Сколько должен длиться прием врача?

12 ноября 2019

Может ли врач отказать пациенту, если время приёма уже закончилось? Сколько отводится на заполнение документов и работу с посетителем?

Эти вопросы возникают почти у каждого, кто приходит в поликлинику. Разобраться в них нам помогла глава Минздрава Вероника Скворцова.

- Сразу хочу напомнить читателям: время работы врача с пациентом никакими нормативными актами не ограничивается. Приём должен продолжаться ровно столько, сколько это нужно для эффективной диагностики и определения схемы лечения пациента. Да, в 2015 г. приказом Минздрава № 290н были утверждены типовые нормы времени на посещение врача-специалиста одним пациентом. Например, там прописано, что у терапевта оно составляет 15 минут, у гинеколога - 22 минуты и т. д. Но это лишь рекомендации для главных врачей при планировании работы и составлении штатного расписания. Кстати, впервые с советского времени мы провели исследования и выяснили, что время приёма врача при первичном осмотре не может быть меньше 20 минут, повторный приём занимает обычно 10-15 минут. Понятно, что в некоторых случаях посещение одного пациента может длиться даже 30-40 минут. В советское время врачу отводилось и того меньше: за час надо было принять пять пациентов - по 12 минут на каждого. К сожалению, зачастую большую часть времени многие врачи до сих пор тратят не на работу с пациентом, а на заполнение бумаг. А должно быть наоборот.

Поэтому одним из приоритетов модернизации первичного звена здравоохранения в рамках нацпроекта "Здравоохранение" станет внедрение новых технологий в поликлиниках, позволяющих сократить бумажную волокиту. Эту работу Минздрав ведёт последние несколько лет. Отменена часть ненужных форм медицинской документации. Сегодня есть только один медицинский документ, который обязан заполнить врач, - это медицинская карта. Составление всевозможных отчётов в его обязанности не входит.

Медицинские организации активно переходят на электронный документооборот, что тоже реально экономит время врача. В частности, в электронный вид переводят картотеки - с возможностью автоматической загрузки данных пациента, запросов в другие организации, если это требуется для выдачи справки. Кроме того, внедряются электронные сервисы, помогающие высвободить время на работу с пациентом: запись к врачу через интернет (в том числе через мобильные приложения) и инфомат, "Личный кабинет пациента", позволяющий осуществлять электронную переписку с лечащим врачом и получать электронные рецепты и электронные результаты исследований и справки о состоянии здоровья.

Сейчас, в период модернизации первичного звена, мы обновим парк оборудования российской современной высокотехнологичной медицинской техникой, что также позволит рациональнее распределять рабочее время медицинских специалистов. Тогда те же 15-20 минут врач сможет использовать совершенно по-другому - 70-80% времени уделять работе с пациентом. А всё остальное - выписка рецептов, распечатка бланков, оформление справок, направления на анализы и т. д. - сделают за него средний медперсонал или компьютер. Так должна работать новая модель поликлиники, которая с 2019 г. внедряется по всей стране.

Медицина сейчас развивается небывалыми темпами. Появляются новые биомедицинские и цифровые технологии, а значит, требуется постоянно обновлять и организационные процессы в работе с пациентами. Многое изменилось. Но немало предстоит ещё исправить. Особенно это касается самого сложного для организации и управления уровня первичного звена здравоохранения. Ведь именно от него в первую очередь зависит здоровье наших граждан.