Основным критерием эффективности деятельности здравоохранения является ожидаемая продолжительность жизни населения. По этому показателю Россия на 6,2 года отстает от "новых" стран Евросоюза, имеющих сопоставимый с нами уровень экономического развития, то есть ВВП на душу населения (Польша, Чехия, Венгрия, Словакия и Словения).
Приоритетный национальный проект "Здоровье" (2006-2010гг.) и программы модернизации здравоохранения (2011-2012гг.), реализованные в России по инициативе первых лиц государства, позволили с 2005 по 2013 год добиться существенного улучшения показателей здоровья населения. ;С 2005 по 2013г. смертность населения РФ постоянно снижалась, всего - на 19% (с 16,1 случая до 13,0 случаев на 1 тыс. населения в год). Это привело к росту ожидаемой продолжительности жизни на 5,4 года - с 65,4 до 70,8 года.
19 сентября 2016 г. на заседании Правительства РФ Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова заявила о снижении смертности во всех возрастных группах населения. В реальности же коэффициент смертности последние 3 года стагнирует на уровне 13,1-13,0 случаев на 1 тыс. населения (в 2013г. - 13,0; 2014г. - 13,1, 2015г. - 13,0). За 10 месяцев 2016 г. этот показатель по предварительным данным составил 12,8 случаев. Это означает, что целевое снижение смертности в 2016г., обозначенное в госпрограмме "Развитие здравоохранения" - до 12,3 случаев, не будет выполнено. Достигнутое за последние 3 года снижение младенческой смертности на 26%, безусловно, важное достижение, но существенного влияния на общие показатели смертности в стране не оказывает. Это связано с очень низкой долей смертей в младенческом возрасте - 0,5% от 1,9 млн всех умерших в стране за 2015г. Более того, нам еще далеко до стран ЕС в среднем, в которых младенческая смертность - 3,7 случая.
Первая главная проблема российского здравоохранения, на которой должны быть сконцентрированы максимальные усилия,- это сверхсмертность мужчин, особенно в трудоспособном возрасте. В 2015 г. их умерло 365 тыс. человек или 80% от всех умерших в трудоспособном возрасте. В результате ожидаемая продолжительность жизни российских мужчин почти на 8 лет меньше, чем у мужчин в "новых" странах ЕС, близких к РФ по уровню экономического развития (соответственно 65,9 и 73,7 года).
Вторая проблема - это здоровье детей и подростков. Так, вероятность смерти детей в возрасте до 5 лет в России хоть и снижается, но в 1,6 раза выше, чем в новых странах Евросоюза. С 1980 по 2015 г. в РФ доля детей родившихся больными или заболевших в период новорожденности выросла в 4,2 раза. За последние 10 лет первичная заболеваемость детей (0-14 лет) от разных причин выросла в 1,5-2 раза, а подростков - выросла в 2-3 раза.
Для обеспечения доступности первичного звена главное - это должны прийти новые и квалифицированные кадры. В этой связи, очень важно, что Президент РФ не снимает с повестки дня поэтапное увеличение заработной платы медицинских работников, предусмотренное в его майских Указах. Дальше - надо искать и внедрять механизмы, которые сделают первичное звено привлекательным для врачей.
Вторая мера - необходимо ускорить и интенсифицировать работу по развитию непрерывного медицинского образования. Путь в этом направлении профессиональными обществами по специальностям уже проложен: разработаны дистанционные модули, проводятся региональные образовательные мероприятия высокого качества, создан образовательный портал для врачей. Далее, ответ за Минздравом - необходимо срочно актуализировать нормативную базу и предусмотреть необходимое финансирование. Средства здесь требуются небольшие, а вот эффект, который измеряется в качественно пролеченных больных и спасенных жизнях, будет огромным. Не менее 5 рублей на каждый вложенные рубль! Это уже давно поняли за рубежом, поэтому развитию непрерывного образования во всех развитых странах уделяется первостепенное внимание.
Для сокращения смертности мужчин в трудоспособном возрасте необходимо совместно с работодателями организовать оказание первичной медико-санитарной помощи мужчинам непосредственно на производстве. А для детей потребуется восстановление "школьной медицины". Эти программы должны быть срочно разработаны совместно с Министерством образования.
Кроме того, необходимо расширить категории населения, которым государство компенсирует расходы на лекарственные средства в амбулаторных условиях. Пока доступ к бесплатным лекарствам в нашей стране имеют только граждане с инвалидностью или получающие специальные льготы, это не более 20 млн человек. С 2017 г. желательно охватить этой программой граждан трудоспособного возраста, страдающих болезнями системы кровообращения, с 2018 г. - детей и подростков от 0 до 18 лет, с 2020 г. - другие категории пациентов.