Петербургский эпидемиолог - о "COVID-гаданиях" и бессмысленных тестах

30 августа 2021
Новый подъем заболеваемости коронавирусом может начаться в Санкт-Петербурге уже в середине сентября. К такому выводу пришли члены рабочей группы по математическому моделированию распространения коронавируса из Центра НТИ СПбПУ. По мнению руководителя группы Алексея Боровкова, избежать всплеска инфекции осенью вряд ли удастся. Если говорить обо всей стране, то четвертая волна "ковида" скорее всего накроет её в течение ближайших трех месяцев, заявил ведущий исследователь в области молекулярной биологии, вирусологии и иммунологии, академика РАН Петр Чумаков.
РБК Петербург подготовил серию публикаций о том, что ждет страну осенью, от чего зависит характер и время нового подъема заболеваемости и на что ориентироваться, принимая решение о вакцинации или ревакцинации. Мнения опрошенных изданием экспертов о том, какой сценарий пандемии наиболее вероятен, разошлись.
Антон Барчук, эпидемиолог, директор Института междисциплинарных медицинских исследований Европейского университета:
"Сценарии развития пандемии во многом зависят от появления новых штаммов. И все прогнозы - это в большей степени гадания. Мы не знаем, появится ли еще один новый вариант коронавируса, устойчивый к тем вакцинам, которые уже существуют. С этим может быть связан самый пессимистичный прогноз. Если это случится, то ход пандемии изменится полностью - по сути, мы всё начнем заново.
По оптимистичному сценарию, ситуация стабилизируется, когда большинство либо вакцинируется, либо переболеет, а принципиально новых штаммов не появится. Возможно, именно в прошедшую волну переболели все оставшиеся без защиты людей (не болевшие и не привитые). Дальше многое зависит от длительности защиты, которую мы получаем после вакцины или болезни.
Это тоже пока больше гадание, потому что если не появится новый штамм вируса, то рано или поздно снизится иммунная защита у населения. Когда и насколько - мы точно не знаем. Пока есть понимание, что иммунитет достаточно длительный, скорее всего, он действует дольше года. Мы находимся в стадии исследований: наблюдаем переболевших, вакцинировавшихся, делаем тесты для оценки иммунного ответа. Массовая вакцинация началась в январе, всего 8 месяцев назад, и у нас нет данных длительного наблюдения.