Одной из главных целей всех предыдущих, а, возможно, и последующих, реформ здравоохранения является повышение качества медицинской помощи. В мире уже давно научились его измерять: по удовлетворенности населения и набору показателей, процесса и результата деятельности медицинских организаций.
Для управления же качеством медицинской помощи очень важно четко представлять от чего оно зависит. При подобном вопросе часто слышится - от всего. Но это очень неконкретно и неприменимо при проектном подходе - когда нужно перейти на другой уровень качества, на уровень, отвечающий запросам общества.
Качество медицинской помощи можно представить в виде слагаемого (или произведения - кому как больше нравится) из пяти факторов:
1) Компетенция врача (знание, умение, навык) как мерило профессионализма.
2) Условия оказания медицинской помощи (помещение, оборудование, медикаменты, расходные материалы, современные средства коммуникации и т.п.).
3) Мотивация врача (внутреннее стремление в данных условиях оказать медицинскую помощь на максимуме своей компетенции).
4) Комплайенс пациента (после адекватного информирования пациента - степень полноты выполнения пациентом лечебных и диагностических назначений, рекомендаций по требуемому образу жизни, в том числе, с отказом от вредных привычек).
5) Степень отклонения клинического течения заболевания у данного пациента от типового, в том числе, индивидуальные особенности организма пациента (генетические, физиологические, зависящие от преморбидного фона, привычных интоксикаций и т.п.).
Таким образом, чем больше первые четыре фактора и чем меньше пятый - можно надеяться на максимально достижимое в данном случае качество медицинской помощи.
Платные медицинские услуги в государственном секторе
Способствует ли наличие СМО повышению качества и доступности медицинской помощи
Противостояние пациентов и медицинских работников