Платные медицинские услуги в государственном секторе

05 сентября 2019

Опять вопрос о полном запрете платных услуг в государственных медорганизациях вынесен в публичную плоскость. На сей раз это проект депутата Федота Тумусова. Оговорюсь сразу, что общая направленность его мыслей и предложений мне импонирует. Есть вполне дельные вещи, и высказываются они открыто и достаточно смело. Но часто в них проскальзывает смазанность технологической реализации или абсолютное игнорирование возможности таковой.

Что это? Просто приоритет самой идеи с нехваткой времени на ее проработку или же некое непонимание внутренних механизмов работы системы здравоохранения? На этот раз это свойство проявилось настолько ярко и в таком принципиально важном вопросе, что пришлось высказаться.

Если тезисно: 

  • Платные услуги в ГБУЗах стали притчей во языцах из-за колоссального дисбаланса финансового обеспечения программы госгарантий и ее себестоимости в соответствии с требованиями, предьявляемыми к оказанию медпомощи, а также несоответствия объемных показателей ПГГ объективной потребности населения (неоплата счетов по превышенным обьемам)
  • Вторичные факторы - нечеткость нормативных актов при описании границы платности и бесплатности, низкая платежеспособность населения, а также, частично, злоупотребление правом оказания платных услуг руководителями медорганизаций и отдельными медработниками.
  • Существует часть направлений медпомощи и условия их реализации, не входящие в ПГГ. Все их прекрасно знают - косметология, медосмотры мигрантов, водителей, плановая помощь иностранцам, профосмотры на предприятиях, использование альтернативных расходных материалов и медикаментов, комфортные условия пребывания, внеочередность и т.д и т.п. Далеко не везде есть частные клиники, которые это все могут сделать, часть услуг из этого перечня им делать и по закону то не разрешено.
  • Приоритет принципов целевого использования средств над экономической эффективностью, запрет на покупку оборудования по ОМС дороже 100 т.р., запрет капитальных (нигде четко не описанных) затрат при ремонтах, повсеместное давление финансовых контролеров со штрафами за спорные нецелевые траты, например, покупка кондиционера в операционную, вынуждают руководителей МО все это относить на затраты по хозрасчетной деятельности. Что также иногда чревато спорами с налоговыми органами.
  • Достигающий абсурда перекос в структуре затрат МО для жестко требуемого выполнения нормативов по зарплатам медработников, когда доля медикаментов и расходных материалов в многопрофильных больницах сжалась до 7-10%, не позволяет оказывать медпомощи по ОМС без дополнительных хозрасчетных средств.
  • Негласное давление по увеличению хозрасчетной составляющей на МО со стороны органов управления здравоохранения в регионах из-за отсутствия средств на исполнение своих расходных обязательств.
  • Непрофильные расходы МО - выборы, нагрузка по проведению региональных мероприятий, в том числе культурно-массовых, непокрытая часть расходов по работе с военкоматами, принудительная подписка на региональные газеты и журналы, содержание автотранспорта минздравов и депздравов, принуждение к спонсорству некоммерческих организаций (ветеранских, например) и т.п.
Список всего этого можно и продолжить. Ясным (для тех, кто понимает как работает система в текущих условиях) является одно - сейчас запрет платных услуг в государственных МО вызовет значимый технологический сбой и в по ряду направлений деятельности может привести к временному коллапсу с соответствующим всплеском недовольства населения. А депутатскому корпусу надо бы глубже разобраться в технологии и бороться с первопричинами, т.е. с сыростью, а не с плесенью, выполняя свое истинное предназначение - формирование качественной нормативной законодательной базы во благо избравшего их населения.

Прохоренко Н.Ф.
Первый проректор ВШОУЗ
medsovet@vshouz.ru