Бумажка вместо навыков: почему онлайн-образование не подготовит лидеров будущего

05 сентября 2019
Наталья Токарь, журналист Forbes

Сегодня весь мир говорит о том, что классическое образование доживает последние дни и скоро все будут учиться дистанционно в течение всей жизни. Но есть и альтернативное мнение: онлайн-курсы воспитывают людей с искаженным представлением о своем профессионализме

Более половины людей (52%) никогда не открывают приобретенные онлайн-курсы - такие данные опубликовала Американская ассоциация содействия развитию науки, проаназилировав данные по онлайн-курсам Coursera, Udemy, Udacity, edX, Гарвардского университета и MIT. Полученные ими сертификаты не впечатляют работодателей, а необходимые сегодня навыки просто невозможно развить дистанционно. Но несмотря на это, онлайн-образование остается прибыльным бизнесом. На что рассчитывают люди, предпочитающие обучение в режиме онлайн?

Глава HR-направления Google Ласло Бок отмечает: дипломы абсолютно не гарантируют, что сотрудник будет справляться со своими задачами в компании. Однако в то же время система скрининга и отбора кандидатов в Google и большинстве международных компаний построена на отборе людей именно по наличию необходимых дипломов. Люди идут за сертификатами в надежде пройти "сортировочный пункт" и получить приглашение на собеседование. Либо рассчитывают получить повышение за счет подтверждения нового уровня своих компетенций. Они играют по обозначенным компаниями правилам: в сотрудниках ценятся life-long learning, вклад в свое образование, настойчивость и повышение квалификации. Однако факты вскрывают много противоречий.

Человеку нужен человек

Люди, заплатившие за курс, добавляют его в резюме и искренне путают наличие сертификата с наличием профессиональных навыков, которые нарабатываются годами практики. Проблема бизнеса сегодня - искаженное восприятие своих компетенций миллионами сотрудников, которые получают сертификаты о лидерстве, управлении бизнесом и навыках коммуникации за три дня или три месяца и считают, что получили навык, достойный повышения.

Факты того, что людей не повышают за наличие сертификатов, не могут соревноваться с количеством предложений в нише дополнительного онлайн-образования. Мощная пропаганда "Стань лидером за 3 дня" искажает восприятие и приводит к конфликтам в компаниях. Об этом много говорит Саймон Синек, подчеркивая, что сертификаты лидеров бесполезны - нужна постоянная практика. Об этом пишет Джейсон Баргер, которого цитируют многие эксперты в образовании: "Программы обучения для лидеров - это провал. Большинство курсов - это восемь часов непрерывного потока информации вместо трансформации сознания человека".

В компаниях нужны совсем другие компетенции и навыки, которые онлайн-курсы не способны развить в людях Прогнозируя популярные профессии будущего, большинство исследователей отмечает, что самыми востребованными будут навыки человеческие, которые невозможно заменить алгоритмом. Это эмоциональный интеллект, креативное и критическое мышление, любопытство, адаптивность, коммуникация с людьми, мотивация учиться, навык учиться самостоятельно. Эксперты сходятся на том, что онлайн-курсы сегодня не способны помочь людям освоить эти навыки по множеству причин:
  • Онлайн-курсы не подразумевают обратной связи или общения с преподавателем. Содержание большинства курсов - это развлекательная библиотека видеоконтента. Из всех курсов по развитию soft skills, которые предлагает Udemy, например, ни один не предполагает человеческой обратной связи и подтверждения сформированного навыка кроме сертификата.
  • Низкое качество преподавателей онлайн-курсов. Любой, заявивший себя экспертом, предлагает научить других, не владея методикой преподавания и навыком успешной работы с онлайн-аудиториями.
  • Онлайн-школы - быстрорастущая ниша, пропагандируемая инфобизнесменами как "прибыльный бизнес" без вложений. Юным предпринимателям рассказывают на тренингах, что можно выгодно продавать и переупаковать чужие знания. Цель - высокая маржинальность, но не помощь в развитии навыков, необходимых поколению, которое будет руководить нами через 5-10-15 лет.

Знания можно получить через массовые онлайн-программы, но для формирования человеческих навыков требуется много индивидуальной обратной связи преподавателя каждому участнику и работа в мини-группах, где материал подобран под особенности людей, отмечает профессор Института технологий Нью-Джерси.

Онлайн-образование однозначно будет развиваться, и вместе с тем самыми критичными будут оставаться навыки человеческой коммуникации, которым, как показывает практика, сложнее всего обучиться онлайн.

Источник: https://www.forbes.ru/forbeslife/376229-bumazhka-vmesto-navykov-pochemu-onlayn-obrazovanie-ne-podgotovit-liderov