Резервы повышения эффективности у российского здравоохранения есть!

05 сентября 2019

В новом рейтинге международной аналитической компании The Economist Intelligence Unit (EIU) российская модель здравоохранения заняла 72-ю позицию из 80.

В здравоохранении РФ есть существенные резервы повышения эффективности. Исследователи пришли к выводу, что российское здравоохранение ориентируется не на результат лечения граждан, а на количество оказанных медицинских услуг, сообщает "Ридус". Только по одному из 17 параметров - за высокий охват населения - наша модель получила высокий балл.

Интегральными показателями методики оценки эффективности деятельности системы здравоохранения являются продолжительность жизни и расходы на здравоохранение. Специалисты The Economist Intelligence Unit предложили более детализированный вариант этой методики. Он оценивает в том числе и то, как государственные затраты повлияли на результаты лечения, насколько эффективно тратятся деньги внутри системы здравоохранения. Существует несколько факторов, влияющих на эту эффективность. Один из них - расходование по приоритетам. Если денег в системе не так много, следует их расходовать по тем направлениям, которые принесут максимальный эффект. В качестве примера можно взять расширение применения лекарств в амбулаторных условиях. Если мы будем применять больше лекарств, будет меньше осложнений, меньше обострений, меньше госпитализаций и меньше потребности в дорогостоящей высокотехнологичной помощи. Деньги можно тратить на строительство медицинских учреждений, а можно те же деньги пустить на оказание первичной медико-санитарной помощи.

Об улучшении первичной помощи недавно говорил в своем послании Федеральному собранию и президент России. Эта тема поднималась еще в ходе форума ОНФ "За качественную и доступную медицину!". На сегодняшний день Народный фронт совместно с Минздравом РФ занимается решением данной проблемы.

Эффективность в системе здравоохранения можно измерить не только на уровне приоритетов расходования денежных средств, также можно смотреть, насколько эффективно врач в работе с пациентом применяет методы лечения. Соглашусь с авторами исследования EIU, что в этом аспекте в нашей медицине также лежат существенные резервы повышения эффективности. Сегодня вопрос повышения квалификации врачей стоит очень остро, именно поэтому исследователи EIU оценивают в том числе и то, как происходит обучение и повышение квалификации врачей. Сегодня в России система непрерывного медицинского образования существует только за счет общественной активности.

Надо понимать, что по программе государственных гарантий у нас каждому гражданину страны гарантированы все виды медицинской помощи при всех заболеваниях. Но если финансирование сокращается, мы можем оказать и меньший объем услуг, это прямая зависимость. По сравнению с 2016 г. в 2017 г. расходы на здравоохранение в текущих ценах растут. Но если расходы сравнивать в реальных ценах, с учетом прогнозируемой инфляции, то они вырастут всего на 2%. При этом если сравнить расходы на здравоохранение в 2017 г. с 2013 г., то в реальных ценах они сократятся почти на 9%. И это говорит о том, что на 9% уменьшается объем бесплатной медицинской помощи.

В то же время в российской системе здравоохранения есть существенные резервы повышения эффективности. В их числе:

Расходование на приоритеты - оказание амбулаторно-поликлинической помощи, лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях. Также придется строго следить за закупкой лекарственных средств, расходных материалов и медицинских изделий.

Следующий уровень повышения эффективности здравоохранения -обучение административных кадров в этой сфере. Сегодня главными врачами, работниками министерств становятся просто врачи, для многих из которых получение образования в области управления остается сугубо формальным. А специалисты на таких должностях должны обладать очень серьезными управленческими знаниями.