Фактически уход от ответственности

05 сентября 2019

Министерство здравоохранения РФ внесло существенные изменения в новую редакцию государственной программы "Развитие здравоохранения", которая опубликована на сайте Regulation.gov.ru. По сравнению с предыдущей версией, в ней ухудшен ряд ключевых показателей, по которым судят об эффективности системы. Среди них смертность и ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ).

Снижение показателей общей смертности и ожидаемой продолжительности жизни в новой версии программы "Развитие здравоохранения" - это фактически уход Минздрава от ответственности за улучшение здоровья населения страны. По новой версии программы к 2020 г. вместо снижения, число умерших в нашей стране останется на уровне 13 случаев на 1 000 населения. Другими словами, смертность в России останется на том же уровне, что и в 2013 г.

При этом доводы о том, что смертность нельзя снизить из-за старения населения РФ, несостоятельны. Во-первых, прогнозы возрастной структуры населения страны к 2020 г. были известны уже в 2014 г., когда утверждалась программа. И тогда это не помешало поставить задачу по снижению смертности населения РФ до 11,4 случаев на 1 тысячу населения. Во-вторых, сегодня в РФ доля населения старше пенсионного возраста (женщины старше 55 лет, мужчины - старше 60 лет) составляет 24,6% от всего населения. По среднему варианту прогноза Росстата, к 2020 г. эта доля составит 26,1%, т.е. число граждан пенсионного возраста возрастет на 2,5 млн человек. Это мало влияет на тенденции роста смертности. При этом одновременно в этот период в РФ вырастет на 1,8 млн число граждан моложе трудоспособного возраста (от 0 до 16 лет), что напротив должно привести к снижению показателей смертности. Как известно, молодые умираю реже, чем люди старших поколений.

Одновременно Минздрав планирует изменить в программе и целевое значение показателя ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ). Вместо роста ОПЖ с нынешних недопустимо низких 71,4 до 74,3 года к 2020 г., предлагается снизить целевое значение на 0,3 года. В этой связи следует отметить, что показатель ОПЖ рассчитывается на основании повозрастных коэффициентов смертности. Как Минздрав планирует увеличить ОПЖ к 2020 г. при сохранении смертности на том же уровне, остается неясным. Так, по прогнозам Росстата от мая 2016 г., для того, чтобы продолжительность жизни наших граждан в 2020 г. была равной 74 года, общий коэффициент смертности должен быть около 12,2 случая на 1 тысячу населения, а не 13,0 случаев, как планирует Минздрав.

Еще раз хочу отметить, что в РФ очень низкий показатель ОПЖ по сравнению с развитыми странами, которые имеют близкий к РФ уровень экономического развития. Среди них ряд "новых" стран Евросоюза (Чехия, Венгрия, Польша, Словакия и др.). При этом у них еще и доля населения старше 65-ти лет существенно выше, чем в РФ. Российские мужчины живут почти на 8 лет меньше, чем в этих странах (соответственно 66 лет и 74 года). Другими словами, живут чуть-чуть дольше, чем официально установленный сегодня в РФ пенсионный возраст. А если его будут поднимать (у мужчин до 65 лет и женщин до 63 лет), как обсуждали на Гайдаровском форуме? Вот уж точно и побыть на заслуженном отдыхе не удастся. Еще один показатель - смертность детей в возрасте до 5 лет - в РФ его значение в 1,7 раза выше, чем в этих странах (соответственно 8,0 и 4,8 случая на 1 тыс. родившихся живыми). Разве это не повод для немедленных мер, направленных на снижения смертности наших граждан?

Перевыполнение планов по снижению младенческой смертности (в программе запланировано снижение целевого показателя к 2020 г. до 5,4, вместо запланированных ранее 6,4 случаев на 1 тысячу родившихся живыми), конечно же, очень хорошо. Но число младенческих смертей в общей смертности населения очень мала - всего 12,7 тыс. из 1,9 млн умерших в 2015 г. (0,7%)".

Улумбекова Г.Э., д.м.н., ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением

При использовании материалов сайта, ссылка на ВШОУЗ обязательна