KPI без фанатизма: применим ли этот метод оценки эффективности в медицине

31 января 2020

Можно ли оценить эффективность работы руководителей в секторе здравоохранения с помощью KPI и как внедрить такой инструмент мониторинга в клинике, рассказала Наталья Комарова, директор Центра развития здравоохранения Московской школы управления Сколково
Создание эффективной системы управления - одна из сложных задач менеджмента. Универсальной методики построения таких систем нет, однако можно выделить передовые показатели, обеспечивающие лучший результат.
Количественные показатели дают неплохой материал для анализа и оптимизации бизнес-процессов. При одном условии: KPI надо использовать с умом. И сами показатели должны быть выставлены корректно.
Польза внедрения
Одна из важных функций KPI в здравоохранении - информационная и диагностическая. Она подразумевает сначала отслеживание различных методов и манипуляций, а затем сравнение результатов для выявления наиболее эффективных инструментов. Методы, которые дают хороший результат, можно и нужно успешно масштабировать.
Второй веский аргумент в пользу внедрения KPI в том, что понятные количественные показатели помогают дать потребителю четкую информацию о поставщиках услуг. Создавайте базу, сравнивайте параметры и выбирайте наилучший вариант.
Еще один плюc KPI - они могут стать удобной основой для создания в организации системы поощрений и наказаний. В зависимости от результатов работы, где они оформлены в виде единообразных показателей с понятными критериями и метриками. Такой вид подачи информации будет комфортен как для сотрудников, так и для менеджмента компании.
Система KPI в мировой практике здравоохранения
Другое дело, что даже лучший инструмент можно дискредитировать некорректным использованием. И KPI в этом отношении - очень показательный пример. Сторонники использования количественных показателей в здравоохранении нередко смешивают разные понятия, ставят в один ряд разные параметры и критерии. Закономерно, что результат в этом случае получается сомнительный, а сами KPI подвергаются критике.
Корректное же использование KPI способно принести впечатляющие результаты. Приведем несколько примеров. Один из них - оценка результативности мер по снижению уровня больничных инфекций, связанных с центральными венозными катетерами в Geisinger Health System.
Geisinger Health System - это всемирно известная некоммерческая организация, возглавляемая врачами. Она обслуживает в штате Пенсильвания 2,6 млн человек, многие из которых сельские жители с низким доходом. Geisinger - витрина американского здравоохранения, и для этого есть основания. Как пионер в использовании электронных медицинских карт эта организация вложила более $100 млн в создание системы электронного документооборота и предоставила пациентам возможность доступа к врачам через онлайн-портал. Эта система позволяет быстро передавать информацию поставщикам услуг и отслеживать результативность подразделений, в том числе индивидуальных врачей. Организация прикрепляет медсестер-кураторов к пациентам из групп повышенного риска, которые информируют пациентов, следят за их состоянием, корректируют планы лечения и делают последующие назначения.
Два наиболее затратных и распространенных недуга, с которыми сталкиваются американские врачи, - это диабет и проблемы с сердцем и сосудами. В Geisinger пациентами с этими заболеваниями занимаются интегрированные бригады, в состав которых входят врачи и фельдшеры, фармацевты, диетологи и другие специалисты. Вместо распределения лечения между несколькими специалистами, контакты которых друг с другом могут быть минимальными, в Geisinger используется комплексный подход. А в формировании зарплаты врачей используется принцип KPI: 20% заработной платы врачей привязаны к целям, касающимся сокращения расходов, а остальные 80% зависят от качества оказываемых услуг. Благодаря этой системе Geisinger снизила уровень затрат и повысила эффективность лечения: уровень больничных инфекций резко снизился.
В немалой степени это стало возможно благодаря усилиям Питера Проновоста, реаниматора из больницы Университета Джона Хопкинса в Балтиморе. Проновост вместе с коллегами разработал программу, основанную на выполнении пяти стандартных, но простых процедур, которые снизили вероятность заражения через центральные венозные катетеры. Отработав эту программу в университетской больнице, Проновост добился ее внедрения в больницах штата Мичиган, где она получила название "Мичиганский проект основ интенсивной терапии". Аналогичные программы с тех пор были реализованы на всей территории США, а также в Англии и Испании. Результаты оказались впечатляющими: частота занесения инфекций через кровь снизилась на 66%, что позволило спасти тысячи жизней и сэкономить миллионы долларов.
В российских реалиях
Как и с любым инструментом, с внедрением KPI в здравоохранении важна аккуратная работа с данными. Важно, чтобы они были ранжированы корректно, критерии выбраны правильно, а полученная информация интерпретирована верно.
В российской системе здравоохранения использование системы KPI тоже дает свои результаты. Первыми эту методику освоили частные клиники. Сейчас все более активно ею начинают пользоваться государственные лечебные учреждения. Один из ярких примеров - в Ивановской области. Все 50 главных врачей ЛПУ переведены на систему KPI. Среди ключевых показателей эффективности медицинских управленцев - рациональное использование койко-дней в больнице, данные по смертности пациентов, число принятых больных. Одна из новых метрик в этом ряду, появившаяся совсем недавно, - показатель удовлетворенности пациентов лечением.
Пять шагов к внедрению KPI в клинике:

1) Выберите ключевые направления, влияющие на жизнедеятельность ЛПУ (очевидно, что для каждого из подразделений больницы они будут разными: что хорошо для кардиологического отделения, не подойдет для АХО).

2) По этим категориям проведите мониторинг текущей ситуации.

3) Оцените тенденцию.

4) Обозначьте реалистичный прогнозируемый рост на установленный период.

5) Проверьте наличие условий и необходимых инструментов для их достижения, создайте сотрудникам условия для работы.

Корректность работы системы и результативность показателей будет зависеть только от конкретной реализации конкретной задачи.