707 млрд с "минусом": бюджеты регионов и стратегии дефицита

29 января 2021

Эксперты Центра развития региональной политики (ЦРРП) совместно с ИА "Национальный эксперт" представили доклад "Бюджеты регионов в 2021 г.: стратегии дефицита". Авторы анализируют расходную и доходную часть бюджетов всех российских регионов в 2021 г., а также фиксируют тот факт, что бюджет большинства субъектов носит дефицитный характер. За основу исследователи взяли принятые в декабре региональными парламентами законы о бюджетах на 2021 г. и плановый период 2022-2023 гг. По мнению авторов доклада, бюджеты всех уровней понесли существенные потери, что связано с незапланированными расходами на здравоохранение и социальную поддержку. По данным Минфина РФ, по итогам 2020 года дефицит бюджетов регионов составил 707 млрд рублей.

Большинство регионов принимали бюджеты на 2021 г., ориентируясь на режим жесткой экономии, полагают авторы исследования. Падение доходной части бюджетов неизбежно повлекло за собой и сокращение расходов. В качестве одного из факторов, на который местные власти надеются, - повышение мировых цен на нефть. Режим жесткой экономии побуждает глав регионов искать дополнительные пути экономии бюджетных средств, а неопределенность и требования финансовой дисциплины со стороны федерального правительства заставляют воздержаться от дополнительных расходов.

Авторы доклада полагают, что основными статьями расходов региональных бюджетов в 2021 г. являются статьи, направленные на выполнение социальных обязательств и преодоление последствий (медицинских, социальных, экономических) пандемии коронавирусной инфекции. При этом регионам придется существенно сократить траты на благоустройство и инфраструктурные проекты. Также можно ожидать уменьшения объёмов субсидий для производителей.

Эксперты во многом согласны с такой точкой зрения. Так, директор Агентства нестандартных политических и корпоративных ситуаций Марат Хамидуллин отмечает: "В принципе, уже во многих регионах мы видим, как урезаны расходы по нескольким пунктам. Например, строительство объектов инфраструктуры, то же строительство дорог, ну, и любимое сокращение в регионах - это затраты на функционирование органов государственной власти. То есть зарплата чиновников, сокращение штата и другие мероприятия. Понятно, что в условиях пандемии и в результате последствий от локдауна основное внимание как федеральных властей, так и региональных должно фокусироваться на здравоохранении и восстановлении экономики. Другой вопрос, подумали ли региональные власти, что некоторые сокращённые направления косвенно могут повлиять на борьбу с пандемией? Например, те же дороги влияют на доступность и своевременное получение медицинской помощи, а сокращение численности чиновников может существенно ухудшить доступность государственных услуг. И я думаю, что сокращения бюджетных статей продолжатся".

Руководитель отдела экономических исследований аналитического агентства "Национальный эксперт" Алексей Климовский отмечает: "На данный момент почти 70% субъектов Федерации имеют дефицитные бюджеты с общим "минусом" в 707 млрд руб. (дефицит бюджетов регионов по итогам 2020 года - прим.) Однако маловероятно, что "под нож" пойдут расходы на борьбу с коронавирусной инфекцией. В первую очередь, урезаются второстепенные расходы, к которым здравоохранение отнести в нынешних условиях не получится никак. Тем более что значительную часть расходов на борьбу с пандемией компенсирует федеральный центр".

Авторы исследования особо акцентируют внимание на том, что только пять регионов приняли бюджет с профицитом (Еврейская АО, Марий Эл, Мордовия, Пензенская область, Карачаево-Черкесия), однако все эти регионы дотационные, многие из которых имеют серьезные задолженности. Ещё семь регионов приняли сбалансированный бюджет, в котором доходы равны расходам (Оренбургская область, Удмуртия, Костромская область, Орловская область, Тамбовская область, Омская область, Камчатский край), а вот дефицитный бюджет принят 73 субъектами. Причём среди тех регионов, которые приняли дефицитный бюджет, - все считающиеся наиболее успешными и развитыми (Москва, Санкт-Петербург, Московская и Свердловская области, Башкирия, Татария, "нефтяные" и "газовые" регионы Сибири). Такая ситуация, по мнению авторов доклада, свидетельствует о том, что центр допускает со стороны этих субъектов ведение активной политики по привлечению кредитов и не сомневается в их возможности преодолеть социально-экономические проблемы и выйти на траекторию развития.

Эксперты полагают, что дефицит бюджетов богатых регионов связан с тем, что им есть чем жертвовать. Так, генеральный директор фонда "Прикладная политология" Сергей Смирнов отмечает: "Профицит бюджетов небогатых регионов - это необходимое условие их финансового выживания. Без этого могут оказаться под угрозой многие социально важные статьи расходов, например на здравоохранение. А у богатых регионов, по мнению федеральных властей, есть что сокращать или временно замораживать, например дорогие и амбициозные проекты вроде новых стадионов, мостов и объездных дорог".

Марат Хамидуллин также отмечает, что профицит бюджета небогатых субъектов - не повод для излишнего оптимизма. "Страна еще не испытала всех последствий от пандемии, да и непонятно, когда она закончится. Я думаю, регионы в большей степени надеются на поддержку федерального центра, и федеральный центр действительно будет помогать. Люди не должны страдать в сложный период из-за неправильных многолетних действий чиновников", - заключает эксперт.

В то же время Алексей Климовский отмечает, что бюджетно обеспеченным регионам гораздо сложнее сокращать расходы, так как региональные власти ввиду наличия значимых социальных и политических рисков не готовы к урезанию уже взятых на себя социальных обязательств. Кроме того, развитая сеть социальной инфраструктуры также требует постоянных расходов на своё поддержание. Небогатые регионы в данной ситуации оказываются в не столь сложной ситуации за счёт эффекта низкой базы.

В заключении авторы доклада отмечают, что устойчивые в экономическом плане регионы (Татария, Башкирия, Свердловская, Челябинская области и некоторые другие) намерены применять рециклическую модель развития, которая предполагает принятие бюджетов с большим дефицитом и возможностью в дальнейшем занимать средства в расчете на последующее восстановление экономики. Потенциал восстановления у таких регионов высок, но исключать появление новых субъектов, которые будут стоять на грани банкротства, тоже нельзя.