29 сентября 2022 года опубликован Бюллетень Счетной палаты РФ «Социальное страхование». Свой экспертный комментарий дала ректор Вышей школы организации и управления здравоохранением, д.м.н. Улумбекова Г.Э.:
Отчет составлен профессионально, выводы и рекомендации соответствуют проведенному анализу. Анализ охватывает большинство аспектов деятельности проверяемых центров реабилитации: «Ключи», «Вольгинский» и «Вятские Увалы» (далее – центры). Текст отчета изложен ясно, без излишних подробностей. Нижеизложенные дополнения и замечания не влияют на суть выводов и рекомендаций, сделанных специалистами Счетной палаты.
• обеспеченность медицинскими кадрами центров по сравнению с установленными штатными нормативами и рекомендациями «Порядка организации медицинской реабилитации взрослых» (далее – Порядок) на третьем этапе реабилитации. Известно, что в сети медицинских организаций Минздрава России имеется существенный дефицит медицинских кадров, занимающихся вопросами реабилитации (укомплектованность в стационарах составляет только 80 % при условии совместительства. Этот фактор может существенно ослаблять пропускную способность центров ФСС, даже при наличии достаточного количества стационарных коек. Важно также выявить причины дефицита кадров. Вероятнее всего, это будет низкий размер нормативных затрат, который не обеспечивает адекватную стоимость государственной услуги. Соответственно, потребуется пересмотр этих нормативов учредителем центров (ФСС);
• уровень и периодичность квалификации медицинского и управленческого персонала, а также использование ими современных знаний в работе, в том числе наличие современных руководств в профессиональной библиотеке и на рабочих местах. Этот фактор напрямую определяет качество проводимых реабилитационных мероприятий;
• соответствие материально-технического оснащения центров, установленным в Порядке, стандартам оснащения. Этот фактор также влияет на качество оказания услуг и, в случае недостаточности оснащения, требует от учредителя центров соответствующих мер;
• соответствие объема проводимых центром реабилитационных и санаторно-курортных мероприятий изложенным в клинических рекомендациях по нозологиям, утвержденным Минздравом (в случае, если такие рекомендации изложены). Следует отметить, что только около 15 % этих рекомендаций содержат информацию по проведению третьего этапа реабилитации и санаторно-курортного лечения;
• динамику показателя «доля граждан, вернувшихся к трудовой деятельности, из числа прошедших реабилитацию» лучше оценивать в долгосрочной динамике (7–10 лет) ввиду ежегодных различий в состоянии поступающих пациентов, а также сравнивать с результатами деятельности аналогичных центров, вне системы ФСС.
Выявленные по цели 2 нарушения требуют рекомендации по повышению квалификации управленческого персонала центров.
• Выборочное анкетирование пациентов, получивших услуги в центрах, можно рекомендовать проводить с участием сотрудников регионального отделения ФСС.
• Рекомендовать Минздраву России разработать клинические рекомендации по проведению третьего этапа реабилитации и санаторно-курортного лечения по наиболее распространенным патологическим состояниям, связанным с инвалидизацией трудоспособного населения РФ: болезни костно-мышечной системы, травмы и отравления, болезни системы кровообращения и новообразования, болезни органов дыхания.
Наличие в структуре ФСС реабилитационных центров и введение системы госзаданий для них, а также эффективная работа этих центров в сложившихся условиях финансирования, оснащения и кадровой обеспеченности – факт сам по себе положительный. Однако этого явно недостаточно, чтобы исправить неудовлетворительную ситуацию со здоровьем населения трудоспособного возраста в РФ в целом, а также с производственным травматизмом и профессиональными заболеваниями в частности. О неблагополучии в этом отношении свидетельствуют следующие факты:
1. Смертность мужчин трудоспособного возраста (от 17 до 64 лет) в 2019 году в РФ была почти в 3 раза выше, чем в странах ЕС (соответственно 877,7 и 308,1 на 100 тыс. населения), а женщин – в 2,1 раза выше (соответственно 306,9 и 148,0). С советского времени (1990 г.) этот показатель ни у мужчин, ни у женщин не снизился.
2. Доля лиц трудоспособного возраста, впервые признанных инвалидами, с 1996 до 2020 года стабильно высока и составляет 44–45 % (ежегодно 270 тыс. человек этого возраста признаются инвалидами). В советское время (1990 г.) этот показатель составлял не более 37 % от всего числа взрослых лиц, впервые признанных инвалидами.
3. С 2014 года3 сохраняется высокая доля работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: в среднем по РФ 38–39 % (по данным Росстата). Из них в добыче полезных ископаемых – более 33 % (по факторам «шум, воздушный ультразвук» и «тяжесть трудового процесса»), на железнодорожном транспорте – более 20 %, в строительстве – более 15 % по названным факторам (2019 г.).
4. С советского времени была практически разрушена система охраны здоровья трудящихся граждан – «производственная медицина»: повсеместно (за исключением ОАО «РЖД» и ОАО «Газпром») закрыты цеховые врачебные, фельдшерские участки и поликлиники, ведомственные больницы, профилактории и санатории.
5. При таких неблагоприятных показателях состояния здоровья граждан трудоспособного возраста в РФ, которые даже ухудшились с советского времени, при высокой и неснижающейся доле работников с неблагоприятными условиями труда, а также в условиях разрушенной системы охраны здоровья трудящихся граждан вызывает серьезные сомнения ситуация с улучшением показателей производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваемости с временной утратой трудоспособности (далее – ЗВУТ). А именно:
• численность пострадавших на производстве со смертельным исходом за период с 2012 по 2019 год в РФ сократилась в 2,8 раза (с 4,2 до 1,5 на 100 тыс. всех работающих по всем видам экономической деятельности). В результате этот показатель стал на 15 % ниже, чем в «новых-8»4 странах ЕС, и на 21 % ниже, чем в «старых» странах ЕС (соответственно 1,5; 1,8; 1,9 на 100 тыс. работающих)5. Для справки: это единственный показатель по травматизму, по которому можно проводить сравнения РФ с развитыми странами;
• профессиональная заболеваемость с 2012 по 2019 год в РФ снизилась в 1,7 раза (с 1,71 до 1,03 на 10 тыс. работающих). В результате этот показатель в нашей стране стал в 5 раз ниже, чем в «новых-8» странах ЕС, и в 16 раз ниже, чем в «старых» странах ЕС (соответственно 2,5; 13; 41 случаев на 100 тыс. населения);
• ЗВУТ в РФ с 1995 по 2019 год снизилась в 1,4 раза (с 8,1 до 5,9 дня на 1 работника) и сегодня стала в 2,1 раза ниже, чем в странах ЕС (соответственно 5,9 и 12,6 дня на 1 чел. в год). 6. Все это говорит о том, что случаи профессиональных заболеваний и производственного травматизма недостаточно выявляются и не связываются с профессиональными вредностями и условиями труда. Более того, сами работники предпочитают замалчивать случаи заболеваний, в том числе профессиональных заболеваний и травм, во избежание потери заработка. В дополнение следует отметить, что в РФ статистический учет несчастных случаев на предприятиях и профессиональной заболеваемости ведется четырьмя разными ведомствами по разным методикам: Росстатом, Рострудом, ФСС и Роспотребнадзором6. Все это свидетельствует о недостаточности и неэффективности мер по учету и охране здоровья трудоспособного населения в РФ, в том числе проводимых ФСС.
Скачать бюллетень Счетной палаты