоохранения это означает, что необходимы дополнительные мощности и ресурсы. Это - государственное финансирование
дополнительно 710 млрд руб. каждый год в ценах 2019 г. Эти средства должны быть направлены на
ликвидацию дефицита медицинских кадров (путем увеличения оплаты их труда), на повышение их квалификации и на обеспечение всего населения бесплатными лекарствами. Для реализации этих мер необходим умелый командир самолета - министр здравоохранения. Если в сложившейся ситуации новый министр немедленно не примет это
единственно возможное решение, то это приведет к коллапсу в отрасли (никакие паллиативные меры не помогут). Как следствие, неизбежно произойдет нарастание социального недовольства, что
совершенно недопустимо для нашей страны.
Закритическая ситуация в состоянии здоровья населения и системы здравоохранения РФ характеризуется
- Существенным отставанием РФ по ключевой характеристике здоровья населения - ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ), которая рассчитывается по смертности в различных возрастных группах. В РФ в 2018 г. ОПЖ была на 4,8 года ниже, чем в "новых-8" странах ЕС, близких к нашей стране по уровню экономического развития (Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония). При этом ОПЖ российских мужчин была на 6,1 года ниже, чем в названных странах, смертность детей - в 1,6 раза выше, а смертность от инфекционных болезней - в 3,5 раза выше, чем у них.
- Критическим (на 20%) снижением рождаемости с 2014 по 2018 г., что в сочетании с высокой смертностью привело к тому, что в 2018 г. в РФ число умерших превысило число родившихся на 225 тыс. чел., а в 2019 г. (по прогнозам) - на 300 тыс. чел.
- Ростом общей заболеваемости населения - с 2012 г. она увеличивается со среднегодовым темпом 1% (1,4 млн случаев), соответственно растут потоки заболевших, которым необходимо оказывать медицинскую помощь.
- Критическим снижением мощностей системы здравоохранения, которые как раз обеспечивают доступность медицинской помощи. Особенно тяжелая ситуация сложилась в сельской местности, в малых и средних городах, и только выездом мобильных бригад эту ситуацию не решить - населению необходима постоянно доступная медицинская помощь. С 2012 по 2018 г. обеспеченность практикующими врачами в государственных и муниципальных медицинских организациях снизилась на 12% (на 46 тыс. чел. ), в результате она стала на уровне "старых" стран ЕС и даже на 14% ниже, чем в Германии. При этом в нашей стране имеется значительно большая потребность в медицинской помощи, чем в названных странах, из-за худшего состояния здоровья и низкой плотности населения. Самый значительный дефицит медицинских работников сложился в "первичном звене" здравоохранения, где врачей в 1,5 раза меньше необходимого (на 36 тыс.), средних медицинских работников - в 1,8 раза меньше (на 66 тыс. чел.), фельдшеров - в 1,9 раза меньше (на 20 тыс. чел.). Обеспеченность стационарными койками с 2012 по 2018 г. сократилась на 15% (на 160 тыс.), в результате в РФ она стала на 15% ниже, чем в Германии.
- Существенным хроническим недофинансированием здравоохранения из государственных источников - в 1,9 раза ниже на душу населения, чем в "новых-8" странах ЕС (по $ паритета покупательной способности - ППС). При этом в РФ в период с 2012 по 2018 г. государственные расходы сократились еще на 4% в постоянных ценах. Такое недостаточное финансирование не позволяет повышать оплату труда медицинских работников и оказывать медицинскую помощь в соответствии с современными клиническими рекомендациями и стандартами.
- Снижением гарантированных государством объемов бесплатной медицинской помощи: с 2012 по 2018 г. число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений сократилось на 12%, госпитализаций - на 6%, вызовов скорой помощи - на 3%. Более того, в РФ доступность лекарств в амбулаторных условиях (одного из главных индикаторов доступности медицинской помощи) в 2,8 раз меньше на душу населения, чем в "новых-8" странах ЕС. При этом эти лекарства у нас получают только отдельные категории граждан, а у них - все, кому врач выписал рецепт.
- Существенным увеличением нагрузки на медицинских работников, которое связано с тем, что на фоне ежегодного роста заболеваемости произошло сокращение их количества, а также с тем, что множатся излишние требования, проводятся зачастую неоправданные многочисленные контрольные проверки и множится документооборот. Именно поэтому повышение с 2013 по 2018 г. среднемесячной начисленной заработной платы в постоянных ценах (2013 г. = 100%) у врачей на 25%, а у среднего медицинского персонала - на 8%, оказалось крайне недостаточным. Также необходимо понимать, что любые переработки медицинских работников опасны снижением качества медицинской помощи, именно поэтому во многих странах они запрещены законом.
В результате огромные требования, которые сегодня предъявляются к медицинским работникам РФ, не компенсируются им ни достойной зарплатой, ни уважением общества. Это увеличивает отток кадров из отрасли, что еще больше снижает доступность бесплатной медицинской помощи. Как следствие, все это ложится дополнительным бременем на бюджеты российских семей, причем в ситуации отсутствия роста реальных доходов населения, что естественно усиливает недовольство граждан. Именно поэтому, по опросам ВЦИОМ, сегодня здравоохранение - проблема № 1, которая волнует граждан РФ и медицинских работников.
Все резервы системы здравоохранения на сегодня исчерпаны, дальнейшее промедление с решением кадровой проблемы, которая напрямую обеспечивает доступность и качество медицинской помощи, приведет к нарастанию социальной напряженности в стране. Меры, которые необходимо реализовать немедленно, чтобы удовлетворить запросы и улучшить здоровье населения
Президентом РФ поставлена национальная цель - увеличить ОПЖ до 78 лет к 2024 г. и повысить доступность медицинской помощи, особенно в "первичном звене". Реализация национального проекта "Здравоохранение", а также выделение дополнительных 550 млрд руб. (на 5 лет) для обновления инфраструктуры "первичного звена", - правильный шаг в этом направлении. Однако, для решения поставленных задач потребуются дополнительные меры и значительно большие финансовые ресурсы.
Обосновано, чтобы в РФ достичь ОПЖ 77-78 лет при соблюдении самых благоприятных базовых условий (рост ВВП на 4% ежегодно и снижение потребления алкоголя на 40% к 2024 г.), потребуется увеличение государственного финансирования здравоохранения соответственно на 10 и 15% ежегодно в постоянных ценах (2018 г. = 100%). Увеличение на 10% - это в среднем дополнительно 820 млрд руб. в год в постоянных ценах, из них 110 млрд руб. на инфраструктуру уже выделено. Такой рост государственных расходов на здравоохранение к 2024 г. будет соответствовать 5% ВВП. Это как раз тот уровень, который уже сегодня сложился в "новых-8" странах ЕС, и где ОПЖ составляет 78 лет.
Дополнительные средства (710 млрд руб. в год в среднем) должны пойти на:
I. Ликвидацию дефицита медицинских кадров, путем повышения оплаты их труда (не менее в 1,5 раза) и выравнивание ее по регионам. На это потребуется около 320 млрд руб., при этом опережающим темпом должна расти оплата труда медицинских работников первичного звена и в сельской местности. Потребуются также новые подходы к организации ПМСП.
II. Масштабное повышение квалификации медицинских кадров, причем опережающими темпами - организаторов здравоохранения - 60 млрд руб., в том числе индексация оплаты труда профессорско-преподавательского состава медицинских вузов (не менее 300% к средней оплате труда в экономике); повышение их квалификации, создание условий в медицинских организациях для непрерывного образования.
III. Реализация программы всеобщего лекарственного обеспечения населения в амбулаторных условиях - 300 млрд руб.
IV. Увеличение тарифов по оплате медицинских услуг для включения современных методов лечения и в увеличение объемов медицинской помощи в связи с ростом числа заболевших - 10 млрд руб.
V. Реализация программ по снижению заболеваемости и смертности детей и подростков, а также по снижению смертности от инфекционных заболеваний - 20 млрд руб. (по 10 млрд руб.).
Увеличение оплаты труда медицинских работников одновременно будет способствовать росту покупательной способности населения, а значит, и развитию экономики РФ. Только при названном увеличении финансирования и расходовании средств на обозначенные приоритеты будет возможен рост ОПЖ до 77-78 лет к 2024 г., повышение удовлетворенности населения и медицинских работников, а значит, снижение социальной напряженности в обществе.
Любой министр здравоохранения, назначенный на должность, обязан представить программу действий, включающую вышеназванные меры, обсудить ее с профессиональным экспертным сообществом, а также постоянно отслеживать обратную связь с населением и медицинскими работниками в центре и в регионах. Каждые полгода он должен отчитываться перед Государственной Думой о состоянии в отрасли. Если ситуация не улучшится, то в 2021 г. новый состав Думы его просто не переназначит.
д.м.н. Г.Э. Улумбекова, 19 января 2020 г.
Подробно все обоснования, расчеты и предложения представлены в моей монографии,3-е издание, 2019 г. "Здравоохранение России. Что надо делать. Состояние и предложения 2019-2024 гг."
Читать выводы к разделам