В России есть все возможности для того, чтобы значительно снизить смертность (особенно детей и граждан трудоспособного возраста), и тем самым к 2025 году увеличить ожидаемую продолжительность жизни граждан до 76 лет. Эту цель поставил Президент России Владимир Путин на прошедшем в марте заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, в ходе которого обсуждались перспективы создания современной системы здравоохранения. Руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова считает поставленную задачу выполнимой, но при условии повышения эффективности управления и увеличения государственного финансирования здравоохранения.
В РФ в период с 2012 по 2016 год не произошло значимого улучшения здоровья населения. Общий коэффициент смертности стагнирует на уровне 13,1-12,9 случаев на 1 тыс. населения вместо запланированного снижения по Госпрограмме "Развитие здравоохранения" до 12,3. Соответственно, ожидаемая продолжительность жизни при рождении (ОПЖ) за этот период возросла только на 1,6 года достигнув 71,9 лет в 2016 г. (среднегодовой прирост - 0,4 года). В период с 2005 по 2012 год, когда государственное финансирование здравоохранения увеличивалось, среднегодовой рост ОПЖ был почти в два раза выше. В результате цель по достижению значения ОПЖ в 74 года к 2018 г., поставленная в майском Указе Президента РФ, не будет выполнена. При этом сегодня значение ОПЖ российских граждан на 6,2 года ниже, чем в "новых-8" странах ЕС, сравнимых с нашей страной по уровню экономического развития. У них ОПЖ достигло почти 78 лет. ОПЖ российских мужчин - на 7,7 года ниже, чем в этих странах, а смертность детей до 14 лет - в 2 раза выше, чем у них. Это говорит о том, что нам необходимо пересмотреть имеющуюся политику в здравоохранении.
По данным Казначейства государственные расходы на здравоохранение в 2016 г. составили 3,1 трлн руб. или 3,6% ВВП. При расчете на душу населения это в 1,7 раза ниже, чем в "новых-8" странах ЕС (соответственно 815 и 1383 $ по паритету покупательной способности).
При этом имеющиеся ресурсы тратились не всегда эффективно - не на главные приоритеты и небережливо. Например, в ситуации сокращения общих объемов финансирования отрасли в реальных ценах, средства ОМС, предназначенные только для оказания медицинской помощи большинству населения (из которых в том числе формируется оплата труда медицинских работников), расходуются на строительство объектов здравоохранения и закупку автотранспорта, на оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи, например, ЭКО и выхаживание младенцев с экстремально низкой массой тела (ранее эти статьи расходов всегда финансировались из федерального и региональных бюджетов).
В 2017 году запланированные государственные расходы снижаются по сравнению с предыдущим годом на 3% в текущих ценах и на 7% в реальных ценах (при условии, что инфляция составит 4%). Вместе с тем, в исследованиях ВШОУЗ обосновано, что в РФ для снижения смертности до 11,3 случаев на 1 тыс. населения и для достижения ОПЖ равной 75-76 лет (которая соответствует названному уровню смертности), потребуется поэтапное увеличение государственного финансирования здравоохранения как минимум в 1,5 раза в ценах 2016 года.
Из вышеизложенного следует, что в 2017 и 2018 годах в условиях ограниченных финансовых ресурсов, нам придется сделать главный акцент на повышении эффективности расходования имеющихся средств. Другими словами, изыскать дополнительные ресурсы внутри отрасли и направить их на важнейшие статьи расходов. А с 2018 года обосновать поэтапное увеличение государственных расходов на здравоохранение. Только так, мы сможем достичь цель, поставленную Президентом РФ В.В. Путиным, о достижении к 2025 году ОПЖ российских граждан равной 76 годам.
Проведенные ВШОУЗ исследования показали, что если эффективно тратить имеющиеся ресурсы здравоохранения, то в большинстве регионов РФ к началу 2019 года можно достичь ожидаемой продолжительности жизни в 72,5 лет. Но, чтобы двигаться дальше, потребуются дополнительные средства.
Сохранение здоровья и снижение смертности российских мужчин, детей и подростков (а не только снижение младенческой смертности). Эти приоритеты должны быть отражены во всех программах развития здравоохранения. Концентрация усилий на эффективной организации работы первичного звена здравоохранения. Для этого необходимо ликвидировать дефицит медицинских кадров, создать условия для их достойной оплаты труда и повышения квалификации. Организация медико-социальной помощи и реабилитации на дому для граждан старшей возрастной группы, возможно с привлечением частных медицинских организаций. По прогнозам Росстата число граждан старшей возрастной группы к 2020 г. возрастет почти на 3 млн человек. Это означает, мы уже сегодня должны задуматься над тем, в каких видах медицинской помощи будут нуждаться эти граждане. Повышение качества медицинской помощи. Этого можно добиться как путем повышения квалификации медицинских кадров, так и путем внедрения современных систем обеспечения безопасности пациентов в медицинских организациях. При этом опережающими темпами должна расти квалификация руководящих кадров в здравоохранении. Реализация массовых межведомственных программ по комплексной охране здоровья населения с привлечением всех заинтересованных сторон, в том числе при активном участии глав регионов и муниципальных образований. Общаясь с нашими регионами, я поняла, что если мы напишем стратегию по развитию здорового образа жизни на федеральном уровне, ничего не случится. Если даже губернатор поставит цель региональному министру, ничего не случится. Нам придется написать стратегию, которая была бы сквозной, доходила до головных учреждений здравоохранения в муниципальных образованиях и реализовывалась под личным контролем глав регионов. Эта система должна работать как снизу-вверх, так и сверху-вниз. В завершении хочу добавить, что какие бы программы и стратегии мы не написали, главное - это обеспечить эффективное взаимодействие врача и пациента. Для этого необходимо, чтобы число врачей не сокращалось, а росло, особенно в первичном звене здравоохранения. Вместе с тем, в 2015 г. дефицит врачей участковой службы составляет 60% от расчетного норматива, или 40 тыс. чел. Необходимо, чтобы у врача было достаточное время на прием пациента, условия для повышения квалификации и достойная оплата труда, без переработок, которые отрицательно сказываются на качестве медицинской помощи. Вся система организации и управления здравоохранением должна быть сфокусирована на создании эффективного взаимодействия врача и пациента. Сегодня, напротив, вместо решения коренной проблемыс их дефицитом, принимаются меры, которые только ухудшают ситуацию и отвлекают внимание от этой проблемы. Так, проведение диспансеризации (без дополнительных кадров и финансовых ресурсов) увеличивает поток пациентов в АПУ, соответственно, растут очередность на получение помощи и нагрузки на медицинский персонал. И еще, считаю, что пора уже в российском здравоохранении отказаться от практики комплементарной отчетности, которая не отражает объективную ситуацию в отрасли. Для того, чтобы осмысленно двигаться вперед нам придется трезво, без самообмана взглянуть на проблемы нашей отрасли, открыто обсудить их с экспертно-научным сообществом, медицинскими работниками и населением. И дальше, вместе выработать эффективные решения. Только так мы сможем достичь результата.
Главное - создать эффективное взаимодействие в точке "врач-пациент"
Улумбекова Г.Э., д.м.н., ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением
При использовании материалов сайта, ссылка на ВШОУЗ обязательна