Макроэпидемическая политика. Как правительство готовит страну к труду и обороне от коронавируса

24 марта 2020

Все регионы России переведены в состояние готовности к развитию эпидемии коронавируса, им рекомендовано действовать по модели Москвы. Итоги совещаний последних дней в правительстве: готовится реструктуризация долгов регионов, IT-систем контроля и оповещения населения, максимум госсервисов переходит в режим дистанционного доступа, обсуждается ограничение экспорта продовольствия и приоритизация расходов бюджета. Статуса чрезвычайной ситуации пока нет - силовые структуры получили лишь указание проверить готовность к ней и провести учения. Судя по всему, правительство беспокоит повышенная готовность компаний сокращать сотрудников, необоснованные и превентивные увольнения Минтруду и Минюсту поручено предотвращать внеплановыми проверками - прочие госструктуры их ограничили почти до нуля.

Работающие в нестандартном режиме структуры правительства, созданные для противодействия коронавирусной эпидемии, в Белом доме работают де-факто в ежедневном режиме. “Ъ” ознакомился с итогами работы 20-21 марта всех трех "профильных" структур - совещания по экономическим вопросам у премьер-министра Михаила Мишустина, Координационного совета при правительстве по противодействию эпидемии и рабочей группы при Госсовете во главе с мэром Москвы Сергеем Собяниным по тому же вопросу. Специализация всех структур во власти уже сложилась: правительство занято в основном общеэкономическими и смежными вопросами, координационный совет - вопросами коммуникации и согласования действий властных структур, а также коммуникациями с населением, рабочая группа - выработкой рекомендаций и мер для региональных штабов во главе с губернаторами.

Сейчас Белый дом исходит (в том числе на основании моделирования развития эпидемии в РАНХиГС) из того, что ситуация в России из-за превентивно принятых мер (ограничение въезда в страну, тестирование и трекинг контактов возвращающихся из-за рубежа, превентивное ограничение занятости в офисах и т. п.) отстает более чем на неделю от европейской, но принципиально от нее не отличается. В свою очередь, в регионах РФ она существенно отстает от московской.

То есть у власти есть определенная временная фора для принятия мер, ограничивающих распространение вируса по сценариям Японии, Южной Кореи и Сингапура,- и в Москве, и в регионах.

Все 85 регионов РФ приведены в состояние оперативной готовности к эпидемии, им рекомендовано применять модель Москвы в ограничении распространения заражения. Режим чрезвычайной ситуации не показан, хотя МЧС, МВД и другим силовым структурам правительством указано провести учения по готовности к ней, проверить коммуникации и отрабатывать межведомственное взаимодействие - прямо в планах правительства они, исходя из поручений координационного совета у премьер-министра 20 марта, не задействованы.

Белый дом сейчас выделяет три потенциальные проблемные зоны в сложившейся ситуации - это рынок труда, потребительский рынок, социальная сфера. В случае с рынком труда речь идет о защите населения от необоснованных и превентивных увольнений в связи с обвалом деловых настроений, а также от задержек зарплат: Минтруду и Минюсту указано проводить внеплановые проверки работодателей, общий мораторий на проверки на этот вопрос не распространяется. Губернаторам поручено создать региональные списки системообразующих предприятий для контроля занятости и социальной стабильности.

Краткосрочная защита потребительского рынка пока в основном строится на максимальном дерегулировании логистики (от отмены весового контроля до нераспространения карантинных ограничений на водителей автобусов и грузовиков), обсуждается вопрос об ограничении экспорта продовольствия и других товаров первой необходимости в случае угрожающей динамики. Наконец, в социальной сфере ставка сделана в том числе на IT - прорабатывается вопрос об онлайн-оформлении пособий по безработице и всех соцпособий (без закрытия возможности офлайн-работы) и шире - удаленной работы всех возможных госсервисов. По примеру Израиля Минцифра разрабатывает сервис оповещения населения (на основе сведений о геолокации сотовой связи) о контактах с инфицированными коронавирусом.

Белый дом, отметим, в постоянном режиме анализирует все меры, принимаемые властями других стран, в поисках приемлемого опыта - отсрочка по времени от Европы позволяет выявлять эффективные.

В здравоохранении продолжается мобилизация всех мощностей, регионам рекомендовано по необходимости временное перепрофилирование отдельных клиник под нужды эпидемии. ФМБА, ранее считавшееся "резервной" структурой, и его больничные мощности постепенно включаются в общий фонд здравоохранения, на базе его лабораторий в 14 регионах создаются центры тестирования на коронавирус в дополнение к действующим.

Наиболее долгосрочное решение 20-21 марта - поручение Минфину и министру Антону Силуанову изучить вопрос о текущих приоритетах бюджетного финансирования и о реструктуризации региональных долгов федеральному бюджету. Судя по всему, для регионов экономические последствия эпидемии могут быть едва ли не серьезнее, чем медицинские,- впрочем, все это имеет отношение уже к событиям после прохождения эпидемического пика. Все, что по этому поводу пока известно из планов Белого дома,- там ориентируются на то, что по крайней мере на много месяцев эпидемия не растянется. При этом, по данным источников “Ъ” в Белом доме, в ближайшее время может быть объявлен дополнительный комплекс мер - в правительстве прорабатываются сценарии развития ситуации вплоть до самых сложных: сейчас нет оснований исключать и их.