Регионы с триллионом. Мониторинг государственных финансов

28 ноября 2021

С учетом быстрого роста собственных доходов регионов и сложившейся динамики расходов по итогам 2021 года можно ожидать суммарного профицита консолидированных бюджетов субъектов РФ в размере 300 млрд руб., отмечают в своем обзоре эксперты Центра развития НИУ-ВШЭ. Они напоминают, что в кризисном 2020 году региональные бюджеты были сведены с дефицитом в 677 млрд руб., отмечая при этом, что новая волна пандемии в последние месяцы года еще может сократить доходы регионов и увеличить их расходы.

budjet.jpg

Ранее Минфин сообщал, что, по оперативным данным, на 1 октября 2021 года рост доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ по сравнению с таким же периодом 2020 года составил 19% при объеме поступлений в 11,9 трлн руб. Прирост налоговых и неналоговых доходов зафиксирован в 83 из 85 российских регионов. Рост доходов позволил территориям несколько нарастить расходы - за девять месяцев они выросли на 6% (до 10,9 трлн руб.). Увеличили траты 78 регионов, снизили - 7, сообщал Минфин. В результате в целом консолидированные бюджеты за этот период исполнены с профицитом в 1 трлн руб. (против дефицита в 2020 году в размере 296 млрд руб.).

В Центре развития отмечают, по уточненным позже данным, прирост доходов по итогам января-сентября составил 19,6%, расходов - 6,5%, а размер профицита - 987 трлн руб. "Положительный баланс региональных бюджетов по итогам трех кварталов наблюдался ежегодно в период с 2011 года, за исключением 2013 и 2020 годов",- напоминают эксперты, отмечая, что 13 российских регионов все же "закрыли" девять месяцев 2021 года с дефицитом (в прошлом году таких было 44).

В доходной части заметнее всего выросли поступления налога на прибыль - из-за эффекта низкой базы прошлого года они увеличились сразу на 47% (годом ранее было падение на 15%). На этом фоне объем трансфертов из федерального бюджета сократился на 2%. В выросших расходах опережающими темпами росли траты на ЖКХ, национальную экономику, образование, физкультуру и спорт. Одновременно региональные расходы на здравоохранение сократились более чем на 10%, в реальном выражении сократились и расходы на социальную политику, что можно объяснить частичным сворачиванием "антиковидных" мер поддержки.