Минздрав и Bloomberg оценили российскую медицину. Оба ошиблись

05 сентября 2019

Агентство Bloomberg представило рейтинг эффективности систем здравоохранения 55 стран мира по данным за 2014 год. В него вошли страны, имеющие ожидаемую продолжительность жизни (ОПЖ) выше 70 лет, население - выше 5 млн человек и валовой внутренний продукт (ВВП) на душу свыше 5 тыс. долларов США по курсу Центробанка соответствующей страны. Россия оказалась в этом рейтинге на последнем месте.

Минздрав такое положение не устроило. Он оспорил эти данные на том основании, что ОПЖ в РФ не 70,4 года, как взяли в расчет специалисты агентства, а 72,06 года. И что общие расходы на здравоохранение (то есть населения и государства) в нашей стране составляют не 7,1% ВВП, как взял для расчетов Bloomberg, а 5,7% ВВП.

Кто оказался прав?

Не правы обе стороны. По данным Росстата в 2014 г. ОПЖ в РФ составила - 70,9 года. Это не совпадает ни с данными Bloomberg, ни Минздрава. Дело в том, что Минздрав указывает предварительные данные по ОПЖ за 2016 год. А их брать некорректно, поскольку к 2016 г. в других странах ожидаемая продолжительность жизни тоже может подрасти.

Что касается расходов на здравоохранение, то в агентстве Bloomberg взяли в расчет показатели из базы данных Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). По базе ВОЗ, действительно, общие расходы на здравоохранение в РФ составляют 7,1% ВВП. Следует отметить, что ВОЗ ничего не придумывает сам и собирает данные от министерств здравоохранения различных стран. Так что Минздраву РФ следовало бы давно обратить внимание, что в базе данных ВОЗ представлены неверные данные еще с 2008 г.

Сколько Россия тратит на здравоохранение

По расчетам Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) в 2014 г. расходы населения и государства на здравоохранение составили 3,96 трлн. рублей или 5,1% ВВП (без учета Крымского ФО). ВШОУЗ сделала эти расчеты по международной методике, при этом данные по государственным расходам взяла из казначейства РФ. А данные по личным расходам населения - из Росстата (они включают расходы населения на платные медицинские и санаторно-курортные услуги, лекарства и добровольное медицинское страхование).

На каком месте действительно находится Россия по эффективности здравоохранения

Если подставить в методику агентства Bloomberg правильные данные по

ОПЖ и финансированию российского здравоохранения, то получается, что Россия окажется на 50 месте по эффективности здравоохранения. Это не намного лучше последнего места. Нас обогнали бывшие страны постсоветского пространства - Казахстан, Белоруссия, а также все "новые" страны ЕС, близкие к РФ по уровню экономического развития (то есть по уровню ВВП на душу населения). Среди них - Венгрия, Польша, Словакия, Чехия. Одно радует, что по эффективности здравоохранения мы обогнали США. Однако, если посчитать расходы на здравоохранение РФ не по курсу Центробанка, как это предусмотрено в методике Bloomberg, а по паритету покупательной способности доллара, как это положено при международных сравнениях, Россия все равно по эффективности здравоохранения окажется на предпоследнем месте, обогнав только Бразилию.

Суть методики агентства Bloomberg

Самое эффективное здравоохранение у той страны, которая достигает наивысшей ОПЖ при наименьших расходах на здравоохранение.

Всего оценивается 3 критерия:

  • ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ),
  • доля расходов на здравоохранение в ВВП,
  • подушевые расходы на здравоохранение, рассчитанные в долларах по курсу ЦБ.
Та страна, которая из всех 55 стран имеет наивысшее ОПЖ получает 60 баллов, самое низкое - 0 баллов. Та страна, которая имеет самые минимальные расходы на здравоохранение в доле ВВП получает 30 баллов, самые максимальные - 0 баллов. Так же и с подушевыми расходами на здравоохранение в расчете на душу населения. Страна с самыми минимальными расходами получает 10 баллов, с максимальными - 0 баллов.

Один изъян у этой методики уже назван, расходы на душу населения надо рассчитывать не по курсу Центробанка, а по паритету покупательной способности доллара (рассчитанный по всей корзине ВВП). Эти данные для каждой страны публикуются в национальных статистических агентствах. В идеале хорошо было бы добавить в эту методику дополнительные показатели - уровень потребления алкоголя и показатель урбанизации, которые также существенно влияют на ОПЖ. С учетом этих дополнительных факторов ВШОУЗ разработала более точную методику для анализа эффективности систем здравоохранения регионов РФ. В самое ближайшее время мы опубликуем ее результаты за 2015 г.

Что делать?

Главные зоны неэффективности российского здравоохранения - это и небережливая закупка лекарств и расходных материалов за государственный счет; и неудовлетворительное качество медицинской помощи, которое связано с отсутствием должных систем обеспечения качества и переработкой медицинских работников. Например, такие показатели качества медицинской помощи как инфекционные осложнения после хирургических вмешательств и внутрибольничная летальность от инфаркта миокарда в нашей стране в 2,5 раза выше, чем в развитых странах.

В этой связи, считаю, что Правительство правильно предложило включить в приоритетные проекты по здравоохранению программы по непрерывному медицинскому образованию, контроль за ценой закупок и качеством лекарственных средств, а также меры по инфекционной безопасности в стационарах. И очень важно, что с повестки дня не снимаются майские Указы Президента РФ от 2012 г. по повышению оплаты труда медицинских работников.

Однако, следует понимать, что в ближайшие годы нам придется работать в условиях ограниченных финансовых ресурсов. Так, государственные расходы на здравоохранение в нашей стране в текущем году по сравнению с 2013 г. сократились на 17% в сопоставимых ценах. В этих условиях придется расставлять правильные приоритеты. Среди них важнейшими являются расходы на улучшение здоровье школьников и подростков, среди которых первичная заболеваемость по сравнению с советским временем возросла на 70%. А также расходы на снижение смертности российских мужчин, которые живут на 9 лет меньше, чем мужчины в "новых" странах ЕС, близких к РФ по уровню экономического развития. Если мы выберем эти направления, то в ближайшие годы придется существенно сократить расходы на строительство объектов здравоохранения. И, наконец, самое главное, необходимо будет ускоренными темпами обучить организаторов здравоохранения компетенциям эффективного управления в условиях рынка и ограниченных финансовых ресурсов.

Улумбекова Г.Э.
д.м.н., Ректор "Высшей школы организации и управления здравоохранением"