"Мир" во время чумы. Как бывший министр предложила действующему президенту выход на клеточном уровне

06 марта 2021

1 марта президент России Владимир Путин встретился с главой Федерального медико-биологического агентства Вероникой Скворцовой. Специальный корреспондент “Ъ” Андрей Колесников обнаруживает, что в борьбе с коронавирусом появился новый фронт, который неожиданно продемонстрировал (пока на словах) обладание новейшим оружием, то есть вакциной, способной блокировать вирус на клеточном уровне.

В борьбе с коронавирусом обнаружен новый центр силы. Им оказалось Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА). На встрече с Владимиром Путиным выяснилось, что весь последний год оно находится, как принято говорить у поклонников борцов с коронавирусом, на передовой, так же как и ранее зарекомендовавшие себя институты, борющиеся (в том числе и друг с другом) за право создавать вакцины и быть одними из самых вакцинирующих среди вакцинируемых.

Агентство, в деятельности которого всегда, в том числе прежде всего в советские годы, было много таинственного и космического, сейчас возглавляет Вероника Скворцова, бывший министр здравоохранения.

Оказалось, что ФМБА занималось тем, что в разгар пандемии "координировало систему крови, заготовку антиковидной крови и выполняло научные исследования".

То есть всюду, где хоть что-то замешено и держалось на крови, можно и нужно было обнаружить не то что следы, а присутствие ФМБА.

И чем больше говорила Вероника Скворцова, тем яснее становилось, что как раз на ней все это время все и держалось:

- Мы (вместе с коллегами все-таки.- А.К.) разработали комплекс противоэпидемических мер, который позволил нам обеспечить бесперебойную работу всех объектов, таких как атомные электростанции; обеспечить 15 запусков космических аппаратов с трех наших космодромов и весь объем поисково-спасательных работ, даже в период жесткого карантина в Казахстане; с июля возобновить тренировки спортивных сборных нашей страны без риска, без занесения инфекции (и без занесения допинга, хотелось бы верить.- А.К.) на семь федеральных баз, где все это происходило.

Оказалось, именно в ФМБА происходили заготовки того, что часто больше всего вместе взятого ждали коронавирусные больные, то есть антиковидной плазмы крови (про ее дефицитность и избранность во время пандемии ходило, может быть, больше всего слухов, перемешанных с надеждой).

- В апреле прошлого года открыли Национальный центр координации создания антиковидной плазмы. Этот центр координировал эту работу в стране, создал методические рекомендации, по которым работали все регионы страны. Накопительно мы заготовили более 22 тонн антиковидной плазмы,- призналась Вероника Скворцова.

То есть, видимо, не было пролито ни капли.

Но начинали они не с этого:

- Прежде всего необходимо было разработать тест-системы. Первая наша тест-система была разработана в марте. Сейчас целая серия тест-систем, основанных и на ПЦР-диагностике, выявлении антигена, и изотермическая амплификация, и иммуноферментный анализ для антител- Каждый пятый тест сейчас производится на системе, выпущенной Федеральным медико-биологическим агентством.

То есть и претензии по качеству многих тестов можно, таким образом, отправлять и в ФМБА.

- Сейчас с учетом необходимой настороженности в отношении изменчивости вируса и выявления нескольких наиболее существенных мутаций мы разработали специальные технологии, тест-системы для выявления мутаций просто обычным мазком: не просто подтверждения вируса, а выявления тех штаммов, которые должны заставить нас особое внимание им уделить,- заверила Вероника Скворцова.

По информации “Ъ”, наибольшие опасения врачам и представителям власти, которые в курсе неафишируемой части событий, внушает сейчас штамм, возможности которого пока скрыты от широкой общественности, то есть южноафриканский.

Вероника Скворцова начала говорить предметно, и это было самое интересное:

- И из разработок препаратов я бы отметила две. Первая - это уникальный препарат, основанный на применении микроРНК, блокирующих определенные сайты РНК-вируса, и те сайты, которые отвечают за копирование молекулы вируса,- это так называемый РНК-полимеразный сайт. Этот препарат мы назвали "Мир-19", потому что микроРНК, во-первых, абсолютно безопасный для человека: он не влияет на геном человека, он не влияет на иммунитет человека, но при этом высокоэффективно поражает вирус-

Почему "Мир" - понятно. А "19" - оттого что, видимо, отдали должное COVID-19.

- В экспериментах на животных в 10 тыс. раз снижается вирусоносительство-- продолжала свой в целом оптимистичный доклад Вероника Скворцова.- Но, кроме того, (препарат.- А.К.) предотвращает самые тяжелые формы развития коронавирусной инфекции, в том числе предотвращает пневмониты, острые респираторные дистресс-синдромы на фоне коронавирусной инфекции.

"Мир-19" годится, таким образом, почти на все случаи не только жизни, а и смерти.

Надо сказать, Федеральное медико-биологическое агентство, традиционно вскармливавшее (в буквальном смысле) космонавтов, демонстрировало, что создано для чего-то еще более высокого.

Кроме того, следует понимать, что в ФМБА для борьбы с вирусом сотворили, более того, новую молекулу:

- 30 декабря мы получили разрешение на клинические исследования - все уже закончено было, вся доклиника! - сообщила Вероника Скворцова.- Сразу после Нового года эти клинические исследования начаты. Но с учетом того, что это новая молекула - она новая и запатентованная и аналогов не имеет, мы первую фазу проходим особенно тщательно, поскольку нужно доказать безопасность уже у людей. Мы закончим к середине марта первую фазу и переходим уже к работе с пациентами, переходим ко второй фазе.

Но все даже это померкло на фоне следующего рассказа Вероники Скворцовой, признавшейся, что ФМБА разработало вакцину, формирующую клеточный иммунитет. То есть агентство сделало, даже с учетом существующих вакцин, шаг, можно сказать, над пропастью.

- Второй момент, если вы позволите,- доложила Вероника Скворцова,- это разработка новой технологической платформы для создания вакцин против COVID следующего уже поколения. В том случае, если изменчивость вируса будет такова, что накопившаяся мутация в S-белке в рецепторном домене не позволит связываться антителам, мы разрабатываем вакцину, которая отличается тем, что воздействует не на S-белок, а на другие белковые компоненты вируса и прежде всего вызывает развитие не гуморального иммунитета, то есть через активацию антител, а развитие клеточного иммунитета, цитотоксического иммунитета, преимуществом которого является длительность. Если антительный иммунитет, как правило, держится месяцами, то клеточный иммунитет - годами, и в экспериментальных определенных работах доказано сохранение этого иммунитета до 13-17 лет.

Этот рассказ с большим количеством профессиональных подробностей можно сравнить, на мой взгляд, только с неожиданным рассказом академика Александра Гинцбурга (директора Центра имени Гамалеи.- “Ъ”) на одной из встреч ученых-медиков в апреле прошлого года о создании вакцины против коронавируса (см. материал “Ъ” "Следите за титрами антител" от 20 апреля 2020 года). Позже ее назовут "Спутник V".

Если, конечно, все, что рассказала Вероника Скворцова, так и обстоит в действительности.

Впрочем, нет ведь никаких оснований ей не верить.

И тогда, возможно, в самом деле появляется вакцина, способная блокировать вирус на клеточном уровне с гарантией на многие годы.

Делают же в конце концов прививку от желтой лихорадки сразу на десять лет, а в последнее время утверждается даже, что ревакцинация вообще не требуется.

- Сейчас,- пояснила Вероника Скворцова,- получена первая рецептура этого препарата, кандидатный препарат. Мы в настоящее время готовимся к клиническим исследованиям. Очень надеемся, что ко второй половине этого года мы выйдем на клинические исследования.

- Хорошо. Если все пойдет нормально, это вторая половина года, да? - переспрашивал господин Путин.

- С июля,- подтверждала госпожа Скворцова.

- Это будут клинические исследования? - уточнял он.

Вот так же он задавал наводящие вопросы и господину Гинцбургу в апреле прошлого года. Вроде даже без сверхзаинтересованности в голосе. А на самом деле - именно с ней.

- Это будет уже клиника,- кивала Вероника Скворцова.

- Сколько они длятся?

- Первая и вторая фазы будут объединены, потому что это разрешается сейчас протоколом испытания вакцин (как и в случае со "Спутником V".- А.К.).

Теперь оставалась лишь одна загвоздка.

Получалось, что новая вакцина создается на случай, если существующие не смогут бороться с новыми штаммами.

То есть косвенно речь шла о возможной неэффективности действующих вакцин. Получалось, что участники разговора допускали это.

И эту загвоздку следовало устранить.

- Как мне докладывали,- кстати добавил господин Путин,- имеющиеся у нас сегодня вакцины эффективно работают и против этих штаммов, которые так сегодня всех в Европе пугают, да и не только в Европе! Испытания этих вакцин, которые сталкиваются с вирусом, показывают, что вакцины наши эффективны против этих штаммов-

- Да, Владимир Владимирович,- подтвердила Вероника Скворцова (хотелось бы написать, что с жаром, но на самом деле она говорила таким тихим голосом, что его едва можно было расслышать.- А.К.),- мы выявили 3,5 тыс. мутаций у россиян. Все они фактически однонуклеотидные, нейтральные, не имеющие значения для течения коронавирусной инфекции и единично представленные, за исключением семи мутаций, распространенность которых превышает 5% в нашей популяции. Из них четыре - в S-белке, в шипообразном, но ни одна из них не в рецепторном домене! И в этой связи рецепторный домен в нашей популяции не изменен, и все наши вакцины - и "Спутник", и вакцина, производимая "Вектором",- хорошо действуют, потому что антитела нормально, без изменений связываются с этим сайтом!

Кто не понял, тот тем более поверил.

- И есть три мутации в глубинном белке N, нуклеокапсидном,- безжалостно добавила Вероника Скворцова, но затем вдруг все же сжалилась,- но это совершенно другая история, она не связана со связыванием!

- Хорошо, спасибо,- с облегчением закончил и господин Путин, который не стал просить связать связанное со связыванием.