Часто мы слышим дискуссии, участники которых отстаивают либо одну, либо другую сторону. Безусловным преимуществом частной медицины является сервис и улучшенные условия пребывания, хотя в последнее время во многих государственных клиниках провелись капитальные ремонты и в крупных городах государственные больницы в эстетическом плане зачастую не уступают частным. Считается, что в частных клиниках больше ценят клиентов, врачи получают высокую зарплату, а, соответственно, - лучше лечат. Отчасти это правда. Но так как частные медицинские учреждения нигде не публикуют статистические данные, то достоверно сравнить результаты лечения в частной системе и в государственной не представляется возможным.
Врачи частных клиник опровергают тот факт, что у них есть необходимость придерживаться среднего чека и обеспечивать долю возврата пациентов. Но стандарты обследования при патологических состояниях у них гораздо шире, чем рекомендуемые. Частные учреждения объясняют это заботой о пациенте, более тщательным обследованием и страховкой от непредвиденных осложнений. Но, как правило, это выливается в ненужные расходы пациента, а возникшую патологию или серьезные осложнения пациент, как правило, вынужден долечивать в государственном учреждении.
С другой стороны, в государственном секторе наблюдается перегрузка медицинских работников, и доход врача, не зависящий от повторного визита пациента, создает впечатление "работы спустя рукава".
Для государственной системы квалификация организаторов здравоохранения приобретает особое значение, так как их действия взаимосвязаны с другими медицинскими учреждениями, выполнением маршрутизации, системной деятельностью по различным службам и направлениям.
Частная и государственная медицина - это исключительно правовая форма юридического лица. Государственные деньги по программе госгарантий или добровольное медицинское страхование за счет личных средств - это лишь источник компенсации затрат на медицинскую помощь.
Сама суть оказания медицинской помощи должна быть одинаковой и в государственных, и в частных клиниках. Она должна базироваться на грамотном менеджменте в здравоохранении, на создании условий работы и выполнении клинических рекомендаций, основанных на доказательной медицине.