Увеличение расходов
В 2,4 раза вырос объем госзакупок у единственного поставщика - с 210,3 млрд руб. в первом полугодии 2019 года до 504,7 млрд руб. за январь-июнь 2020 года.
В карантин Минфин разрешил госзаказчикам проводить закупки товаров и услуг для борьбы с коронавирусом без конкурса у единственного поставщика. Из-за долгих процедур можно не успеть предотвратить чрезвычайную ситуацию, отмечали в министерстве.
Сокращение доходов
Бюджет получил почти на 5% (458 млрд руб.) меньше доходов по сравнению с первым полугодием 2019 года.
Нефтегазовые доходы составили 2,6 трлн руб. - на 35% меньше, чем годом ранее (за второй квартал нефтегазовые доходы сократились почти на 60% по сравнению с тем же периодом прошлого года).
Больше всего снизились доходы по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - на 36,4% (до 1,1 трлн руб.), экспортным пошлинам на сырую нефть и газ - на 53,6% (до 618 млрд руб.). Причины снижения нефтегазовых доходов - падение цен на нефть, объемов экспорта газа из-за теплой зимы и спада экономической активности в Европе в результате карантинов, а также налогового маневра, увеличения налоговых льгот и других преференций для нефтегазовой отрасли.
После рекордного падения до $16,3 за баррель в среднем за апрель нефть российской марки Urals подорожала до $42,1 за баррель в июне, что соответствует базовой цене, заложенной в бюджетном правиле. В целом за первое полугодие средняя цена составила $39,4 за баррель.
На фоне падения нефтяных цен в апреле снизился и курс рубля, до 75,2 руб./долл., в июне он укрепился до 69,2 руб./долл. В целом за первое полугодие средний курс составил 69,1 руб./долл.
Ненефтегазовые доходы бюджета в первом полугодии выросли на 1 трлн руб., или на 18,5%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Это произошло целиком за счет продажи Центробанком контрольного пакета акций Сбербанка правительству за 2,1 трлн руб. ЦБ направил от сделки в бюджет около 1 трлн руб. (они были учтены в "прочих безвозмездных поступлениях" бюджета), остальные средства будут перечислены в 2023 году.
По предварительной оценке Росстата, российский ВВП упал на 8,5% в годовом выражении во втором квартале, на который пришелся пик коронакризиса (максимальное падение с 2009 года). По оценке Минэкономразвития, в целом за год ВВП упадет на 5% и вырастет на 2,8% в 2021 году. ЦБ прогнозирует сокращение ВВП по итогам 2020 года на 4,5-5,5% и восстановление на 3,5-4,5% в 2021 году.
Амбициозная программа госзаимствований под вопросом
По наиболее актуальным данным Минфина на август, дефицит бюджета за первые семь месяцев года превысил 1,5 трлн руб. По итогам года дефицит составит 5% ВВП, прогнозирует Центр развития ВШЭ.
По предварительной оценке Счетной палаты, бюджет Пенсионного фонда недополучит свыше 559 млрд руб. в 2020 году из-за падения зарплат, сокращения тарифов страховых взносов с 30 до 15% для малого и среднего бизнеса и отсрочки по уплате взносов для наиболее пострадавших отраслей.
Бюджетный дефицит финансируется за счет существенного увеличения госдолга, отмечает ведущий научный сотрудник Центра развития ВШЭ Андрей Чернявский. Средства Фонда национального благосостояния, объем которого на 1 августа составил почти 12,96 трлн руб., направляются только на компенсацию недополученных нефтегазовых доходов - в остальном правительство хочет сохранить средства ФНБ и в будущем, возможно, направить их на инвестиционные цели.
Валовые заимствования планируется увеличить более чем вдвое по сравнению с "докоронавирусной" версией бюджета - с 2,3 трлн до 5 трлн руб., говорил в начале июля замминистра финансов Владимир Колычев. Счетная палата прогнозирует несколько меньший показатель - 4,1 трлн руб.
Но Минфин в последнее время сталкивается с трудностями при размещении госбумаг. Последний аукцион по продаже облигаций федерального займа (ОФЗ) 19 августа не проводился из-за "возросшей волатильности на финансовых рынках". 29 июля Минфин привлек лишь 19 млрд руб. от размещения облигаций с переменным купонным доходом - в десять раз меньше, чем составил спрос на бумагу. Облигации с постоянным доходом были реализованы на сумму 8,6 млрд руб. После крупного привлечения более 90 млрд руб. от двух выпусков ОФЗ 5 августа 12 августа аукцион по размещению госбумаг был признан несостоявшимся. Эти трудности поставили под сомнение план привлечения госзаймов на третий квартал 2020 года на уровне 1 трлн руб. 19 августа стало известно, что глава департамента госдолга Минфина Константин Вышковский перешел на работу в ВЭБ.РФ.
Хотя заимствования в этом году превысят запланированные значения, сами пределы установлены на низком и безопасном отношении долга к ВВП. "Российский госдолг очень небольшой по международным меркам. Минфин проводит достаточно осторожную долговую политику, и мы очень далеки от опасных соотношений долга и ВВП, никаких угроз нет", - подчеркивает Чернявский.
На нацпроекты и комплексный план развития и модернизации инфраструктуры в бюджете предусмотрено 2,1 трлн руб. - на 20% больше, чем на первое полугодие предыдущего года.
Расходы на исполнение нацпроектов и инфраструктурного плана исполнены на 35% (757,5 млрд руб.).
Счетная палата отмечает, что объекты по ряду проектов не готовы, и есть риск, что целевые показатели нацпроектов на 2020 год не будут достигнуты. В частности, высок риск не достичь цели роста числа занятых на малых и средних предприятиях до 25 млн человек к 2024 году из-за урона бизнесу от карантина. Падение доходов населения ведет к риску не достичь целей улучшения жилищных условий, а сокращение плановой медицинской помощи может спровоцировать рост заболеваемости в будущем, предупредила Счетная палата.