Агломерации - это мировой тренд, но нужна инфраструктура - мнение

09 февраля 2022

Тема "Агломераций" давняя, неоднократно обсужденная и, видимо, вполне разумная. Об этом сообщил корреспонденту ИА REGNUM руководитель общественной организации "Здравоохранение" (Екатеринбург) Максим Стародубцев, комментируя очередные инициативы в создании таких образований на территории России.

В конце концов это "мировой тренд", отметил эксперт. Но добавил, что здесь не всё просто.

"И тут, как обычно, тем более у нас, проблемы ожидаемы не столько от идеи, сколько от качества ее исполнения. Известно, что с учётом наших пространств, да и исходя из того же "мирового опыта", чуть ли не основным ключом к формированию "агломерации", является транспортная эффективность. Позволяющая, например, Ревде (если брать за пример Екатеринбург), ощущать себя частью "Большого Города". Не будет "транспортной эффективности", всё так и останется на бумаге, при ещё большей концентрации ресурсов в локальных центрах и снижения понимания руководителей этих центров проблем "периферии" (чего, кстати, и боятся так называемые "города-спутники", - сказал Стародубцев.

Также он отметил, что доступность для населения "в целом", например, качественной медицины, сконцентрированной в "центрах", можно обеспечить с помощью иной организации потоков пациентов, ликвидирующей административные преграды между провинцией и "метрополией".

"Поэтому, на мой взгляд, не следует изобретать лишних "административных сущностей", а делать "что должно": например дороги, заботиться о комфортной среде обитания. И, тогда, причём совершенно естественным путем, "будет то, что будет": сформируется та же "агломерация". Которую, де-юре, если то посчитают целесообразным, и могут оформить местные жители в рамках прав местного самоуправления", - подчеркнул Стародубцев.

Что касается предложения Алексея Кудрина создать агломерацию на базе Свердловской, Челябинской областей и Пермского края, то, по мнению эксперта, он, видимо, недоучёл пресловутую "опцию расстояний". Если из Екатеринбурга до Челябинска можно доехать за полтора часа (проблемы аналогичные для многих "москвичей"), то с Пермью в этот срок никак не уложишься.

"Да и, честно говоря, даже в случае давно партнёрских Челябинска и Екатеринбурга, вряд ли найдется столько населения, что бы заполнить имеющуюся между городами "брешь". А образовавшаяся "гантель", так или иначе, но будет по-прежнему растягиваться к "историческим центрам силы", ибо вряд ли окажется разумным ради просто идеи "агломерации" формировать новый центр посередине. Но это если мы говорим о регионах "самодостаточных", что, в принципе, могут совместно и создавать заново нужную им инфраструктуру: медицинскую, культурную, иную. Например "совместный Иннопром/ЭКСПО" и пр. (взяты именования "на слуху"), и могли бы естественным путём формировать нужные связи. И отталкиваться стоило бы именно от этих "мега идей". Другое дело, если мы видим регионы депрессивные, типа Курганской области. Тут, на мой взгляд, без "паровоза" не обойтись. И ту же сложившуюся практику, когда и так часть "курганцев" де-факто ориентирована на иные центры, кто на Екатеринбург, кто на Тюмень, нужно просто "легализовывать" институционально", - заключил эксперт.

Как сообщало ИА REGNUM, глава Счётной палаты РФ Алексей Кудрин предложил создать одну из агломераций на базе Татарии. А ещё раньше он же выступал с инициативой создать подобное образование на базе Свердловской и Челябинской областей, а также Пермского края. По его мнению, судьбу, в том числе и России, будут решать именно крупные агломерации, которые смогут соответствовать международному уровню. Отметим, что есть и противоположные мнения. Часть экспертов считают, что создание подобных образований может быть опасным для России.