Действительно, в последнее время мы наблюдаем обострение эмоционального взаимодействия между пациентами и врачами (медсестрами, медработниками и т.д.). Это, в принципе, совершенно закономерно. Пациентам обещается много - программа государственных гарантий достаточно обширная. Медицинская деятельность становится все более регламентированной. Пациенты сегодня могут получить на сервисе федерального и территориальных фондов выписку об оказанных в стационаре услугах и об их стоимости. Многие уже знают, что есть клинические рекомендации, которые с 2021 года станут обязательными, что есть приказ №203 Минздрава "Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи", который регламентирует показатели качества медицинской помощи по наиболее важным нозологическим формам.
Также мы постоянно слышим, что врачи работают плохо - есть много примеров осложнений и смертей, напрямую связанных с нерадивостью медицинских работников. Юридические компании "любезно предлагают свои услуги" - довести дело до суда. Страховые компании также уверяют, что новый созданный институт страховых представителей поможет пациентам довести до судебного решения все конфликтные ситуации, связанные с оказанием медицинской помощи.
Т.е. зреет четкое убеждение, что медицина задолжала, медицина работает плохо. И поэтому ее надо давить, наказывать и добиваться правды всеми возможными и невозможными способами. Но в выборе этих способов люди не всегда бывают адекватны.
Но дефекты общения пациентов и врачей также имеют свои причины.
Накал недовольства населения порождает необходимость принятия мер. Как система реагирует? Система не реагирует глубоким анализом того, что происходит в ней - она реагирует проверками и "показательными порками", которые лишь усугубляют ситуацию. Врачи, перегруженные работой, вынуждены отвлекаться на бесконечные аудиты, отчеты, разговоры с прокурорами и страховыми представителями, экспертами. Проблема решается не путем устранения причин и поиска корней, а через принуждения и силовые методы.
В России на здравоохранение тратится в среднем около 5% ВВП, из которых около 3% - расходы государства и 2% - расходы населения. В странах Европы - нормой считается от 9% до 11%, в США - 18% от их ВВП, которое несравнимо с нашим. Изначальное недофинансирование; изношенность инфраструктуры; накопившиеся многолетние проблемы в здравоохранении; измученные врачи, которых катастрофически не хватает (кто согласится работать в таких условиях?) - имея такие проблемы, мы никогда не сможем обеспечить тот объем и то качество медицинской помощи, которое ожидает население.
Что говорит статистика? #chart-399# Анонимное голосование, которое проводилось среди организаторов здравоохранения на ежегодном конгрессе "Оргздрав-2018" показало, что "маргинальных" ответов на этот вопрос оказалось меньшинство - 10% и 12%, от тех, кто категорично встал на сторону медработников или пациентов. Наиболее частый ответ (48%) был выбором наиболее конструктивного подхода. Все верно, не надо драматизировать, не надо подливать "масла в огонь". Следует спокойно разобраться в зонах возможностей и ответственности обеих сторон, построить регламенты, технологию оказания медицинской помощи и сам процесс коммуникации медицинского работника и пациента.