Падение по вертикали: что думают о новой модели ОМС в ФФОМС, Минздраве и Минфине

03 октября 2020
Правительство РФ внесло в Госдуму проект поправок к 326-ФЗ - эта и еще одна, пока не опубликованная инициатива, призваны значительно повлиять на устройство и схему финансирования системы ОМС. Предлагается расширить функционал Федерального фонда ОМС, разобраться со структурой тарифа и избавиться от сложностей межтерриториальных расчетов, возникающих в связи с попытками пациентов воспользоваться своим правом выбора места лечения. Vademecum ознакомился с позициями ФФОМС, Минздрава и Минфина по ключевым вопросам.

Первый законопроект в публичном поле пока не появился - размещенная в системе обеспечения законодательной деятельности версия посвящена наделению ФФОМС и ТФОМС дополнительными функциями по контролю деятельности страховых медицинских организаций. Полная версия готовится к перенесенному в конце июля на неопределенный срок второму чтению. Вторая законодательная инициатива внесена в Госдуму 30 сентября. Оба проекта, по мнению авторов, направлены "на повышение эффективности использования средств ОМС и предоставления медпомощи". Подробно об этом - в разборе Vademecum.

Курирует законопроект Комитет Госдумы по охране здоровья, который 24 июля проводил "круглый стол" на тему "Частная медицина в охране здоровья граждан России". По его итогам комитет подготовил рекомендации, а все причастные ведомства озаботились поиском ответов на поставленные участниками мероприятия вопросы. Вот что следует из копий их ответов (от 3 сентября, 4 сентября и 14 сентября):

- Как упорядочить систему межтерриториальных расчетов по ОМС?

- И фонд, и Минздрав предлагают установить в 326-ФЗ положение о включении в терпрограммы объемов медпомощи застрахованным за пределами территории страхования, "в том числе с распределением объемов" по медорганизациям, включенным в единый реестр.

- Нужно ли закрепить законодательно критерии участия медорганизации в ОМС и какими они могут быть?

- Ответы ФФОМС и Минздрава на этот вопрос идентичны. Среди критериев двухлетний опыт оказания на территории региона медпомощи, на финансирование по ОМС которой клиника претендует. В случае желания оказывать ВМП в штате медорганизации должны быть сотрудники с релевантным опытом работы не менее трех лет. Желающая войти в ОМС организация должна иметь лабораторную службу (либо договор на проведение исследование не менее чем на год) и диализное отделение. Кроме того, клиника должна иметь возможность оказывать помощь на дому, экстренную и первичную медико-санитарную помощь в шаговой доступности до 60 минут и неотложную до 120 минут.

- Как исключить дискриминационный подход при распределении объемов медпомощи по ОМС?

- Установление единых критериев для входа в систему ОМС, считают в ФФОМС и Минздраве, устранит дискриминацию и позволит работать всем организациям, "независимо от их формы собственности и ведомственной принадлежности".

В Минфине сочли непрозрачными существующие механизмы распределения объемов медпомощи и предлагают Минздраву "проработать вопрос о поэтапном введении конкретных показателей", влияющих на их распределение.

- Как снять ограничения на расходование средств ОМС и ВМП?

- В фонде отмечают, что в законопроекте есть пункт, исключающий обязанность медорганизаций использовать средства ОМС, полученные за оказанную медпомощь "в соответствии с Программами ОМС". Это позволит снять ограничения на расходование средств ОМС, в том числе обеспечить возможность их использования на уставные цели медорганизаций. При этом поправки предусматривают "применение структуры тарифа только в целях расчета стоимости оказываемой медпомощи" (в драфте законопроекта, который есть в распоряжении Vademecum, об этом не говорится).

Vademecum направил запрос в Федеральную антимонопольную службу с просьбой дать оценку этим законодательным инициативам.