Специалисты из института психологии Вюрцбургского университета им. Юлиуса и Максимилиана (Германия), бизнес-школы Джаджа Кембриджского университета (Великобритания) и отдела связей по медицинским вопросам фармкомпании Pfizer опубликовали в издании Nature Medicine результаты исследования о восприятии пациентами медицинских консультаций, проведенных врачами с использованием больших языковых моделей на основе искусственного интеллекта (ИИ), но представленных респондентам одним из трех вариантов: “ИИ”, ”врач-человек” и “врач-человек + ИИ”. Как выяснили экспериментаторы, люди воспринимают одни и те же рекомендации по-разному, если указывать, что их подготовил врач, ИИ или медик совместно с языковой моделью. Рекомендации, якобы выданные “реальными врачами”, пациенты считали более чуткими, надежными и проявляли большую готовность следовать им.
В первом анализе приняли участие 1 050 пациентов, которые должны были оценить переданные им рекомендации с точки зрения надежности, понятности и эмпатичности по шкале от 1 до 7 баллов. Эмпатичность советов, которые, по мнению пациентов, были подготовлены “живым” врачом, респонденты в среднем оценили на 5,1 балла. Показатель у рекомендаций, помеченных маркировкой “ИИ” или “врач-человек + ИИ”, был одинаковым и составил 4,9 балла. Оценивая надежность ответов “врача-человека”, пациенты в среднем выставляли 5,75 балла, те же рекомендации, но подготовленные ИИ или врачом совместно с языковой моделью, респонденты в среднем оценили на 5,5. Понятность всех вариантов медицинских советов участники исследования оценили примерно одинаково – на 5,8.
Во втором эксперименте с участием 1 230 человек ученые дополнительно измерили индивидуальную готовность пациентов следовать медицинским рекомендациям. Шкала оценки была также изменена: теперь участники оценивали ответы по шкале от 1 до 5 баллов. Респонденты снова отметили, что советы, якобы подготовленные только врачом, были более эмпатичными и надежными. При этом оценка понятности рекомендаций, так же как и в первом анализе, имела незначительные различия. Готовность следовать советам реального врача участники оценили на 4,15 балла. Пациенты, считавшие, что рекомендации подготовил ИИ или врач совместно с ИИ, были более сдержанными и поставили по этому показателю 4 балла.
Как поясняют авторы исследования, такие результаты подчеркивают, что общественность воспринимает врачей как более подходящий источник специализированной информации. Также ученые отмечают: люди верят, что ответы, сгенерированные ИИ, не отличаются оригинальностью, а предоставленные языковыми моделями рекомендации могут не учитывать индивидуальные характеристики пациентов. Поиск способов противодействия такой предвзятости исследователи считают важной целью при внедрении ИИ в систему здравоохранения.