"Люди не должны доплачивать за то, что живут в самой большой стране мира"

07 сентября 2021

На очередном Восточном экономическом форуме (ВЭФ), который завершается 4 сентября во Владивостоке, традиционно был заключен сразу ряд крупных соглашений, касающихся дальнейшего развития дальневосточных территорий. О наиболее важных из них, а также о строительстве нового города, поисках решения "квартирного вопроса" и о перспективах изменения системы авиаперевозок "Известия" в последний день форума поговорили с министром по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексеем Чекунковым.

"Чтобы снизить цену, нужно больше строить"

Одно из самых громких соглашений, подписанных [в рамках Восточного экономического форума], это соглашение о создании нового города-спутника в 30 км от Владивостока. C чего начнется этот процесс? Во сколько он обойдется бюджету, и какие инвестиции планируется привлечь?

- Первое и самое главное, на чем зиждется наша вера в этот проект: у нас есть земля. Город-спутник будет создан на земле, которая сегодня входит в периметр территории опережающего развития (ТОР) "Надеждинская". Это одна из самых успешных наших территорий опережающего развития: там уже реализуется 71 инвестиционный проект. В своем пленарном выступлении президент России Владимир Владимирович Путин поручил к следующему ВЭФ представить мастер-планы реновации городов.

Вот в рамках этой реновации убежден, что коллеги, которые подписали это соглашение - это Корпорация развития Дальнего Востока и группа ВЭБ.РФ, - приложат все усилия, чтобы мастер-план спутника был одним из тех мастер-планов, которые мы будем представлять на следующем ВЭФ. А с учетом того, что есть участки и, в общем, этот план вызревал достаточно давно - я, например, познакомился с этой концепцией еще когда руководил Фондом развития Дальнего Востока, - некоторые резиденты - хорошо известные в Приморском крае компании, которые уже создавали меньшего объема, но достаточно амбициозные девелоперские проекты на этой земле. Поэтому это является естественной реакцией на рыночный запрос.

А рыночный запрос во Владивостоке очень простой: высокая цена на недвижимость, людям нужны квартиры. Чтобы снизить цену, нужно больше строить - точка. Это то же самое, что и ситуация с красной икрой, которая у нас была: почему икра подорожала? Потому что ее мало было. Икры стало больше - она стала чуть дешеветь. Жилье почему дорогое? Потому что его мало. Если мы построим город, - даже не сразу все почти 3 млн квадратных метров, которые заявили в КРДВ. Мы рассчитывали сделать первый этап несколько более скромным: мы рассчитывали на 1 млн кв м, но в любом случае, это будет серьезный объем недвижимости, который, мы надеемся, и окажет влияние на цены во Владивостоке, и даст новое качество городской среды.

Потому что когда ты планируешь такой масштабный проект изначально как единое целое, это сразу правильные транспортные развязки, сразу правильные парковые пространства, правильные парковки, обязательно правильная набережную, потому что спутник будет в одном из самых красивых заливов, который есть в Приморье, а значит, в России. Вот поэтому мы действительно считаем это соглашение одним из самых значимых из подписанных на этом ВЭФ.

А объем инвестиций вы могли бы предположить?

- Если говорить грубо, с учетом инфраструктуры, умножайте на 100. То есть если это будет 1 млн кв м, это будет 100 млрд рублей на первом этапе. Значит, государственных инвестиций потребуется от 10 до 20 млрд рублей, которые мы сможем предоставить благодаря механизму дальневосточной концессии.

Вчера Михаил Владимирович Мишустин объявил, что правительство приняло постановление о запуске механизма дальневосточной концессии. Поэтому теперь у нас есть земля, у нас есть финансовый ресурс для обеспечения этих участков инфраструктурой. Сейчас очень важно, как и поручил президент России, пройти этап планирования, создать мастер-план, генеральный план застройки этой территории и уже выходить на площадку.

"Дальневосточный квартал" должен стать синонимом качества жизни"

Вы сказали сейчас, что на Дальнем Востоке высокие цены на жилье. Насколько в связи со строительством нового города они снизятся, как вы ожидаете? И какие новые застройщики придут в регион?

- Новый город - это только один из компонентов большого проекта, большой мозаики. Большой проект - это "Дальневосточный квартал", [как его] мы называем. Что такое "Дальневосточный квартал"? Может быть, название не все воспринимают, но это способ снизить цены на жилье. Мы конвертируем все льготы, всю господдержку, которая может быть для застройщиков, в их обязательство продавать квартиры на некий процент ниже среднерыночной цены. То есть мы, первое, отобрали уже более 10 участков во всех крупных городах Дальнего Востока. Мы накрываем их территорией опережающего развития - это один из самых выгодных для бизнеса преференциальных режимов в России, при котором они на протяжении пяти лет не платят почти никаких налогов текущих, а на протяжении следующих пяти лет платят пониженную ставку, что для любого девелоперского проекта более чем достаточно. И мы выставляем их на открытый прозрачный аукцион, где с нас участки земли с обязательством подвести инфраструктуру и требования к тому, что на них должно быть создано.

А застройщик соревнуется, какую скидку к рыночной цене он даст на эти квартиры. Для каждого города мы считаем свой индекс, здесь нужно быть очень точным, потому что нельзя иметь какой-то средний Росстат в среднем по больнице. Мы, извините, говорим про территорию размером с крупнейшие страны мира, территорию размером с континент больше Австралии. Мы не можем иметь какой-то усредненный показатель... Поэтому будет свой индекс для Якутска, свой индекс для Улан-Удэ, свой индекс для Хабаровска, свой индекс для Владивостока и так далее.

Вот к этому индексу какую скидку? Если приходит один застройщик и говорит: "Я по этому требованию построю то, что нужно, и дам скидку 7%". А следующий придет и скажет: "А я дам 11%". На электронном аукционе победит тот, который дал 11%. Чтобы было хорошее качество и застройщики не спотыкались, будем проводить их предварительную предквалификацию. Я думаю, будем выносить на правительственную комиссию эти решения. То есть это будет гонка сильных, на олимпиаду все-таки не пускают кого хочешь. На олимпиаду пускают спортсменов, которые прошли предквалификационные испытания.

Есть уже какие-то интересанты?

- Да, безусловно. Я сказал бы, что два самых выдающихся - это группа Дом.РФ, которая создает свое собственное девелоперское подразделение и намеревается стать крупным застройщиком, и это группа ПИК, которая уже активно работает на Сахалине и приступает к работе в том числе и здесь. Это те, кому мы будем предлагать, но это открытый процесс, заявиться могут все: у нас в стране много сильных девелоперов. Я думаю, когда они увидят масштаб возможности, мы ожидаем, что абсолютно все серьезные девелоперские группы должны проявить к этому интерес. Более того, я думаю, мы в том числе будем смотреть, возможно, в некоторых случаях и на иностранных партнеров.

Например, мне лично кажется, что Дальний Восток - это такое интересное место, которое нужно застраивать не только многоэтажками, а создавать и, например, японскую деревню где-то. Я думаю, такой проект пользовался бы спросом. Или швейцарскую деревню. Мы говорили с представителями европейского бизнеса. Здесь сопки. Швейцария, как известно, застроена такими интересными альпийскими деревнями. Финляндия как страна, которая обладает одними из ведущих в мире технологий деревянного домостроения. Будем обязательно в том числе работать и с иностранными партнерами, чтобы продукт, который получался...

Вот какой смысл мы вкладываем в словосочетание "Дальневосточный квартал": чтобы это был особенный продукт, [чтобы] людям хотелось там жить. Не просто дешевле - дешевле можно построить массовую застройку, - но чтобы было еще и особое качество жизни.

Насколько могут снизиться цены и в течение какого времени?

- Здесь волшебства я вам не пообещаю, потому что если я вам скажу, что цены снизятся, например, на 20-30%, я буду несправедлив, значит, что-то не то. Все-таки недвижимость исторически была одним из самых твердых и надежных активов, и в общем в долгосрочном периоде она только дорожала. Мы это все знаем и по жизненному опыту, в том числе, если посмотреть далеко назад.

Есть определенные циклы, есть кризисы, но поэтому наша задача - хотя бы прижать цены процентов на 10 от средней рыночной. Наша цель - порядка 10%. Это то, что я докладывал президенту. Это серьезно. Большинство людей потратит те же деньги, но они купят квартиру на 10% больше, лучшего качества - вот это уже неоценимо, потому что все-таки квартира квартире рознь и дом дому рознь. Для нас важнее, чтобы въезжая туда, люди радовались.

Я вспоминаю по своему детству, когда советские войска возвращались из Германии, была малоизвестная турецкая компания, которая строила военные городки как раз на 5-10 тысяч человек, такие кварталы на западе СССР. Все там мечтали жить. Городки называли эти именем этой компании. Интересно, что сейчас это - топ-2 девелоперов РФ, компания Enka, которая застроила половину "Сити". Они начинали с этого как раз. И я понимаю, что "Дальневосточный квартал" должен в первую очередь стать синонимом качества жизни, по доступной цене. Ну, в хорошем смысле такой "Фольксваген".

В течение какого времени можно ждать реализации этого проекта?

- Мы в этом году должны разыграть первые площадки, в следующем году начать первые стройки. В течение ближайших трех лет люди уже должны иметь возможность купить первые квартиры.

Ранее также сообщалось, что на Сахалине планируется построить новый отдельный умный город. Утвержден ли план уже сейчас? Каков объем инвестиций?

- Я, наверное, не буду хлеб у Валерия Игоревича Лимаренко (губернатора Сахалинской области - прим. ред.) отъедать здесь. Это проект, которым он активно занимается. Мы обязательно поддержим его всеми мерами поддержки, которые для него будут необходимы. По деталям проекта лучше у Владимира Игоревича спросить.

"Своего рода инфраструктурная ипотека"

Ещё стало известно, что на Курилах на десять лет появится офшор. Известны ли уже подробности: какие инвесторы планируют там работать, есть ли какие-то интересанты?

- Во-первых, слово "офшор", оно сейчас непопулярное. Это преференциальный режим, и я думаю, либо территория опережающего развития, либо свободный порт - из тех, которые уже существуют, но с теми особенностями, которые анонсировал президент РФ.

Но ТОР-то уже существует, на самом деле...

- ТОР существует, к сожалению, в своё время ошиблись с размером. Этот ТОР размером 35 га. При всем уважении - на 35 га новую экономику создать невозможно. А на Курилах вполне выгодно создавать перерабатывающие предприятия, связанные в первую очередь с морем, конечно. Потому что рыбаки работают именно там, в море... И это важно, что президент поручил не включать добычу водных биоресурсов в этот ТОР, потому что это выгодный бизнес. Но переработка - не всегда выгодный бизнес, там уже идет серьезная конкуренция со странами Азии. Это такой хрестоматийный пример, что треску, которую вылавливают в Шотландии, в Китай отправляют на разделку филе, и потом назад в Шотландию в контейнерах везут.

В шотландских магазинах продается их собственная треска, разделанная в Китае. Это я вам привожу пример. Поэтому, если минтай или сайру добывают на Курильских островах, ну зачем ее в Китай везти перерабатывать, правда? Надо ставить там перерабатывающие предприятия, но для него уже нужны те самые максимальные льготы. И инфраструктура, энергетика, и рабочие места, значит, социальная инфраструктура - эти люди жить должны в соответствующем населенном пункте, чтобы экономика складывалась.

Я думаю, первый набор - это будут компании, связанные с добычей рыбы, возможно, краба, которые там будут организовывать перерабатывающие производства.

А если говорить вообще в целом о ВЭФ, который подходит к концу, сколько ключевых соглашений подписано и что это за соглашения?

- Я бы отметил несколько аспектов. Первое - объявил вторую очередь развития "Удокан". "Удокан" - это вообще эпохальный проект, он не мог состояться с 1949-го по 2018 год. Лежал и спал как былинный богатырь и, наверное, уже мало кто верил, что когда-нибудь проснется. И в 2018 году, как раз благодаря комплексу мер, введенных на Дальнем Востоке, экономика проекта стала летать.

Там были технологические инновации. Вообще, горнорудная отрасль достаточно консервативная, но был технологический прогресс. Помните, в 2018 году Забайкалье и Бурятия вошли в состав Дальневосточного федерального округа? И тогда Удокан стал привлекательным. В этот проект вошел сильный инвестор - группа "Металлинвест" Алишера Бурхановича Усманова, - и там уже заканчивается строительство первой очереди. Но строительство второй очереди доведет общий объем инвестиций почти до 300 млрд рублей. Так что "Удокан" как такой проект-символ для нас, конечно, важен.

Второе - это целый набор проектов по дальневосточной концессии. Как механизм, который создавался по поручению правительства на протяжении последнего полугода, и его создание было завершено как раз сейчас (по совпадению - поверьте, это не специально было так задумано). Мы все лето готовили и согласовывали эти постановления правительства. Они были приняты на первом заседании правительства в новом учебном году, так сказать, после сезона отпусков. И среди этих соглашений - создание инфраструктуры для Баимского месторождения на Чукотке, о котором довольно подробно говорили два лидера государств: президент России и Казахстана на пленарном заседании. Этот проект заслуживает такого внимания даже со стороны глав государств.

Он "весит" почти 600 млрд рублей. И в нем применяется ряд инноваций, совершенно беспрецедентных. Например, энергопитание этого проекта будет осуществляться с плавучих атомных электростанций. Дорогу к этому проекту будут строить за счет дальневосточной концессии - соглашение как раз было подписано на форуме.

Кто будет строить?

- Строить будет сам инвестор. Концессия обеспечивает ему возврат. В этом смысл этого проекта. То, что я докладывал Владимиру Владимировичу Путину: мы не можем обеспечить субсидию на инфраструктуру всем инвесторам, которые заявились к нам со своими проектами. У нас просто нет столько ресурсов в бюджете. Но мы не можем позволить себе потерять ни одного этого инвестора, поэтому мы договорились, чтобы они строили сами свои проекты, а мы в течение 10-15-20 лет будем расплачиваться за построенную инфраструктуру, но уже получая доходы от работающих проектов.

Их это устраивает, потому что в таком случае все равно основная нагрузка ляжет на бюджет, но она будет распределена во времени. Это, своего рода, инфраструктурная ипотека. Пожалуй, единственный способ сейчас синхронизировать развитие инфраструктуры с учетом бюджетных ограничений и развитие экономики, новых проектов, для которых нужна эта инфраструктура.

Дальше. Инфраструктура не только для инвестиционных проектов, инфраструктура для создания тех самых новых кварталов, для жилья. С Магаданской областью и ДОМ.РФ мы подписали соглашение общим объемом 50 млрд рублей на создание новой социальной инфраструктуры - это фактически реновация города Магадана, масштабная, включающая объекты здравоохранения, новые поликлиники, новые школы. Новая инфраструктура для кварталов, которая позволит там создать, более 100 тыс. квадратных метров нового жилья. Для сравнения: в 2019 году (я за 2020 год статистику ещё не видел, но не думаю, что она не изменилась) в Магадане построили 9 тыс. новых метров жилья - домик построили, подъезд. На весь Магадан!

Я здесь должен сразу отметить: скептики говорят, а зачем строить? В Магадане жителей немного, и им не нужны новые дома. Я приглашаю этих людей в Магадан пройтись по некоторым районам, зайти в некоторые дома и ответить себе на вопрос: ну что, так и будут люди жить следующие десятилетия? Люди, которые добывают для нас почти 50 тонн золота в год? У нас сейчас Магадан исторический рекорд будет ставить, это вообще одна из важнейших горнорудных провинций. И в общем там есть благосостояние, там есть люди с деньгами, им нужна совершенно другая социальная сфера.

Да, там суровый климат, очень красивая природа. Я, как искушенный путешественник по Дальнему Востоку и Арктике, который был во многих интересных местах, скажу, что в Магадане очень достойное качество туризма, связанного с природой, туризма, связанного с океаном, с Охотским морем - смотреть на косаток, смотреть на китов, совершенно потрясающая рыбалка; для тех, кто этим увлекается, охота. Правда, об этом аспекте я знаю только понаслышке, я не охотник, я рыбак. Конечно, там нужна новая сфера города, новые дома, новые улица, новая набережная.

"Дальний Восток без вертолетов немыслим"

Доступен ли туризм в этих регионах для людей?

- Здесь приняты очень важные решения в рамках совещания президента о социальном развитии Дальнего Востока. Особый акцент он сделал на связанность этой территории. Что значит связанность? Я хочу перевести на простой русский язык. Люди, граждане России, не должны доплачивать за то, что они живут в самой большой стране мира. Наоборот. Представьте, как изменило жизнь людей метро.

Раньше было как - живешь в центре большого города, и вот если ты на автобусе или троллейбусе добрался- Пять остановок, наверное, еще можно, десять остановок - уже никто не ездил. В школу за десять остановок считалось далеко. А когда проложили метро, эти города выросли кратно. Так вот такое авиа-метро должно существовать между западной частью России и восточной, чтобы люди свободно летали из Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи во Владивосток, Хабаровск, Якутск, Сахалин и обратно.

И в этом смысле первое - приняты решения об оптимизации субсидирования авиаперевозок. Президент сказал, в общем, для нас священные слова, он сказал, что субсидии должны быть автоматическими. Не сколько придумали - я сам отношусь к этой группе, поэтому позволю себе это слово - чиновники. Вот чиновники придумали, что субсидии должно быть столько и дать их нужно вот на эти маршруты, или кто-то что-то не так написал - и кто-то получил субсидию, а кто-то нет. У нас была, к сожалению, кризисная ситуация в этом году, когда "выпали" три маршрута магистральных, включая серьезнейшие наши города. Якутск, Улан-Удэ, Чита не получили субсидии из-за методики распределения.

Мы серьезно разбирались, и жесткие санкции были, но и поменяли методику в результате. Летать должно быть дешево, рейсов должно быть много. И дальше, прилетев в аэропорт-хаб Дальнего Востока, внутри Дальнего Востока доступность самых небольших его населенных пунктов должна быть абсолютной. Потому что это просто интересные места. Туда людям, которые там живут, должно быть легко и доступно долететь. Если раньше из Южно-Сахалинска в Комсомольск-на-Амуре полет занимал с учетом пересадки более суток и стоил 15 тыс. рублей, то сейчас он стоит 4400 рублей и занимает 1,5 часа, два часа.

Вот для чего создается единая дальневосточная авиакомпания "Аврора". Решение по субсидиям в результате совещания президента по социальному развитию было принято в общей сложности на 35 млрд рублей. Из них 21 млрд - это собственно субсидирование маршрутов, и 14 млрд - это до 2025 года уже стоимость обновления авиапарка, закупки отечественных самолетов.

Поэтому это важнейшее решение ВЭФа, который в этом смысле как раз является каждый год сильным толчком в развитии Дальнего Востока.

А когда станут все города, и маленькие в том числе, более доступными благодаря таким решениям?

- Все одномоментно не станут. У нас более 1,8 тыс. населенных пунктов, и некоторые сильно труднодоступные. Каждый год мы будем добавлять по несколько десятков маршрутов. В этом году уже набралось 20 маршрутов, в следующем году их будет под 50 и так далее. В общей сложности, включая существующие маршруты, к 2025 году будет более 530 маршрутов. Это уже большое количество связей, то есть Дальний Восток будет покрыт сетью совершенно другого количества и качества, что здесь тоже важно.

Мы не просто так "Аврору" выбрали как ключевого игрока, ключевое звено в этой цепи. Потому что "Аврора", будучи внутри "Аэрофлота", нашей ведущей авиакомпании, наработала технологии, связанные с безопасностью, связанные с сервисом (как сервисом пассажиров, так и обслуживанием воздушных судов), управленческие технологии, чтобы давать перевозки мирового уровня, мирового качества. Дальневосточники здесь заслуживают лучшее.

И, дай бог, [заслуживают] лучшие новые российские самолеты, которые они получат. Это Ил-114 и "Суперджеты", безусловно, и Ил-410, и новый электромоторный самолет "Байкал", который мы с нетерпением ждем, и новые вертолеты. Кстати, на ВЭФе выставлялась машина арсеньевского завода ("Прогресс" - прим. ред.), К-62: и выглядит красиво, и внутри очень комфортная, современная, и обладает совершенно другим уровнем безопасности, а главное, скорости и экономичности также для перевозчиков.

Потому что Дальний Восток без вертолетов немыслим. Мы всё равно всюду по [взлетной] полосе не построим.

Председатель правительства Михаил Мишустин сказал, что цены дальневосточных перевозчиков не должны превышать 10,9 тыс. рублей. Но цены растут постоянно, топливо растет сильнее, за счет чего планируется удержать цены на таком уровне?

- Первое время - субсидии. По топливу были серьезные разговоры, и я надеюсь, что два крупных проекта, о которых идет речь, направленные на производство топлива в регионе - это Восточная нефтехимическая компания и проект "Газпрома" на Сахалине, - что они будут реализованы. И тогда у нас и автомобилисты дальневосточные будут обеспечены своим бензином по внутренней цене, и авиаперевозчики - более дешевым авиакеросином. Ну и повышение эффективности работы самой авиакомпании, потому что должен вам признаться, это, наверное, не секрет, но эффективность работы некоторых региональных авиакомпаний нуждается в оптимизации - я бы так дипломатично выразился.

Необходимо оптимизировать, какие суда становятся на рейс, потому что сейчас есть сумасшедшая недозагрузка. Я видел график, по которому одно региональное авиапредприятие одним самолетом одного типа перевозит в десять раз меньше пассажиров, чем "Аврора" таким же типом. Там просто мало пассажиров - зачем каждый раз гонять огромный самолет, заполненный на 10%? Может быть, туда нужно более маленький самолет поставить и заполнять его хотя бы на 60%?

У нас плановая заполняемость по финансовой модели авиакомпании - порядка 60%. Вот это оптимальная заполняемость, которая, во-первых, комфортна для пассажиров, соответствует реалиям жизни, но позволит совершенно другую экономическую эффективность.

Как раз по состоянию нефтегазовой инфраструктуры - планируются ли какие-то дополнительные меры? В регионе работает много нефтегазовых компаний, принимаются ли какие-то меры для того, чтобы не было нефтеразливов, например?

- У нас работают ведущие компании нефтегазовые. Если говорить про Сахалин, это "Газпром", "Роснефть", "Эксон", "Шелл". Это серьезные компании, которые уделяют огромное внимание качеству своей работы. Если говорить про Арктику, то это "Газпромнефть". Если исходить из того, с чем я лично сталкивался, у них самые современные технологии применяются.

При этом и с самыми лучшими компаниями случаются инциденты, мы все знаем такие случаи. Но я бы так сказал: дисциплина, которую мы видим у руководства этих компаний, их технологические процессы, дают настолько большой уровень защищенности, насколько возможно. Поэтому рассчитываем, что в этой части у нас степень защиты высокая.

Недавно в России началась программа, аналогичная дальневосточному гектару - арктический гектар. Есть ли первые результаты?

- 3,5 тысячи человек уже подали и удовлетворили эти заявки на арктический гектар. В первую очередь это Мурманская и Архангельская области. Как мы понимаем, это индивидуально-жилищное строительство или малый бизнес. Поэтому программа, безусловно, пользуется спросом, Росреестр даже запросил дополнительные вычислительные мощности, поскольку количество обращений в первые сутки превысило лимиты. Мы даже на пару часов, увы, вынуждены были уйти в офлайн. Но мы быстро восстановили работу системы, и все желающие смогли выбрать свой гектар.