В условиях существующих внешних и внутренних угроз стабильному социально-экономическому развитию нашей страны приоритетами государственных расходов должны стать оборона и здравоохранение.
2) Нарастает недовольство населения и медицинских работников. По данным ФОМ [около 32%опрошенного населения считает, что ситуация в здравоохранении меняется к худшему. За последние 2 года почти половина медицинских работников отметили увеличение рабочей нагрузки, и это при том, что многим из них и так приходится работать на 1,5-2 ставки. Это неизбежно ухудшит качество медицинской помощи. В 2015 г., по данным профсоюза медицинских работников, в 16 регионах РФ заработная плата медицинского персонала снизилась по сравнению с прошлым годом. Сегодня минимальный оклад врачей в большинстве субъектов РФ составляет около 7-8 тыс. руб.
3) Снижаются количество государственных медицинских учреждений и обеспеченность медицинскими кадрами и стационарными койками. За последние 2 года, по данным Минздрава России, число врачей в государственных и муниципальных учреждениях сократилось на 23 тыс. при том, что их дефицит уже составляет как минимум 22%. Число стационарных коек в государственных и муниципальных учреждениях уменьшилось на 81 тыс. (при этом их дефицит составляет 30%), было сокращено 669 ФАПов. Причем частные лечебные учреждения не могут обеспечить оказание медицинской помощи ВСЕМ пациентам: их доля в объеме амбулаторно-поликлинических услуг составляет только 5%, а медицинской помощи в стационарах еще меньше - 0,5%.
4) Сокращается государственное финансирование здравоохранения. по сравнению с 2014 г. в сопоставимых ценах (c учетом инфляции и девальвации рубля) оно снизилось, в 2015 г. - на 12%, а в 2016 г. запланировано снижение уже на 15% (это составляет 500 млрд руб.). При этом в РФ в 2014 г. эти расходы были в 1,5 раза ниже, чем в "новых" странах ЕС.
В IV квартале 2015 г. многие государственные и муниципальные лечебные учреждения в стране испытывают серьезный дефицит средств, исчерпав лимиты бюджетных расходов на год. Соответственно они не могут оказывать плановые виды медицинской помощи населению по Программе государственных гарантий. В то же время недостаточные государственные ресурсы расходуются неэффективно (выбраны неверные приоритеты) и расточительно.
Все это уже привело к снижению и без того невысоких объемов бесплатной медицинской помощи: за 2014 г. число посещений в связи с заболеваниями снизилось на 137 млн (на 14%), количество госпитализаций пациентов в стационары - на 677 тыс. (на 2%), число вызовов скорой медицинской помощи - на 1,7 млн(на 4%). При этом по сравнению с 2013 г. количество больных людей в стране не уменьшилось, а стационарозамещающие виды медицинской помощи, призванные заменить сокращение объемов скорой и стационарной медицинской помощи, неэффективны (из-за дефицита врачей и нехватки финансовых ресурсов в первичном звене).
Последние предложения Минздрава России свидетельствуют о непонимании ситуации, сложившейся в отрасли.
Предложение по созданию аппарата страховых представителей - не решает проблему со снижением объемов бесплатной медицинской помощи.
Предложение о наложении дополнительных административных штрафов на врачей и медицинские учреждения за невыполнение порядков оказания медицинской помощи приведет к росту напряженности в ситуации снижения финансирования (и, как следствие, невозможности исполнения этих порядков).
Предложение по мотивации застрахованных к прохождению диспансеризации снизит объем средств, направляющихся на лечение заболевших, увеличит и без того излишний документооборот в поликлиниках и, самое главное, не приведет к повышению эффективности диспансеризации в условиях дефицита кадров.
Вместе с тем, есть веские научные доказательства, что для достижения в РФ ОПЖ в 74 годагосударственные расходы на здравоохранение должны возрасти в 1,4 раза или до 5% ВВП (в 2016 г. - 3,4% ВВП). А для стабилизации смертности на уровне 13,1 случая на 1 тыс. населения и, соответственно, ОПЖ не ниже 71 года, необходимо сохранить госрасходы на уровне 2014 г. в сопоставимых ценах (3 322 млрд руб. вместо запланированных 2 813 млрд руб.).
Изыскать дополнительное финансирование, чтобы обеспечить объемы бесплатной медицинской помощи хотя бы на уровне 2014 г. в сопоставимых ценах. Для этого необходимо 500 млрд руб. в текущих ценах. При эффективном управлении 170 млрд руб. возможно изыскать за счет строжайшей экономии внутри отрасли (ограничение цен на лекарства и расходные материалы при закупках, устранение частных страховых медицинских организаций из процесса доведения государственных средств до лечебных учреждений и резкое снижение коррупции). Оставшиеся средства: 330 млрд руб. следует изыскать за счет сокращения других статей расходов федерального бюджета (например, расходы на космос, железные дороги, атомную энергетику и др.). Как минимум, необходимо сохранить в бюджете ФОМС 91 млрд руб., направляемые в федеральный бюджет не на цели здравоохранения.
Немедленно остановить сокращение числа государственных и муниципальных учреждений, медицинских кадров и стационарных коек и разработать научно-обоснованные показатели обеспеченности ими. Для стабилизации числа медицинских кадров и повышения их квалификации: